Рекомендации для педагогов по развитию речи младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)
В последние годы увеличилось количество детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Это обусловлено разными факторами, в частности, плохой экологической обстановкой, поздним поступлением детей в дошкольные учреждения и т.д. Хорошая речь ребенка – залог своевременного развития всех психических процессов и успешного обучения. Любая задержка речевого развития провоцирует задержку психического развития в целом. Бедный словарный запас затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, что провоцирует агрессивность и занижение самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 346.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
В последние годы увеличилось количество детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Это обусловлено разными факторами, в частности, плохой экологической обстановкой, поздним поступлением детей в дошкольные учреждения и т.д. Хорошая речь ребенка – залог своевременного развития всех психических процессов и успешного обучения. Любая задержка речевого развития провоцирует задержку психического развития в целом. Бедный словарный запас затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, что провоцирует агрессивность и занижение самооценки
- Решение каких задач может обеспечить высокий уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста?
- Развитие понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения ребенка
- Организация речевой среды, вовлечение в диалог
- Чтение и рассказывание произведений художественной литературы
- Развитие артикуляционного аппарата
- Пение потешек, песенок
- Общее физическое развитие ребенка
- Закаливающие процедуры для полости рта, кистей рук и ступней ног
- Развитие мелкой моторики
- И т.д.
- Что может сделать воспитатель для успешного речевого развития воспитанников?
- Создание спокойной доброжелательной атмосферы в группе – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми
- Искреннее уважение личности каждого ребенка – ребенку важно чувствовать, что его старания замечены, не остаются без внимания
- Целенаправленная работа воспитателя с детьми вне занятий - подвижные игры с текстом, хороводы, дидактические и настольно-печатные игры, игры-драматизации, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы
- Использование потешек, песенок, стихотворений во время режимных моментов («Водичка, водичка», «Про девочку, которая плохо кушала», и.т.п.)
- Использование художественного слова при организации сюжетно-ролевых игр
- Использование в изобразительной деятельности самых разнообразных, нестандартных материалов
- Создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие мелкой моторики детей
- И т. д.
- Высоких результатов развития речи детей невозможно достичь без целенаправленной работы с семьями воспитанников:
- Анкетирование (получение информации о характере общения с ребенком дома, о готовности сотрудничать с воспитателями в работе по развитию речи малышей и т.п.)
- Консультации (как разучивать стихи и читать книги, рассказывать сказки и т.п.)
- Беседы (о роли чтения перед сном, походов с детьми в театр и т.п.)
- Семинары-практикумы (обучение пальчиковым играм и др.)
- Конкурсы («Сказки рядышком живут», поделок из природных материалов и т.д.)
- Родительские собрания
- Вовлечение родителей в совместную с детьми театрализованную деятельность на праздниках
- Для успешного развития речи нужно активно использовать театрализованную деятельность как:
- Средство эмоционального развития (знакомство с чувствами и настроением героев)
- Средство непосредственно речевого развития (совершенствование диалогической и монологической речи, освоение выразительности речи)
- Средство самовыражения и самореализации детей (желание быть в той или иной роли и пребывание в ней всегда создает ситуацию успеха у ребенка)
- Средство развития мелкой моторики (изображение животных, птиц, предметов, пальчиковый театр)
- Формирование речи ребенка непосредственно связано с его сенсорным развитием органов чувств и восприятия. Знакомясь с цветом, формой и величиной в различных дидактических играх ребенок обогащает свой словарный запас, музыкальный слух.
- Дидактические игры и упражнений, которые можно использовать в работе не только во время занятий, но и при организации свободной деятельности с детьми:
- Разные виды театра – пальчиковый, масок, кукольный, варежковый, теневой и т.д.
- Упражнения и этюды на развитие эмоциональной сферы – встреча, ссора, беседа по телефону и др.
- Игры на превращения в кого-либо или что-либо
- Игры-упражнения на развитие речевого дыхания (мыльные пузыри, забей гол, самолетик и т.д.)
- Артикуляционная гимнастика (зарядка для губ, языка)
- Игры и упражнения на свободу звучания (колыбель, большой зуб, колокольчик и др.)
- Игры и упражнения на опору дыхания (птичий двор, дрессированные собачки и др.)
- Игры на расширение диапазона голоса (самолет, чудо-лесенка и др.)
- Творческие игры со словами («Вкусные слова», «Вопрос – ответ», «Сочини сказку» и др.)
- Скороговорки, потешки
- И так далее...
Кропотливая работа по развитию речи воспитанников даст положительный результат
Методики, используемые для педагогического обследования речи детей 3-4 лет
№ | Вопросы, задания, игры | Материал | Сформированы | На стадии формирования | Не сформированы |
1 | Согласование существительных с прилагательными и числительными, образование существительных по аналогии | Гербова В.В. «Учусь говорить», приложение, стр.150. Сюжетные картинки: кошка с котятами, собака со щенками. Иллюстрации с животными | Правильно заканчивают предложение | Допускают 1-3 ошибки, при указании исправляют | Допускают ошибки во всех заданиях |
2 | Употребление предложений с однородными членами | Коробка с детской столовой и чайной посудой. Иллюстрация «Дети играют в песочнице» | Отвечают на вопросы: «В коробке лежат чашки, сковородки, тарелки…», «У детей много игрушек – флажков, машин, формочек…» | Допускают ошибки, после указания взрослого исправляют | Не справляются с заданием |
3 | Умение отвечать на вопросы воспитателя | Машина, кукла, мяч | Правильно отвечают на поставленные вопросы | Отвечают на вопросы после образца воспитателя | Не понимают, не отвечают на вопросы |
4 | Повторение рассказа за воспитателем по сюжетной картинке | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во 2 младшей группе», вкладыши с иллюстрациями | Повторяют рассказ воспитателя | Повторяют, опуская незначительные события, дополняют после указаний воспитателя | Не справляются с заданием |
5 | Чтение стихотворений | Самостоятельно читает стихотворение | Читает с помощью воспитателя | Не выполняет задание | |
6 | Узнавание сказкок | Книги со сказками «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Лиса и заяц» и др. | Узнают и называют книги и их героев | Выполняют задание с помощью взрослого | Не справляются с заданием |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-686039-1444640008.jpg)
"Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста"
В материале представлены советы для родителей по развитию речи дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/06/picture-12381-1633511163.jpg)
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-1186310-1573380693.jpg)
Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/24/picture-1124731-1598277744.jpg)
Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"
Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. В современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/24/picture-1124731-1598277744.jpg)
Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"
laquo;Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/24/picture-1259648-1595592550.jpg)
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста".
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/19/picture-489348-1645294898.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...