Конспект НОД в средней группе. Тема: Моя семья.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

занятие по теме семья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe.semyadocx.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе. Тема: Моя семья.

Цель: Формирование первичных ценностей интегративного качества, представлений о себе, семье через ознакомление с художественной литературой (стихи, народный фольклор – потешки, загадки, пословицы).
Задачи:
Познавательная: закреплять у детей понятие о составе семьи.
Развивающая: развивать умение отвечать на вопросы предложениями, состоящими из 2-3 слов, составлять рассказ из 2-3 предложений о маме.
Воспитательная: воспитывать заботливое, доброжелательное отношение к членам своей семьи.
Форма организации: фронтальная, работа в парах.
Структура занятия:
Вводная часть: Приветствие гостей, постановка цели занятия, «Деление на пары»  через игру «Найди такую же картинку» («Найди пару»).
Систематизация и обобщение знаний о семье (члены семьи).
Рефлексия – осознания себя и семьи.
Методы: 
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия воспитателя и детей: беседа, художественное слово, театрализация.
Приёмы: вопросы, художественное слово, детская игра «Картинка».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель обращает внимание детей на присутствие гостей, предлагает детям поздороваться с ними, поясняет, что что они хотят посмотреть какие вы стали большие, как умеете играть. Гости хотят познакомиться с вами и с вашей семьей.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди свою пару», а затем объясняет, что сегодня они будут сидеть парой за одним столом.
Дети занимают места за столами парами.
- У меня есть интересная загадка, хотите я вам её загадаю?
Разошлись пять мальчиков
В темные чуланчики
Каждый мальчик в
Своем чуланчике
Всем одно имя
Годами они равные
Ростом разные
«Угадайте, как их звать?»
(Дети отгадывают загадку).
Воспитатель: А как вы догадались, что это пальчики? Что же за чуланчики, в которые они разошлись? (Ответы детей)
Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Хотите поиграть с ними?
Воспитатель: (разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом)
«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - Я -
Вот и вся моя семья»
(Дети подражают воспитателю).
Воспитатель: О чем же эта игра? Правильно, о семье. Кто есть в этой семье? Давайте найдем самый маленький, самый любимый? Кто это? Как ласково называют вас дома? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает детям отыскать на подносе шапочку, обозначающую ребенка и надеть ее на мизинчик ладошки силуэта.
Воспитатель: А сейчас я прочитаю стихотворение, которое написал для вас  Шаукат Галеев :
«Мама пожарила оладушки
Сказала:
– А ну – поскачи
Снеси – ка их деду и бабушке
Покамест они горячи
О ком я вам прочитала? (о маме). Кто пожарил оладушки ? (мама) А какая может быть мама? (придумывают слова-прилагательные ласковая, нежная). А сейчас расскажите нам о своей маме. Сначала скажите как ее зовут, затем о том какая ваша мама и в конце –как вы помогаете маме высказываются.
Воспитатель предлагает отыскать шапочку, на которой изображена мама, наденем на безымянный пальчик.
Воспитатель: Хотите узнать, о ком рассказывает следующее стихотворение? (А.Ерекей):
«Знатный каменщик мой папа.
Он высотный строит дом
Ярким светятся огнем
Папа мой возводит стены
Он в работе всех ловчей
Уложил он за две смены
Двадцать тысяч кирпичей»
Что можно сказать о папе? (знатный каменщик) Какие ласковые слова вы хотели бы сказать о своем папе? ( Дети произносят ласковые слова, надевают шапочку на средний палец).
Физкультминутка:  Ох, я вижу вы устали,
Дружно встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Будем дальше продолжать
И с ладошками играть.
Давайте поиграем с нашими ладошками.
«Лада, лада ладушки
Мы поедем к бабушке
(хлопают в ладоши)
Всех с собой заберем
Всех с собой возьмем
(Движения рук – зовут),
Альфию с собой возьмем
Зульфию с собой возьмем
И Ильфата и Иршата в коляске повезем
(показывают руки ладонями вверх)
Лада, лада ладушки
Хорошо у бабушки
(Хлопаем в ладоши)
Эчпочмаки нам пекут
(имитируем как пекут пироги)
В саду яблони цветут
Птички разные поют
(руки поднимают вверх)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки
(хлопают в ладоши)
К кому же мы поедем? (к бабушке) Что нам бабушка испечет (ответы детей). Давайте похвалим свою бабушку. «Моя бабушка самая ...! (Произносят слова, надевают шапочку на указательный палец)
Ребята, у нас остался один пальчик - большой. Кто же это? Правильно, дедушка.
«У меня есть дедушка,
Как зима, седой,
У меня есть дедушка

С белой бородой.

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет!»

Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас? (2 – 3 ребенка расскажут о дедушке)

Ребята! Посмотрите, у нас с вами получилась большая, дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. В каждой семье есть свой дом, В котором тепло и уютно. Ведь не зря говориться в пословице «Не надо клад, если в семье лад», «Когда все вместе и душа на месте».

- И у вас у всех есть своя дружная семья, а у меня есть большие, теплые, уютные дома которые мы делали с вами на предыдущем занятии, в которые вы  можете поселить свою семью (на столах у детей на подносе лежат изображение их семьи). Дети наклеивают в окна своих домов изображения.

По окончании работы дети ставят свои работы на мольберт.(заранее на ватмане нарисована дорога) по обе стороны дороги.

Воспитатель. Ребята посмотрите, какими добрыми глазами смотрят на нас жители этой улицы

НОД на тему «Моя семья» в средней группе

Программное содержание: - Закрепить представления детей о семье.

- формировать у детей элементарные представления о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом.

- все члены семьи обязаны защищать своего ребенка.

- воспитывать любовь ко всем членам семьи.

Материал к занятию: словарное слово пожилые, иллюстрации семьи. Рассказы детей, которые они сами сочиняли дома с родителями на тему «Моя семья», картинки из сказок с семьей, созданные ситуации. Рисунки своей семьи.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я вам принесла загадку. Вы ее отгадаете и поймете, о чем мы сегодня будем разговаривать. 7-я.

Загадка: Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «Я»
Что получится? (Семья)

Дети: Семья

Воспитатель: Молодцы! У каждого человека есть своя семья. Поднимите руку те, кто считает, что он живет в семье. Скажите, а кого вы называете членами своей семьи?

Дети: бабушка, дедушка, мама, папа, братья, сестры.

Воспитатель: давайте рассмотрим фотографии некоторых семей (воспитатель листает альбомные листы). На них мы видим мужчин, женщин, девочек и мальчиков (воспитатель говорит с остановкой, ждет, чтобы дети ему помогали договаривать). А теперь обратите внимание на работы ваших семей, которые вы сделали дома – молодцы! Кто желает рассказать о своей семье ?

- Дети рассказывают (3-4 ребенка).

 Воспитатель: скажите, в семье мужчинами кто может быть?
Дети: папа, дедушка, брат (сын)
Воспитатель: а кто в семье может быть женщиной?
Дети: мама, бабушка, сестра (дочь)
Воспитатель: по возрастам люди делятся на кого?
Дети: дети, взрослые и пожилые.
Воспитатель: обращается к кому – либо из детей, например, Никита, кого ты отнесешь к пожилым людям?

Физкультминутка:

стоя, дети проговаривают, массажируя пальчики о всех членах дружной семьи.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.

Воспитатель:  расскажи, как о тебе заботятся в твоей дружной семье?
- приятно ли тебе это и почему?
- какие чувства ты испытываешь, когда  находишься дома?

Дети отвечают на вопросы воспитателя. Сейчас вы назвали чувства, которые испытываете в семье, такие как радость, любовь, заботу, ласку, чувство защищенности.

В народе есть очень много пословиц о семье, о матери.
- вся семья вместе, так и душа на месте!
- нет роднее дружка, чем родная матушка

А вы какие знаете пословицы?
Дети зачитывают.
Молодцы!

А сейчас я вас прошу обратить внимание вот на эти иллюстрации. Кого ты видишь на них? Дети говорят по иллюстрациям. Воспитатель делает вывод: художники очень любили изображать семьи,  отдельно маму с ребенком и др. О семье еще и написаны стихи
Воспитатель: а вот послушайте стихотворение о семье

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 

Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 

Воспитатель: очень важно, когда члены семьи заботятся о своем ребенке.  Ведь даже звери живут семьями и заботятся о своих детях. Посмотрите вокруг себя и найдите в группе фрагменты из сказок, где животные живут семьей и заботятся о своих детенышах.

Дети видят и называют сказки: Три поросенка, Три медведя (ситуация из игрушек), иллюстрации: «Волк и семеро козлят»

Воспитатель проводит итоги занятия: «У нас у всех тоже есть семьи. Вы для своих родителей сыновья и дочери, для бабушек и дедушек – внуки и внучки. У некоторых из вас есть братья или сестры, для которых вы тоже брат или сестра. Мы все очень любим своих родных, стараемся заботиться о них, не огорчать и не расстраивать, жалеть их, помогать им, говорить добрые и ласковые слова».

КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«МОЯ СЕМЬЯ»

Цель: Продолжать формировать представления детей о семье, ее членах. 
Задачи: Учить правильно называть всех членов семьи.

Дать понятия «родственники»,«родня».
Развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе любят друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Предварительная работа:

1.Заучивание фамилии, имени, отчества родителей.
 2.Изготовление генеалогического древа.
 3.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
 4.Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.

5.Рисование на тему «Человек».

Оборудование: семья медведей-кукол к сказке «Три медведя», генеалогическое древо, фото семьи, корзинка для игры, фигурки с изображением: детей, взрослых, пожилых людей( для каждого ребенка), клей, листы бумаги, салфетки.

Ход занятия:

Орг. момент.(Дети стоят в кругу)
Мы сначала будем топать:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А потом мы будем хлопать:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
А потом мы повернемся
И друг другу улыбнемся.
Дети рассаживаются на стульчики. 

 (Появляется медведь, рассказ медведя о своей семье.)

Медведь: «Здравствуйте, ребята.Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я еще маленький и поэтому пришел к вам не один, а вместе сосвой семьей: мамой Настасьей Петровной и папой Михайло Потаповичем. Наша семья небольшая: нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? Расскажите мне о вашей семье, о том как вы живете».

(Воспитатель помогает детям составлять рассказ о семье, задавая наводящие вопросы.В помощь детям фотографии семьи, генеалогическое древо).

Воспитатель: Ребята, я поняла, что вы много знаете о своей семье. Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки, бабушки — это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом)
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково?

( Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Воспитатель: Дочь – доченька, дочурка. Сын — сынок, сыночек. Папа — папочка, папенька. Дед – дедушка, дедуля. Мама — мамочка, мамуля.
Сестра-сестрёнка.

Физминутка.

Три медведя шли домой. (Дети имитируют ходьбу на месте.)

Папа был большой – большой, (Тянут руки вверх.)

Мама чуть поменьше ростом, (Наклоняются.)

А малыш малютка просто. (Приседают.)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.( Изображают игру погремушками.)

Дзынь – дзынь – дзынь

С погремушками ходил.

Где живёт каждая семья? (дом, квартира)

Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?»

Кто живёт у нас в квартире? (Дети загибают пальцы, считая их.) 1,2,3,4,5

Всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой сверчок, щегол и я-

Вот и вся моя семья!

Беседа.

Воспитатель:Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама) А что делает по дому мама? А что делает папа? Чем занимаются бабушка и дедушка? Какие заботы по дому есть у вас? (ответ детей)

Игра «Корзина добрых дел» 
Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать. (Во время игры звучит спокойная музыка.)

Игра «Составь семью из картинок» 
Детям предлагаются вырезанные картинки из журналов, они наклеивают их.
(Составь семью, разместив на листе только самых близких членов своей семьи, тех кто живёт с вами в одной квартире.)

Воспитатель:Давайте посмотрим, что получилось. (Выставка детских работ).

Итог.

Воспитатель:У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы — самые счастливые дети на свете.

 

Используемая литература:

  1. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в средней группе детского сада/ В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.-Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  2. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «детство»)/авт.-сост. О.Ф.Горбатенко.-Волгоград: Учитель, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора для детей средней группы, тема: «Моя семья» (печем печенье для любимых)

Есть в доме любомСемейный альбом.Как в зеркале,Мы отражаемся в нем.Пускай, не всегда мы красивы,Зато эти фото — правдивы.Хранится альбом в нашем доме,И снимки хранятся в альбоме.Их много — и ста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми (4 лет) в средней группе. Тема: « Моя семья»

Конспект непосредственной деятельности  по развитию речи  с детьми 4 лет в средней группе. Тема. "Моя семья"....

Конспект непосредственная образовательная деятельности в средней группе. Тема: «Моя семья».

·        Продолжать знакомить детей с жанром живописи-групповым портретом;·        Развивать умение формулировать в речи грамотный...

Конспект занятия в средней группе тема: «Моя семья».

Ознакомление с окружающим миром.  Тема: Моя семья....