Консультация "Влияние физических упражнений на развитие речи дошкольников"
консультация по развитию речи

Хайруллина Гульназ Маулитьяновна

Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Также снижена двигательная память.

 

Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Влияние физических упражнений на развитие речи

дошкольников»

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас с вами консультация на тему «Влияние физических упражнений на развитие речи дошкольников».

Я попрошу вас сейчас всех встать и пройтись по залу, здороваясь с тем, кто встречается вам на пути.

Игра «Давайте поздороваемся».

Здороваться нужно определенным образом:

на хлопок – здороваться за руку и произносить любое приветствие;

на свисток – здороваться плечом и произносить «добрый вечер»;

на звук бубна – здороваться молча, спинами.

Поздоровались? Теперь можете занять свои места.

 Видеть красивого, умного, здорового ребёнка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Взрослые постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно

 заниматься с ребёнком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать,

считать и писать. Эти заботы порой мешают им заметить рядом верного и

надёжного помощника. А название ему - движение.

 Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение этой потребности особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни.

Движение – это ещё и хороший воспитатель. Благодаря движению окружающий мир открывается малышу во всем его многообразии; память мышление, речь ребёнка становятся совершеннее.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые

улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их

умственную и физическую работоспособность.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

 Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей может включаться в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий.

При этом учитываются возрастные особенности, состояние здоровья, физическое развития дошкольников. Любая двигательная активность повысит интерес ребёнка, если при проведении утренних гимнастик, подвижных игр, занятий физкультурой, в самостоятельной двигательной деятельности детей использовать считалки, словесные игры, стихотворный текст. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

 Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, тела, рук, головы подготавливает артикуляционный аппарат. Особенно тесно связано со становлением речи развитие мелкой мускулатуры. Движения рук, в частности упражнения для пальцев, являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего её совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Существует мнение известного философа Канта, что «рука - это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Поэтому уровень речевого развития ребёнка зависит от того, насколько развита у него мелкая мускулатура. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

 Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно – речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях во время динамической паузы, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения следует подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и тела. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

 Упражнения на развитие основных видов движения укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт. Они проводятся с предметами и без них. Построение детей в шеренгу, в колонну, в круг, деление детей на команды способствует улучшению ориентировки в пространстве. В процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей и развитии их речи.

 А теперь переходим к практической части нашего семинара. Попрошу вас всех встать, построиться в одну шеренгу.

Педагогам отдаются команды: направо, шагом марш, стой, налево, кругом, в две шеренги становись, перестроение в круг, перестроение в одну колонну.

Подумайте и скажите, какой раздел речи мы можем формировать данными строевыми упражнениями?

(Формирование словаря, грамматический строй речи).

Игра «Расскажи стихи руками».

Педагоги делятся на 3 команды.

Даются карточки, на которых написаны стихи. Нужно «рассказать» эти стихи, передав их содержание движениями тела и рук.

Педагоги других команд должны угадать это стихотворение.

(формирование связной речи, раздел – художественная литература).

Упражнение «Пальчики здороваются».

Участникам группы предлагается произнести слоговой ряд: ша – шо – шу - ши - ше, поочередно прикасаясь пальцами левой руки к пальцам правой руки. Далее, произнести слоговой ряд: жа – жо – жу – жи - же, прикасаясь на каждый слог большим пальцем поочередно к другим (на двух руках). (раздел звуковая культура речи, развитие мелкой моторики).

Упражнение «Веселый мячик».

Педагоги берут по мячику и на каждый слог по тексту перекладывают (перебрасывают) его из одной руки в другую:

ША-ША-ША – на-ша Ма-ша хо-ро-ша;

ШИ-ШИ-ШИ – Ми-ша с Ма-шей ма-лы-ши;

ШУ-ШУ-ШУ – по-мо-ги-те ма-лы-шу;

ШО-ШО-ШО – го-во-рим мы хо-ро-шо.

(раздел звуковой культуры речи, раздел - художественная литература, развитие фонематического слуха).

Игра «Стой или шагай, слушай и выбирай!»

Участники выполняют следующее задание: если в слове слышится звук «с», то нужно стоять, если звук «ш» – шагать: стакан, шуба, шапка, самолет, шишка, суп, свет, шарик, штангист, солнце, сокол, шея, спинка. Игра проводится с ускорением темпа.

Игра «Прямой эфир».

Представьте, что вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку развить свою речь». Вы должны дать телезрителям  рекомендации, которые будут способствовать эффективному развитию их речи:

- 1-я подгруппа адресует свое выступление родителям;

- 2-я подгруппа – педагогам;

- 3-я подгруппа – детям.

Время в «эфире» – 2 мин. Вести «передачу» может как один представитель подгруппы, так и несколько.

Участники подготавливаются к «эфиру» в течение 3 мин. Затем каждая подгруппа «показывает» свой вариант «передачи в прямом эфире».

А теперь встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки. Я благодарю вас за участие в семинаре. На счет «три!» дружно поднимите руки вверх и повторите фразу: «Всем-всем, до свидания!».