Консультация для родителей "Характеристика речевого развития дошкольников".
консультация по развитию речи

Боронина Наталья Юрьевна

В консультации даются рекомендации по всем разделам развития речи дошкольников:связная речь, словарная работа, формирование грамматического строя речи, воспитание ЗКР, образная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_rechevogo_razvitiya_doshkolnikov.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика речевого развития дошкольников.

        У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передавать вопросительную и восклицательную интонацию (радость, удивление и так далее). К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного состава, однако особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

         В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи ребёнка – освоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространённых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

        У детей старшей группы развито умение последовательно и чётко составлять описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, однако навыки передавать своё отношение к описываемым предметам и явлениям, оценивать содержание, делать выводы ещё не достаточно сформированы.

         Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст с соблюдением всех структурных элементов (начала, середины, конца) и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.

Развитие связной речи.

        В дошкольном детстве ребенок, прежде всего, овладевает диалогической речью.

        Диалог – естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями – репликами (вопрос, ответ, добавление, пояснение, возражение) двух и ли нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять и усиливать значения слова.

        Необходимо учить детей строить диалог с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией,  выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста.

        Овладение связной монологической речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон – лексической, грамматической, фонетической.

         При обучении детей построению развёрнутого высказывания необходимо формировать у них представление о структуре текста (начало, середина, конец) и способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания. При построении связанных текстов дошкольников нужно учить раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавливать текст, правильно произносить интонацию отдельных предложений. Связность речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.

Описание – это словесное изображение какого-либо объекта и явления действительности путём перечисления его признаков.

Повествование – рассказ о событиях, развёртывающихся во времени и логической последовательности.

Рассуждение – текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку.

Словарная работа.

        Освоение словарным составом родного языка – необходимое условие освоение его грамматического строя, развития связной речи, воспитание звуковой культуры речи.

        Словесные обозначения предметов и явлений дети усваивают при знакомстве с окружающей их действительностью. Следует знакомить с разными значениями одного и того же слова.

Формирование грамматического строя речи.

         Формирование грамматического строя речи у дошкольников над морфологией, изучающей слова как части речи.

         Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлечённые понятия.

Глагол обозначает действие или состояние предмета.

Имя прилагательное обозначает признак предмета.

Воспитание звуковой культуры речи.

         Важнейшей задачей в развитии фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной и выразительной речи.

        Для усвоения отдельных звуков речи ребёнку требуется разное время, поэтому работать над произношением звуков нужно систематически.

        Громкость речи должна быть уместной, скорость – соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания. Важный показатель хорошей, правильной речи – плавность изложения.

Развитие образной речи.

        Образная речь является основной частью культурной речи. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления, грамматически правильно и выразительно.

        Словесное творчество подразумевает создание детьми устных сочинений – рассказов, сказок, стихов под впечатлением от произведений искусства и наблюдений за окружающей жизнью.

Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших задач, связанных с усвоением родного языка. Воспитание речевой культуры общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации.

        Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи – главный фактор решения общей задачи – воспитания культуры речевого общения дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владения эмоциональным словарём, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание являются обязательным условием освоения детьми культуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Консультация для родителей " Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС."

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму. Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать...

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников»

laquo;Речевое развитие дошкольников»Цель: объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка; рассказать о роли и значении развития речи в дошкольном воз...

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»...

Консультация по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством LEGO конструктора».

Консультация по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством LEGO конструктора»....

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст - период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Овладение грамотной речью является необходимым у...