Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
консультация по развитию речи (старшая группа)

Курченко Наталья Анатольевна

Речевые игры для детей старшего дошкольноговозраста и их родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Я предлагаю занимательные словесные игры для родителей, ведь игра для ребёнка – это основной вид деятельности.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть без специального оборудования: на улице, в машине, на даче и т. д. Игра с ребёнком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит и ваш интерес к владению бесценным даром слова.

Итак, в путь, в мир увлекательных игр, а от игры – к знаниям!

1. «Только это»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет обобщающею тему. Игроки по череде называют слова, согласно выбранной теме. Кто не подбирает слова, выходит из игры. Кто назовёт больше всех слов – выигрывает.

Например:

• Нужно называть только круглые слова: обруч, мяч, яблоко.) Только сладкие слова: торт, крем, мороженое, халва…

• Только тёплые слова: шарф, батарея, печка, шуба…

2. «Цепочка ассоциаций»

Могут играть двое и более человек. Первый называет любое слово, например, «Праздник», и спрашивает у игрока, что он представляет себе, когда слышит это слово? Первый игрок говорит: «Подарки», второй: «Шары», «Клоуны» и. т. д.

• Исходные слова могут быть разные: «Море», «Лето», «Лес»

3. «Испорченный телефон»

Могут играть двое и более человек. Взрослый называет, какое -  либо слово, например, «машина». И спрашивает ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Второй игрок называет какое - либо слово, по смыслу подходящее предыдущему, например, «дорога» («каток», «колёса», «колобок» и т. д.)

Например, «Река – вода – корабль – моряк – танкист» и т. д.

4. «Я артист»

Могут играть двое и более человек. Взрослый рассказывает, что он артист в театре играет определённую роль. Роли могут быть разнообразные. Это и животные, и предметы, и явления. «Артист» от имени взятой на себя роли рассказывает всем участникам о себе. Участники игры внимательно слушают «артиста», а потом задают наводящие вопросы, которые помогают угадать, что за роль он играет. Кто угадывает роль, становится «артистом» например, «Я большой и мягкий. Бываю разного цвета. Меня часто бьют, а потом топчут. (Ковёр)».

• Или: «Я бываю сильным и слабым. Мне подчиняются деревья, кусты, травы и даже моря. Летом меня часто зовут, и даже делают сами.. (Ветер)»

5. «Скажи наоборот»

Могут играть двое и более человек. Ведущий бросает мячик игрокам и одновременно произносит слово, например, «Высокий». Ребёнок ловит мяч и возвращает его ведущему, произнося слово противоположного значения: «Низкий». Затем игроки по очереди меняются ролями.

6. «Расскажи какой – какая?»

Могут играть двое и более человек. Взрослый может сказать слово или показать его на картинке. Участники должны к этому слову подобрать как можно больше определений. За каждый правильный ответ они получают фишки. У кого больше окажется фишек, тот и победитель. Если играют двое, взрослый так же отвечает по очереди и берёт себе фишку.

Например,

• Трава – какая? (высокая, сочная, зелёная)

• Машина – какая? (грузовая, синяя, игрушечная, железная)

• Яблоко –какое? (зелёное, спелое, сочное, червивое)

7. «Расскажи, что делает?»

Могут играть двое и более человек. Взрослый может сказать слово или показать его на картинке. Участники должны к этому слову подобрать как можно больше действий. За каждый правильный ответ они получают фишки. У кого больше окажется фишек, тот и победитель. Если играют двое, взрослый так же отвечает по очереди и берёт себе фишку.

Например,

• Что делает медведь? (сосёт лапу, ест, купается, рычит, ходит, ловит, плавает)

• Что делает листик? (висит, падает, растёт, желтеет)

8. «Кто больше»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет звук: (А, М,Т.) Игроки по очереди подбирают слова, которые начинаются на заданный звук. Выигрывает тот, кто больше назовёт слов.

9. «Я поэт»

Могут играть двое и более человек. Взрослый говорит слова, а играющие должны подобрать к ним рифмы. За каждую придуманную рифму, ребёнок получает фишку. У кого больше окажется фишек, тот и победитель.

• Например, журавли – корабли, рог – пирог, планета –газета, будка –дудка, котята –ребята, белый –смелый.

10. «Фантазёры»

Могут играть двое и более человек. Ведущий задаёт игрокам ситуацию, из которой они должны найти выход, высказав свою точку зрения. Кто придумает самую фантастическую версию становится победителем и ведущим.

Например, что будет, если на земле исчезнут все дороги?

(Ответы: Люди будут только летать. Будут ходить по тропинкам.)

Вопросы: Что произойдёт? Чем это можно заменить? А если у тебя был цветик – семицветик? Ковёр –самолет? Шапка –невидимка? Живая вода…

11. «Кто первый?»

Могут играть несколько человек. Игроки выстраиваются в шеренгу. Ведущий просит называть слова на определённую тему. По очереди каждый играющий выговаривает по слогам своё слово, делая на каждый слог один шаг. У кого слова будут длиннее, тот быстрее доберётся до ведущего.

Например, тема «Овощи». Дети подбирают слова: го-рох, по-ми-дор, о-гу-рец, кар-то-фель, пет-руш-ка и т. д.

12. «Звук, свет, вода»

Могут играть несколько человек. Ведущий раздаёт три карточки: красную – это звук, синею – это вода, жёлтую – это свет. Три игрока или три команды получают свою карточку. По очереди они называют слова, которые связаны с их карточкой, подходят по смыслу. Получают за каждый ответ фишки. У кого больше наберётся фишек, тот и победитель.

Например,

• Звук –это телефон, комар, барабан, радио…

• Свет – это лампа, молния, солнце, луна, спички, свеча.

• Вода –это река, роса, лёд, снежинка, болото….

13. «Краски»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет цвет. Игроки по очереди на этот цвет называют слова. За правильные ответы могут получать фишки. Побеждает тот, кто больше назовёт слов и получит фишек.

Например,

• Оранжевый – апельсин, заря, морковка…

• Синий – море, чернила, слива, небо, туча…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста

Найди противоположное по смыслу слово.Подбирать противоположные по смыслу слова.Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый....

Презентация для воспитателей "Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста"

В презентации представлены вниманию воспитателей и родителей разнообразные речевые игры.Речевая дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:она является и игров...

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста

Картотека словесных игр для детей старшей и подготовительной группы...

Круглый стол для родителей подготовительной группы "Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста"

Круглый стол для родителей подготовительной группы  с целью повышения родительской компетенции в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста....