Занятие по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Анищенко Елена Александровна

Задачи:

Коррекционные:

• обогащать,уточнять и активизировать словарь детей по теме:

- названия рыб (акула, щука, ёрш, камбала, сом, меченосец, золотая рыбка, сельдь, карась, лещ,

- названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя,икра;

- обобщающие понятия«морские рыбы»«пресноводные рыбы»«аквариумные рыбы»,

• развивать связную речь: составление описательных рассказов – загадок о рыбах;

• развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;

• развивать наблюдательность, мышление;

• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• активизировать познавательную деятельность:

Образовательные:

• учить выделять признаки различия и сходства между рыбами;

• упражнять в словоизменении существительных единственного, множественного числа и множественного числа в родительном падеже;

• упражнять в образовании родственных слов;

• закреплять употребление в речи слов – антонимов;

• совершенствовать естественно-научные представления

Воспитательные:

• повышать активность, сознательность, интерес к логопедической НОД;

• воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryby.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия

Вос-ль: Ребята посмотрите, кого я вам принесла, показывает детям миску с рыбками. Кто это?
Воспитатель выясняет, что дети знают о рыбках: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Вос-ль: Где водятся рыбы?
Дети: В воде.
Вос-ль: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Вос-ль: Чем дышат рыбы? 
Дети: Жабрами.
Вос-ль: Что рыбы делают в воде? 

Дети передают друг другу миску с рыбкой.
Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д. 
Вос-ль: Какие рыбы?
Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Вос-ль: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!

Дети садятся на стулья.
Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба» 
Вос-ль: Как назовем маленькую рыбу? 
Дети: Рыбка. 
Вос-ль: Назовите рыбу ласково. 
Дети: Рыбонька, рыбочка 
Вос-ль: А как мы назовем большую рыбу? 
Дети: Рыбина. 
Вос-ль: Как называют человека, который ловит рыбу? 
Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек. 
Вос-ль: Куда пошел рыбак? 
Дети: На рыбалку. 
Вос-ль: Что он делает на рыбалке? 
Дети: Рыбачит. 
Вос-ль: Какой крючок нужен для ловли рыбы? 
Дети: Рыболовный. 
Вос-ль: Как называется суп из рыбы? 
Дети: Рыбный. 
Вос-ль: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Физминутка:

Рыбка плавает в водице, Дети показывают туловищем и руками, как

Рыбке весело играть. плавают рыбки

Рыбка, рыбка, озорница Дети грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать Дети вытягивают руки и хлопают ладонями.

Рыбка спинку изогнула, Дети наклоняются вперед, спину выгибают.

Крошку хлебную взяла. «выныривают» за крошкой
Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут».

Рыбка быстро уплыла
Дети садятся на стулья.

Игра «Путаница»

Детям предлагаются перепутанные картинки с изображением рыб.

Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются речные, озерные, пресноводные ( дети находят картинки таких рыб, выкладывают их на стол).

Рыбы, которые живут в морях, называются морские (дети находят картинки таких рыб, выкладывают их на стол).

Закончи предложение и покажи:

Наш дом находится на берегу…(реки, озера)

Дети разводят руки в стороны и поворачиваются вокруг себя;

В реке водилось много…(рыб)

Дети изображают плавающих рыб;

За рекой виднелся…(берег)

Дети проводят руками справа налево;

Мы часто с братом ловили…(рыбу)

Дети изображают плавающих рыб;

Разные рыбы водились в…(воде)

Дети изображают как плывут;

Наловим…(рыбу) и сварим…(уху)

Дети изображают, как едят.

Игра «Назови ласково».

Рыба - …

Икра - …

Сом - …

Река - …

Сельдь - …

Хвост - …

Вода - …

Окунь - …

Плавник-…

Щука-…

Карась-…

Сазан-…

Плотва-…

Игра «Поймай рыбку».

Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети считают рыбок на экране по желанию).

Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого.

1 ребенок. У меня две рыбки.

2 ребенок. У меня одна рыбка.

3 ребенок. У меня четыре рыбки.

4 ребенок. У меня пять рыбок.

5 ребенок. А у меня три рыбки.

Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

7. Пальчиковая гимнастика.

Жил да был один налим, Сложенными вместе ладонями дети изображают как плывет рыбка

Два ерша дружили с ним. Плавные движения ладонями, расположенными параллельно.

Прилетали к ним три утки Ритмичные взмахи сложенными накрест ладонями.

По четыре раза в сутки

И учили их считать: Ритмичные хлопки в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять. Загибание пальцев, начиная с больших, на обеих руках.

Игра «Представь, что ты… »

Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

Изобразите жадную старуху.

А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

  1. Беседа.

Логопед: Ребята, сегодня мы будем говорить о рыбах. Где могут жить рыбы? Как они появляются? Как они дышат в воде? Что есть у рыб? Назовите рыб, которых вы знаете. (ответы детей).

Как называются рыбки, если они живут: в море (морские), в пресной воде (пресноводные), в речке(речные), в аквариуме (аквариумные). (При беседе рассматривают картинки с изображением рыб).

  1. Игра «Назови части тела рыбы».

Ребята, рассмотрите изображение рыб, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У рыб  есть голова.  У рыб есть глаза. У рыб есть рот.

У рыб есть жабры.  У рыб есть спинка.  У рыб есть туловище.  

У рыб есть хвост.  У рыб есть плавники. Тело рыб  покрыто чешуей.

  1. Пальчиковая гимнастика  «Щука»

 Щука хищная, зубастая,

 Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки.

Для лещей, плотвы опасная.  

 «Щук   щелкает «зубами»-пальцами.

Ищет, чем бы поживиться?

 Две ладони сложить «лодочкой», руками

Кто-то там в воде резвится..  

совершать движения, напоминающие движения рыб в воде.

Чей-то рядом хвост мелькает.

 Помахать кистями рук, как хвостом.

 Хвать! Тут  щука не зевает!

 «Пасть» щуки захлопывается.

 Но попалась на крючок.

 Указательным пальцем изобразить «крючок».

 Тащит щуку рыбачок.

 Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды «щуку».

 

  1. Упражнение «Чьи? Чей? Чья?»

Чье туловище? – рыбье туловище.
Чьи плавники? – рыбьи плавники.
Чей хвост? – рыбий хвост.
Чья чешуя? – рыбья чешуя.
Чья голова у рыбы? – рыбья голова.

Хвост щуки (чей?) — щучий.

Хвост ерша — ...

 Хвост окуня — ...

 Хвост акулы — ...

  1.  Игра «Рыбалка»: Мы поймали много рыб –
    Не одного окуня, а много … окуней
    Не одну щуку, а много …
    Не одного карася, а много …
  2. Упражнение «Назови ласково».

сельдь — селедочка.               Окунь — ...

 Ерш — ...                                    Щука — ...

 Сом — ...                                     Рыба- 
Хвост-                                           Река- 
Плавник –

  1. Физкультминутка «К речке быстрой».


К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Но не отправимся домой.

  1. Упражнение «Скажи наоборот». 
     Глубоко- 
     Теплое- 
      Чистое- 
       Далеко- 
       Крупная- 
       Медленная- 
  1. Игра. «Сосчитай рыбок» .

Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.

Акула, карп.

  1.      Упражнение «Что лишнее?». Ответь и скажи почему? 

Жабры, чешуя, руки, плавники. 

Акула, дельфин, паук, касатка. 
Река, море, океан, небо. 

  1. Итог.

О ком мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали о рыбах?

Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)

Великан поймал карася, а Гномик – карасика.

Великан поймал пескаря, а Гномик – …

Великан поймал леща, а Гномик – …

Великан поймал сома, а Гномик – …

Великан поймал карпа, а Гномик – …

Великан поймал ерша, а Гномик – …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе для формирования у детей умения осмысленно работать над собственным произношением, развивая интонационную выразительность речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...