Обобщение и распространение из опыта работы по самообразованию.«Фольклор, как способ развития активной речи детей младшего возраста »
статья по развитию речи (младшая группа)

Скороходова Татьяна Алексеевна

Тема по самообразованию «Фольклор, как способ развития активной речи детей младшего возраста » Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. А. М. Горький Дошкольное детство — уникальный период в жизни каждого человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Ребенок не может сам повлиять на свое будущее, оно целиком зависит от взрослых, окружающих его в семье и детском саду. В законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образовательное учреждение -первая и самая ответственная ступень в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно этот период особенно важен для усвоения речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь и понимаешь. Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его развитии. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Из этого можно сделать вывод, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. По нашим опросам стало ясно, что родители не используют или недостаточно используют в общении с ребенком русские прибаутки, потешки, поговорки, недостаточно рассказывают русский народные сказки. Ребенок больше времени проводит в детском саду, а дома у компьютера и планшета. Наблюдается оскудение русского языка, исчезает его красота и образность, примитивен словарный запас большинства наших родителей и воспитанников. Еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни развитие речи детей в дошкольном возрасте, а именно использование в речи становится актуальной проблемой. Когда вопросы воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений малых фольклорных форм, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира. Следует подчеркнуть высокие педагогические качества адресованных детям произведений малых фольклорных жанров: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Деление на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. С выдвигаемыми требованиями ФГОС ДО, в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», в образовательную область «Речевое развитие» включены такие задачи овладение речью, как средством общения и культуры, обогащения активного словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой. Для того, чтобы сформировать речь у детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, чтобы их речь была понятна окружающим, необходимо, чтобы ребенок слышал правильную устную речь, владеющую литературным языком русского народа. Первопроходцем использования в своей работе народных выражений, потешек, прибауток, закличек, пословиц и поговорок становится воспитатель. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства. Знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Свою работу мы построили в определенной системе, последовательно от возраста к возрасту. Выделили в каких видах детской деятельности будет проходить ознакомление с русским фольклором. Составили перспективный план по ознакомлению с фольклором, выбрали тематику; подобрали необходимый материал, организовали развивающую среду в группе. Составили картотеку «Русские народные игры» В младшем дошкольном возрасте целенаправленно проводим знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами в образовательной деятельности по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Вставляем потешки, пестушки в художественное творчество, режимные моменты. Отобранные тексты для детей младших групп доступны их восприятию и пониманию. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные. В период адаптации, когда наши маленькие воспитанники долго не могут уснуть, напеваем им: «Баю-баюшки, бай, бай, Глазки, Маша, закрывай». Нежный, ласковый голос взрослого действует на ребенка успокаивающе, и дети быстро засыпают. В практике работы широко применяем пестушки — поэзию пестования. Разговаривайте с ребенком - используйте для этого периоды его бодрствования. Интонации голоса должны быть, конечно же, нежными и ласковыми, сама речь - спокойной и лишенной негативной энергетики (грудные дети таковую парадоксальным образом ощущают). Впрочем, соблюдение этих условий "подстраховано" самой природой. Давно замечено, что большинство людей, разговаривающих с маленьким ребенком, "автоматически" начинают улыбаться, переходить на более высокие речевые тональности, да еще и искусственно смягчать звуки, как бы подражая "детскому" произношению). Ласково трогая малыша за носик, приговаривайте: «Чей нос?» - «Мокеев». «Куда едешь?» - «В Киев». «Что везешь?» - «Рожь». «Что возьмешь?» - «Грошь». «Что купишь?» - «Калач». «С кем съешь?» - «Один (одна)». «Не ешь один! (потянуть за нос) Не ешь один!» Песенки, поговорки, загадки, игры со словами «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса»..., «Котя, коток»... и многое другое хороши для заучивания текста с движениями. Данные тексты сочетаем с действием пальцев, ладошек, при проведении пальчиковых игр в утренний и вечерний отрезок времени. Не забывайте и о развитии мелкой моторики. Пирамидки, кубики, кастрюльки, корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских деяний прекрасно развивают нервные центры и, как следствие, координированность ручек ребенка. Играйте с малышом, учите его произвольно пользоваться такими игрушками и предметами - это неоценимо не только для моторики, но и для интеллекта маленького человека. Загибая пальчики ребенка, проговариваем: Пальчик-пальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел! Подобные игры дают возможность сделать процесс воспитания не только интересным и радостным, но и поучительным и развивающим. Работая по самообразованию над темой фольклора невозможно обойти русские народные игры. Детям очень интересны подвижные народные игры. Составили картотеку русских народных игр. Самые любимые народные игры с текстами у наших детей — это «Солнышко», «Кот и мыши», «Кот и воробьи», «Огуречик», «Петушок и курочки» и многие другие. Их мы используем на прогулке, в двигательной деятельности; побуждаем детей организовывать эти игры самостоятельно. «Ни дня без народной игры» — таков девиз нашей работы с малышами. Сначала учим с малышами слова, затем правила игры, только потом, освоив игру, дети играют. С помощью взрослого включают считалки, дразнилки, потешки. Народная игра в дошкольном учреждении – это универсальный прием для формирования полноценной ситуации развития ребенка, незаменимый инструмент воздействия на духовно-нравственную составляющую каждого ребенка, замечательный способ приобщения ребенка к традициям и обычаям родного народа, способ организации игровой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Актуальность обозначенной темы заключается в том, что в настоящее время утеряны культурные общепринятые традиции, сопровождающие человека на протяжении жизни. На современном этапе многие народные игры либо забыты, или вовсе неизвестны подрастающему поколению. Мудрость народных игр состоит в том, что в них сохраняются те средства, методы, формы, приемы, которые актуальны и эффективны для всестороннего развития и воспитания дошкольников в настоящее время. Проблема в том, что ни молодые родители, ни молодые педагоги практически не используют в своей работе столь ценный материал, как народные игры. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых системах, основанных на абстрактных идеях и заимствованных у другого народа. Он считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. О значении народных игр рассуждали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А. Н. Соболев, священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное». Начатую работу в этом году хочу продолжить в следующем. Почему? На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», но в наше время, в век информационных технологий, этот механизм либо утратил свою силу, либо очень сильно исказился. К большому сожалению, очень многое из прошлого нам знакомо либо поверхностно, либо вообще утеряно. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Во что и как они играли? Ведь раньше игры никто никогда не организовывал, никто им не учил: каждое поколение, подрастая, перенимало игры у старших. В современном же мире народные игры необходимо вводить в жизнь детей, тем самым восстанавливая связь времен, возвращая утраченные ценности. Считаю необходимым донести до сознания дошкольников, их родителей, что народные игры – это наша история, что мы являемся носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях. Играя с детьми мы учим заклички, поем песни: о солнце, дожде, радуге и т., д., Используем их на прогулках. Они способствуют формированию у детей бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать. … Ах ты, радуга-дуга. Уж как дождь-дождем, Ты высока и туга! Мы давно тебя ждем... Или: Гром гремучий, С травой шелковою. Тресни тучи... С водой ключевою... Все явления природы имеют закрепленные за ними ласковые имена — солнышко-колоколнышко, золотое донышко, весна-красна, красное летечко. Через малые фольклорные жанры знакомим детей с животными, которых они видели только на картинке, формируем представления о диких животных, птицах и их повадках. Знакомство производим через сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Зимовье» и другие понятны ребёнку потому, что их герои -животные — разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.). Так же используем потешки в разные режимные моменты, во время умывания, во время еды, бодрствования. Простота и мелодичность звучания их помогают детям запомнить. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывание ее спать. Каждое поэтическое произведение фольклора — это не только ознакомление с художественной литературой, но и развитие умственных и речевых способностей ребенка. Для более полного ознакомления и использования в речи детей малых фольклорных форм знакомим родителей с работой по приобщению к истокам народной культуры. Расширяем знания родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях. Уточняем названия жанров фольклорных произведений через консультации, индивидуальные беседы. В следующем году планирую продолжить работу, углубив подвижными русскими народными играми, песнями, хороводами. Народные игры, становятся неотъемлемой частью жизни ребенка, способствует его всестороннему развитию. Игра веками являлась, и будет являться целостной деятельностью, своеобразной моделью жизни, поведения человека, включая нравственный, эстетический, трудовой, умственный и даже правовой аспекты этой жизни. Спасибо родителям, которые приняли участие в оснащении развивающей среды. Сами сделали кукольный театр, кукол. Нашим малышам он очень полюбился. На протяжении всего года мы смотрели русские народные сказки, обыгрывали потешки, использовали, в играх, утренниках. Литература: Бородич А. М. Методика развития речи у детей. М. Просвещение 1981 Виноградов Г. С. Детский фольклор / Публикация А. Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики. — Л.: Лениздат, 1978. Горький А. М. Сбор. Соч. В 30-ти т. — Т. 23. — М.: Гослитиздат, 1978. 4. Мартынова А. Н. Детский поэтический фольклор. Спб.1997№ 608 Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей. Дошкольное воспитание 1995 № 9. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, детский сад, дошкольное детство, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, народная культура, родной язык, художественная литература, явление природы. А. В. Использование русского фольклора в развитии младших дошкольников / А. В. Щаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53242/ (дата обращения: 16.06.2021).звитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала ХХ в./ Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. \Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. – Киев, 1916. Капица О. И. Детский фольклор. – Ленинград, 1928 Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982 Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя / под ред. Л. В. Руссковой. - М.: Просвещение, 1986 Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы. – Современник, 1989 Науменко Г. М. Березовая карусель: Рус. нар. дет. игры и хороводы. / Собрал и пересказал Г. Науменко; М. Дет. лит. 1980

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: «Использование русских народных сказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Выявить эффективность использования русских народных сказок в развитии связной речи у старших дошкольников....

Обобщение опыта работы с родителями по проблеме повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста

Данная инофрмация предназначена для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях и для родителей детей дошкольного возраста. Материал содержит в себе игры, направленные на создание эмоционального ко...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"

   Цель педагогической технологии     Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента....

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение  педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации  по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...

Из опыта работы. «Хатка-Йога как нетрадиционный способ оздоровления детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Здоровый человек  - есть самоедрагоценное произведение природы»Томас КарлейльВведениеЗдоровье детей – это будущее нашей страны. «Наши дети – это наше будущее, будущ...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Обобщение педагогического опыта работывоспитателяпо теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" вос...