Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
консультация по развитию речи (старшая группа)

Курченко Наталья Анатольевна

Речевые игры для детей старшего дошкольноговозраста и их родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Я предлагаю занимательные словесные игры для родителей, ведь игра для ребёнка – это основной вид деятельности.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть без специального оборудования: на улице, в машине, на даче и т. д. Игра с ребёнком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит и ваш интерес к владению бесценным даром слова.

Итак, в путь, в мир увлекательных игр, а от игры – к знаниям!

1. «Только это»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет обобщающею тему. Игроки по череде называют слова, согласно выбранной теме. Кто не подбирает слова, выходит из игры. Кто назовёт больше всех слов – выигрывает.

Например:

• Нужно называть только круглые слова: обруч, мяч, яблоко.) Только сладкие слова: торт, крем, мороженое, халва…

• Только тёплые слова: шарф, батарея, печка, шуба…

2. «Цепочка ассоциаций»

Могут играть двое и более человек. Первый называет любое слово, например, «Праздник», и спрашивает у игрока, что он представляет себе, когда слышит это слово? Первый игрок говорит: «Подарки», второй: «Шары», «Клоуны» и. т. д.

• Исходные слова могут быть разные: «Море», «Лето», «Лес»

3. «Испорченный телефон»

Могут играть двое и более человек. Взрослый называет, какое -  либо слово, например, «машина». И спрашивает ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Второй игрок называет какое - либо слово, по смыслу подходящее предыдущему, например, «дорога» («каток», «колёса», «колобок» и т. д.)

Например, «Река – вода – корабль – моряк – танкист» и т. д.

4. «Я артист»

Могут играть двое и более человек. Взрослый рассказывает, что он артист в театре играет определённую роль. Роли могут быть разнообразные. Это и животные, и предметы, и явления. «Артист» от имени взятой на себя роли рассказывает всем участникам о себе. Участники игры внимательно слушают «артиста», а потом задают наводящие вопросы, которые помогают угадать, что за роль он играет. Кто угадывает роль, становится «артистом» например, «Я большой и мягкий. Бываю разного цвета. Меня часто бьют, а потом топчут. (Ковёр)».

• Или: «Я бываю сильным и слабым. Мне подчиняются деревья, кусты, травы и даже моря. Летом меня часто зовут, и даже делают сами.. (Ветер)»

5. «Скажи наоборот»

Могут играть двое и более человек. Ведущий бросает мячик игрокам и одновременно произносит слово, например, «Высокий». Ребёнок ловит мяч и возвращает его ведущему, произнося слово противоположного значения: «Низкий». Затем игроки по очереди меняются ролями.

6. «Расскажи какой – какая?»

Могут играть двое и более человек. Взрослый может сказать слово или показать его на картинке. Участники должны к этому слову подобрать как можно больше определений. За каждый правильный ответ они получают фишки. У кого больше окажется фишек, тот и победитель. Если играют двое, взрослый так же отвечает по очереди и берёт себе фишку.

Например,

• Трава – какая? (высокая, сочная, зелёная)

• Машина – какая? (грузовая, синяя, игрушечная, железная)

• Яблоко –какое? (зелёное, спелое, сочное, червивое)

7. «Расскажи, что делает?»

Могут играть двое и более человек. Взрослый может сказать слово или показать его на картинке. Участники должны к этому слову подобрать как можно больше действий. За каждый правильный ответ они получают фишки. У кого больше окажется фишек, тот и победитель. Если играют двое, взрослый так же отвечает по очереди и берёт себе фишку.

Например,

• Что делает медведь? (сосёт лапу, ест, купается, рычит, ходит, ловит, плавает)

• Что делает листик? (висит, падает, растёт, желтеет)

8. «Кто больше»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет звук: (А, М,Т.) Игроки по очереди подбирают слова, которые начинаются на заданный звук. Выигрывает тот, кто больше назовёт слов.

9. «Я поэт»

Могут играть двое и более человек. Взрослый говорит слова, а играющие должны подобрать к ним рифмы. За каждую придуманную рифму, ребёнок получает фишку. У кого больше окажется фишек, тот и победитель.

• Например, журавли – корабли, рог – пирог, планета –газета, будка –дудка, котята –ребята, белый –смелый.

10. «Фантазёры»

Могут играть двое и более человек. Ведущий задаёт игрокам ситуацию, из которой они должны найти выход, высказав свою точку зрения. Кто придумает самую фантастическую версию становится победителем и ведущим.

Например, что будет, если на земле исчезнут все дороги?

(Ответы: Люди будут только летать. Будут ходить по тропинкам.)

Вопросы: Что произойдёт? Чем это можно заменить? А если у тебя был цветик – семицветик? Ковёр –самолет? Шапка –невидимка? Живая вода…

11. «Кто первый?»

Могут играть несколько человек. Игроки выстраиваются в шеренгу. Ведущий просит называть слова на определённую тему. По очереди каждый играющий выговаривает по слогам своё слово, делая на каждый слог один шаг. У кого слова будут длиннее, тот быстрее доберётся до ведущего.

Например, тема «Овощи». Дети подбирают слова: го-рох, по-ми-дор, о-гу-рец, кар-то-фель, пет-руш-ка и т. д.

12. «Звук, свет, вода»

Могут играть несколько человек. Ведущий раздаёт три карточки: красную – это звук, синею – это вода, жёлтую – это свет. Три игрока или три команды получают свою карточку. По очереди они называют слова, которые связаны с их карточкой, подходят по смыслу. Получают за каждый ответ фишки. У кого больше наберётся фишек, тот и победитель.

Например,

• Звук –это телефон, комар, барабан, радио…

• Свет – это лампа, молния, солнце, луна, спички, свеча.

• Вода –это река, роса, лёд, снежинка, болото….

13. «Краски»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет цвет. Игроки по очереди на этот цвет называют слова. За правильные ответы могут получать фишки. Побеждает тот, кто больше назовёт слов и получит фишек.

Например,

• Оранжевый – апельсин, заря, морковка…

• Синий – море, чернила, слива, небо, туча…