Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста".
методическая разработка

Воропаева Ирина Николаевна

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра по развитию речи детей дошкольного возраста

Цель игры:

• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;

• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;

• Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

• Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.

ХОД ИГРЫ

1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Вопросы 1 команде:

  1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
  2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  3. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
  4. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
  5. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

Вопросы второй команде.

  1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
  2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  4. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
  5. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

2. Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:

- Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» («Что посеешь, то и пожнешь)

- Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»)

- Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» («Не все золото, что блестит») .

- Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели» («Тише едешь – дальше будешь»)

- Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/

- Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

- Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/

3. Упражнение "Шушаника Минична"

Содержание. Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

4. "Прилагательные ассоциации"

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное мною, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру : стол - круглый; пруд - глубокий.

Задание

Список -

Критика -

Звезда -

Книга -

Кругозор

Закон -

Лекция -

Счастье

Дом -

Пища -

Интерес -

Дефицит

Действие

Шрифт -

5. Задание: каждой команде составить 3 понятия (понятия «разрезаны» на части):

Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации). Формирование грамматического строя речи

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

Рассказ – повествование – рассказ, сюжет которого развертывается во времени.

Артикуляция – положение и движение органов речи (язык, губы, нижняя челюсть) Речевой образец.

Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.

Речевой слух – способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность. Фонематический слух

6. Задание: «решить задачи»:

1 команда: Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?

Автономная речь - употребляются облегченные слова (АВ – АВ, искаженные слова (МОКО – молоко, придуманные ребенком (ТОПА – ТОПА – пошел)

Ответ: Если ребенок, увидев птицу, произносит: «ГУЛИ – ГУЛИ», то взрослый должен поддержать его активно – радостное настроение и сказать: «Да это птица – ГОЛУБИ» Т. е. не обращая и не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.

2 команда: Как должно осуществляться общение с ребенком 2 – 3 лет во время умывания, чтобы:

• Расширить его словарный запас.

• Воспитывать положительное отношение к водным процедурам?

Ответ: Во время умывания воспитатель должен «озвучить» процесс умывания так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например, «Моем ручки водичкой тепленькой. Она журчит, льется. Мыло пенится. Ручки будут чистые» и т. д. Так как это происходит регулярно, то словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально – окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.

7. Задание: по характеристике определить уровень развития речи ребенка

1 Команда: средний уровень речевого развития

Характеристика: Маша С. – возраст 3 года 3 месяца.

Коммуникативные умения. Девочка контактна, легко вступает в общение с взрослыми и детьми. По просьбе произносит с гордостью слова вежливости.

Звуковой строй речи. Соответствует норме: речь звучит смягченно, большинство согласных, кроме шипящих и свистящих произносит ясно, звуки «р», «рь» заменяет на «ль» (физиологическая картавость) .

Интонационный рисунок речи меняет, когда, например, говорит в игре за куклу – дочку и за ее маму, папу. Пытается (но недолго) говорить громче или тише, если ее попросят.

Темп речи средний, речевое дыхание достаточное для произнесения 2 – 3 слов, говорит на выдохе. Повторы слогов при попытке произнести новое слово специфичны для ее возраста.

Словарный запас. Маша правильно называет почти все предметные картинки, на которых изображены знакомые животные, посуда, игрушки, мебель, одежда.

В разговоре названия – существительные заменяет жестами нечасто, но прилагательных в ее речи очень мало. Вместо любых прилагательных она обычно использует слово такой. Глаголов, обозначающих действия, недостаточно, они заменяются жестами, движениями.

Грамматический строй. Маша пользуется предложениями из двух – четырех слов. Много ошибок в использовании глагольных форм, в родовых и падежных окончаниях имен существительных.

В речи присутствуют «собственные» грамматические формы, особенно при образовании повелительного наклонения: пей вместо пой, ляж вместо ложись.

Связная речь. Девочка умеет поддерживать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопрос 2 – 4 словами. Не может рассказать о том, что с ней случилось, зато договаривает за воспитателем фразы из песенок, потешек. Рассказывает небольшие стишки, знает песенки, любит создавать и повторять рифмы, не имеющие смысла, типа туся – нуся – куся.

Не любит слушать, когда читают, так как привыкла смотреть телевизор, то есть понимает смысл не на слуховой, а на наглядной основе.

2 Команда: низкий уровень речевого развития

Характеристика: Миша В. – возраст 3 года 2 месяца.

Коммуникативные умения. Миша малообщителен, серьезен, любит в одиночестве играть с машинками, кубиками, конструктором.

Благодарит, здоровается, прощается, но слова вежливости произносит неразборчиво.

Звуковой строй его речи можно охарактеризовать как возрастное физиологическое косноязычие, но характерно оно для двухлетки, а не для трехлетки.

Артикуляционный аппарат развит плохо, уздечка языка немного укорочена. Необходимо делать специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, растягивания уздечки. Видимо, на формирование мышц, необходимых для произношения звуков, влияет недостаточная речевая активность.

Словарный запас пассивный, позволяет ребенку понимать обращенную к нему речь. Активный запас слов явно недостаточен, особенно мало глаголов. Мальчик заменяет слова мимикой, жестами, затрудняется в назывании действий, предметов.

Прилагательных в речи мало.

Грамматический строй. Миша использует двухсловные и трехсловные предложения, при этом родовые окончания путает: моя мама, моя папа, моя нос, моя стул.

Падежные окончания плохо различимы, предлогов почти нет, но грамматические конструкции с предлогами понимает правильно.

Связная речь. Диалог поддерживает однословными ответами. Рассказывать сам не умеет, но с помощью взрослого, его подсказок и вопросов, сказку по картинкам воспроизвести может.

8. Литературная страница «Эрудированный педагог»

На полу раскладываются дорожки из обручей, переходить из обруча в обруч могут только после правильного ответа. Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. У одного участника каждой группы в руках – бубен.

1. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной сказке «Теремок». («Рукавичка».)

2. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

3. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

4 .        О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте? (О мышонке.)

5.        Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

6.        Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

7. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

8. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога».)

9. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

10. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

11. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)

12. Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»? (Круть и Верть.)

ГлориозаПровна

ЭннафаВарсонофьевна

ВивианаИонична

ИовиллаИеронимовна

ВеститаЕвменьевна

ГеновефаИркнеевна

Антигона Маевна

Домитилла Кетеваньевна

НунехияАмфиохъевна

ПрепидигнаАристидовна

Культура речи

степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации)

Формирование грамматического строя речи

слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет

Пассивный словарь

Активный словарь

Рассказ – повествование

рассказ, сюжет которого развертывается во времени

Рассказ-описание

Артикуляция

положение и движение органов речи (язык, губы, нижняя челюсть)

Речевой образец

Чистоговорка

Скороговорка

ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения

Речевой слух

способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Фонематический слух


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Деловая игра: «Знатоки методики развития речи детей дошкольного возраста». ( педагогический совет)

 активизировать деятельность педагогов;  способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;  совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности. ...

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов: « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста».

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в по...

Мастер-класс для педагогов ДОО "Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста"

В рамках работы над годовой методической задачей: "Развитие речи ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Овладение речью, как средством общения детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В консультации описаны разработанные методические пособия, помогающие в работа е с детьми....