Сочинение сказки на предложенный сюжет (об инструментах)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Антошкина Анна Валерьевна

Предварительный просмотр:

Развитие речи «Сочинение сказки на предложенный сюжет»

 (подготовительная к школе группа)

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрированные задачи:

образовательные:

  • связная речь: продолжать совершенствовать умение составлять короткие сказки об инструментах;
  • словарь и грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; активизировать глаголы; помогать осваивать образные слова и выражения;
  • ЗКР: тренировать в дифференциации звуков [С], [Ц];

развивающие:

  • развивать фантазию, воображение, мышление, внимание;

воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду.

Оборудование: демонстрационное: слайды; раздаточное: паровозы.

Словарная работа:

обогащение словаря:  белоручка, золотые руки.

активизация словаря: фермер, парфюмер, программист, дизайнер, фармацевт, ветеринар, менеджер.

Предварительная работа: беседы о профессиях и орудиях труда, инструментах, чтение художественной литературы, рисование, лепка.

Ход

Воспитатель приглашает детей в круг.

Проговаривание чистоговорки

Ас-ас-ас, у меня контрабас.

Ес-ес-ес, очень острый стеклорез.

Сли-сли-сли, зазвучали гусли.

Сти-сти-сти, красят крышу кисти. 

Ска-ска-ска, мне нужна стамеска.

Ски-ски-ски, сжали мы тиски.

Цы-цы-цы, режут ножницы.

Иц-иц-иц, продают в аптеке шприц.

Цет-цет-цет, положи пинцет.

Игра «Паровоз»

В: Найдите и покажите, где находится, звук [С] или [Ц]: стремянка, плоскогубцы, сверло, тиски, кусачки, микроскоп, циркуль, пинцет, шприц, скальпель, контрабас, скрипка.

Как можно назвать эту группу слов?

Д: Орудия труда, инструменты.

Слушание истории об одной девочке

В: Послушайте об одной девочке, которую зовут Леночка.

«Леночка, - говорит ей мама, - вымой руки. Они у тебя грязные». А Леночка отвечает: «Но ведь ты сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

Как вы думаете, что значит слово белоручка?

Д: Тот, кто не умеет и не любит трудиться, ленится.

В: Какое два слова соединили и получили слово белоручка?

Д: Белые руки.

Чтение стихотворения Е. Серовой «Ветерок»

В: Послушайте стихотворение Е. Серовой.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

Какое слово повторялось в этих стихах?

Д: Золотая.

В: Почему так говорят – золотые руки? Что это значит?

Д: Так говорят про того, кто умеет трудиться и все делает хорошо, умело.

В: Да, про того, кто любит трудиться и трудится хорошо, говорят: «У него золотые руки». А того, кто ленится, ничего не умеет делать, называют белоручкой.

В: А что помогает людям в труде?

Д: Орудия труда, инструменты.

Игра «Найди сходства и отличия»

В: Что здесь изображено?

Д: Отвертки.

В: Что между ними общего? Чем они похожи?

Д: У них одинаковая рукоятка.

В: А теперь скажите, чем отвертки отличаются друг от друга.

Д: У них стержень разной длины и формы.

Аналогично рассматриваются плоскогубцы, барабаны, молотки.

Игра «Четвертый лишний»

В: Какой предмет лишний? Почему?

Детям предлагается группа орудий труда, инструментов, используемых почтальоном, шахтером, продавцом, врачом, швеей, строителем, поваром, полицейским, пожарным.

Игра «Придумай предложение»

В: Придумайте предложение по картинке. Кто изображен на картинке? Что он делает? Какой инструмент использует?

Побуждать детей использовать названия профессий: фермер, парфюмер, программист, дизайнер, фармацевт, ветеринар, менеджер.

Зрительная гимнастика «Маляры»

Нет забавнее игры: (садятся прямо и настраиваются)

Наши глазки – маляры.

Мы заборы красим (движения глаз вверх – вниз, плавно, 8-10 раз)

Вверх – вниз – раз,

Вверх – вниз – два.

Наши глазки молодцы,

Работают в согласии. (легко моргают)

Чтение сказки  Л. Черского «Метла и старый барабан»

Послушайте сказку Л. Черского «Метла и старый барабан».

Стояли в углу старый поломанный барабан и метла. И жаловался барабан:

- Обидно мне рядом с метлой стоять! Ведь я – вещь нужная, а тобой, метла, только сор выметают.

Метла выслушала и ответила:

- Ты, барабан, правду говоришь. Мое дело – выметать сор и такие ненужные вещи, как старый поломанный барабан.

В: Что за предметы стояли в углу?

Д: Барабан и метла.

В: На что жаловался барабан?

Д: Обидно мне рядом с метлой стоять.

В: Что сказала на это метла?

Д: Ты, барабан, правду говоришь. Мое дело – выметать сор и такие ненужные вещи, как старый поломанный барабан.

В: Каким был барабан?

Д: Барабан старый, поломанный, высокомерный, ворчливый.

В: А что вы можете сказать о метле?

Д: Метла старая, трудолюбивая, ответственная, у нее есть самоуважение.

Физминутка «Дрова»

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки руками)

За дровами мы идем (ходьба)

И пилу с собой несём.

Вместе пилим мы бревно, (движения пильщиков)

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить.

Чтоб дрова полезли в печку, (движения рубщиков)

Их разрубим на дощечки.

А теперь их соберём (наклоны)

И в сарайчик отнесём.  

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. (садятся за столы)

Сочинение индивидуальных сказок про орудия труда, инструменты

В: Предлагаю вам сочинить маленькие сказки про орудия труда, инструменты. Расскажите, какие они, что за история с ними произошла. Может быть, они кому-то помогли. А может, встретились уже старые и рассказывают друг другу о себе.

Работа над пословицами

В: Какие пословицы вы знаете о труде?

В: Прочитайте пословицы и закончите их.

Д: Кончил дело – гуляй смело. Терпение и труд  все перетрут. Глаза боятся, а руки делают. Труд человека кормит, а лень портит.

Рефлексия

Чем вам понравилось больше всего заниматься? А какая сказка вам понравилась больше всего? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Фрукты. Сочинение сказки по сюжетным картинкам

Программное содержание:Закреплять название фруктов, умение их узнавать. Согласовыватьназвание фруктов с числительными.Учить сочинять сказки по сюжетным картинкам, связно отвечать на  вопрос...

Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации на тему:"Сочинение сказки о гжельской розе. Цветы гжели".

Расскажите детям сине - голубую сказку. Загадки о посуде. Д/И "да и нет". Придумываем сказку о голубой гжельской розе. Делаем розу методом обрывания....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Игры по предложенному сюжету

Содержание игр по предложенному сюжету в 1 младшей группе...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы «Сочинение сказки на предложенную тему»

Развитие связной речи. Сочинение сказки, опираясь на серию сюжетных картинок....

Сочинение сказки на предложенный сюжет

Развитие речи детей , через сочинение сказок по иллюстрациям, по набору картинок с персонажами сказок....