Занятие по развитию речи на тему «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях природы; уметь составлять короткий рассказ по картинке о зиме, развивать связную речь у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_na_temu_zima.docx44.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста по развитию речи

на тему «Зима»

Составила: Видякина С. А.

воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 101»»

Группа/Дата/Воспитатель

Подготовительная, 25.12.2020 уч. г.,  Видякина С. А.

Тема ОС

«Зима»

Цель

Цель: Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях природы; развивать связную речь у детей дошкольного возраста.

Задачи

Образовательная задача

(ЗУН)

Развивать познавательную активность, замечать изменения в природе (выпал снег, лёд сковал реку); продолжать учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказы по картинке; опираясь на мнемотаблицу для составления описательных элементов и пересказа стихотворения наизусть; слушать внимательно текст и понимать о чем идет речь, правильно отвечать; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности. Развивать умение разгадывать ребусы различного вида

Социально-коммуникативное развитие

Закреплять умение согласовывать свои действия с другими. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде. Развивать умение внимательно слушать товарища, не перебивать его.

Познавательное   развитие

Закреплять умение обогащать и систематизировать представления о зиме. Развивать познавательную активность, обогащать и систематизировать представления о зиме; замечать изменения в природе.

Речевое развитие

Развивать связную речь, логическое мышление, воображение.

Продолжать учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления, рассказывать связно, полно и выразительно. Стимулировать применение полных предложений, согласовывать имена существительные с именами прилагательными. Расширять и активировать глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима».

Художественно-эстетическое развитие

Приучать детей вслушиваться в звучание мелодии, для создания художественно-музыкального образа. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и кистью.

Физическое развитие

Совершенствовать ранее освоенные достижения в подвижных играх. Формировать умение выполнять движения легко и непринужденно. Испытывать положительные эмоции при физической активности.

Виды детской деятельности

Познавательная, физическая, коммуникативная, изобразительная.

Образовательные продукты

Раскрашивание листа красками.

Оборудование

  • ИКТ презентация занятия на тему «Зима», магнитная доска, солнышко и тучка, снежинки, сундучок, разрезные картинки, картинки для составления рассказа, 4 стола, кисточки, краски, баночки с водой, настольные клееночки, салфетки, листы бумаги (на которых воском нарисованы снежинки) по количеству детей.

Структурная часть

Содержание ОД

Способы организации детей

Планируемые результаты

Вводная

Приглашение детей к совместной деятельности

Воспитатель: Ребята послушайте загадку:

Наступили холода, обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: (Зимой)

На мультимедийном экране появляется изображение «Зимний пейзаж»

Звучит тихо музыка Чайковского из сюиты «Времена года» «Январь».

Воспитатель: По каким приметам вы догадались что это Зима?

Дети: поясняют.

Воспитатель: Молодцы!

На мультимедийном экране появляется образ женщины «Зимушки – Зимы», звучит голос с экрана:

«Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы умные, любознательные и находчивые. Захотелось проверить! Так ли это? Отправила к вам свою любимую снежинку-пушинку с интересными заданиями, а она по дороге к вам сломалась, разлетевшись на лучики. Помогите ребята собрать лучики выполнив задание. Вы их найдите в волшебном сундучке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок».

Воспитатель: Ребята поможем Зиме собрать ее любимую

снежинку, выполняя задания?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а вы видите дорожку из снежинок?

Дети: Да. Вот она.

Воспитатель: Отправимся на поиски волшебного сундучка?

Дети: Да.

Физкультминутка: «Я мороза не боюсь». (Идя по дорожке).

«Я мороза не боюсь (шагаем)

С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (стоим)

Тронет руку, тронет нос. (показали руку, нос)

Значит надо не зевать, (помахать пальчиком)

Очень быстро шагать». (шагаем)

Слайд 2 Текст загадки

Слайд 3

«Зимний пейзаж»

тихо звучит музыка

Пояснение детей.

Сюрпризный момент

Слайд 4

Знакомство с волшебным гостем.

Проблема, Зиме нужна помощь.

Двигательная активность.

Заинтересовать детей, мотивация, интерес к совместной деятельности.

Развитие компонентов речи и двигательной сферы.

Основная

Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей.

Заключительная

Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия

Воспитатель: Вот нашли волшебный сундучок Зимушки-Зимы! Сундучок, открываем и берем первый лучик снежинки: задание №1: Закончи предложение.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки- серебристые... (снежинки)

На посёлки, на лужок всё снижается... (снежок)

Вот веселье для ребят, всё сильнее... (снегопад)

Все бегут вперегонки все хотят играть... (в снежки)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)

Рядом снежная фигурка – это девочка...(снегурка)

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири)

Словно в белый пуховик, нарядился... (снеговик)

Взрослый произносит незаконченное предложение, а дети договаривают слово.

Прикрепляем первый лучик снежинки на магнитную доску.

Дети прикрепляют.

Воспитатель: Достанем из сундучка следующий лучик снежинки - задание № 2: Отгадать загадки:

1.        Птички на деревья сели, посчитайте: раз, два, три ...

На зимовку прилетели с красной грудкой ...  (снегирь.)

2.        Что за стол среди берез под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом... (кормушка)

3.        Здесь кормушки для пернаты приготовили... (ребята)

4.        Я расчищу снег, ребята, только мне нужна... (лопата)

5.        Лепит детвора зимой чудо с круглой головой:

Ком на ком поставят ловко, рот — дуга, и нос морковка,

А два глаза — угольки, да из веток две руки.

Солнце вышло, он и сник. Кто же это?...    (снеговик)

6.  Эта вещь для детворы, для катания с горы.

В них по снегу, и по льду, в детский сад детей везут.  (санки)

7. Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная, в Новый год я главная! (елка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали. Прикрепляем 3 лучик снежинки на магнитную доску.

Воспитатель: Достаем из сундучка 3 лучик снежинки с № 3 заданием: Какие вы знаете звуки Зимы?

Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения по теме «Зима»

1) «Ветер свистит» (сссссссссссссссс) (громко, тихо)

2) «Вьюга завывает» (уууууууУУУУУУУУууууу) (громко, тихо)

3) «Лед трещит» (тр - тр - тр - тр - тр –тр – тр)

4) «Снег падает» (ахх- ахх – вхх – ахх – ахх - вхх)

5) «Погреем ладошки» (хххххххххххх) (сильно, слабо).

Вот и еще лучик снежинки у нас появился.

Воспитатель: Чем занимаются дети в зимние теплые дни?

Ответы детей: ...

Воспитатель: Давайте слепим снеговика.

Физминутка «СНЕГОВИК»

«Раз - рука, два - рука -     (дети вытягивают одну руку, затем – другую)

Лепим мы снеговика!      (имитируют лепку снежков)

Три - четыре, три - четыре,

Нарисуем рот пошире!     (показывают пальцем рот)

Пять - найдем морковь для носа, (показываем пальцем нос)

Угольки найдем для глаз.  (показывают пальцем глаза)

Шесть - наденем шляпу косо.  (над головой ставят ладони, как крышу)

Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь,

Мы сплясать его попросим.  (хлопаем в ладоши)

Девять - десять – снеговик через голову - кувырк!!! Ну и цирк!»

Воспитатель: Отдохнули, слепили снеговика, а теперь достанем из сундучка 4 лучик снежинки с № 4 заданием: Расшифровать слова, которые спрятались в картинках.

Воспитатель: Как хорошо вы справились с заданием! Молодцы! И 4 лучик снежинки присоединяем к 1, 2, 3лучикам.

Воспитатель: Достанем из волшебного сундучка 5 лучик снежинки. Заданием № 5: Разложить картинки по порядку «Новый год в лесу», «Снеговик» и по ним составить рассказ.

Предполагаемые рассказы детей:

1) «Приближался новогодний праздник. Какой же Новый год без елки? Вот и пошли медвежонок, зайчик и еж, елочку искать. Нашли самую стройную и пушистую. Не стали ее рубить, жалко. Стряхнули с нее снега и стали наряжать. Повесели звери на елку разноцветные игрушки и мишуру. К макушке ели прикрепили золотую звезду.  Ах, какая нарядная елочка! Проходил мимо Дед Мороз. Увидел нарядную елочку и спросил: «Кто наряжал тебя елочка?» Рассказала ему все лесная красавица. Дед Мороз за это подарил: медвежонку - бочонок меда, зайчику – морковок, а ежу – корзинку сладких яблок. Лесные жители были очень довольны подарками.»

2) «С самого утра шел снег. Саша пошел на улицу гулять со своей собакой Тишкой. Снегу было много, и он решил слепить снеговика. Скатал три снежных шара. Один большой, другой поменьше, третий еще меньше. Поставил их друг на друга. Приделал из маленьких комочков снега руки и ноги. На голову вместо шляпы надел ведро. Глазки сделал из угольков. В место носа - морковку. Веселый получился снеговик!»

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с 5 заданием и прикрепляем еще один лучик снежинки.

Воспитатель: Ребята у нас остался последний лучик снежинки, с заданием № 6: Выучить стихотворение «Вот моя деревня» с помощью мнемотаблицы.

Иван Суриков             ДЕТСТВО

Вот моя деревня; вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках по горе крутой;

Вот свернулись санки, и я на бок - хлоп!

Кубарем качуся под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки, стоя надо мной,

Весело хохочут над моей бедой.

Все лицо и руки залепил мне снег,

Мне в сугробе горе, а ребятам смех.

Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с последним заданием Зимушки – зимы.

Дети прикрепляют последний лучик снежинки.

Воспитатель: Посмотрите на доску, мы собрали ее любимую снежинку.

III этап - заключительная часть.

На экране появляется «Зимушка –Зима» в образе женщины и говорит:

«Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданием и собрали мою любимую снежинку. В благодарность, я для вас приготовила сюрприз. У вас на столах лежат листочки, они не простые, а волшебные. Надо только нанесите на них краску ...

А сей час я с вами прощаюсь. До свидания, до новых встреч ребята!»

Для каждого ребенка приготовлен белый лист бумаги с нарисованными воском снежинок.

Дети подходят к столам и под музыку закрашивают лист голубой, синей, фиолетовой красками, на листочках проявляются белые снежинки. Дети работы с собой забирают.

Воспитатель: Ребята, какой сюрприз вам приготовила Зима?

Ответы детей: Снежинки.

Воспитатель: Дети, вы молодцы! Хорошо поработали! Справились со всеми испытаниями. Помогли Зимушке – Зиме собрать ее любимую снежинку. А сейчас давайте вспомним, что же мы с вами делали? (дети называют задания, с которыми справились). Какие задания были для вас самые интересные? Что было самым легким? Что было самым сложным? Ребята вам понравилось занятие?

Ребята, в сундучке лежат снежинки. Кому понравилось занятие, прикрепите их пожалуйста возле солнышка. А кому не понравилось занятие, прикрепите возле тучки.

Слайд: 5 с текстом задания

Слайды: с 6 по 12 «Тексты загадок с картинками отгадками»

Слайд: 13 «Пейзаж Метель»

Дети произносят то тихо - то громко, то сильно – то слабо.

Двигательная активность, дети  встают  в круг.

Слайды: с 15 по 20 «Ребусы с картинками отгадками»

Деление детей на подгруппы при помощи снежинок: голубых и белых.

Слайд: 22  Мнемотаблица

Сюрпризный момент

Слайд: 23 «Зимушка – Зима» звучит голос:

Слайд: 24 Пейзаж «Зимний солнечный день».

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» «Февраль»

Снятие физического напряжения.

Развитие компонентов речи и двигательной сферы.

Умение работать в команде, сотрудничать друг с другом.

Развитие навыков элементарной рефлексии. Создание положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

Проект «Использование приёмов мультимедиа-технологий в логопедической работе. На примере занятия по развитию речи по теме: «Зима»»

Цель проекта:Обогащение устной речи дошкольников с ЗПР (решение коммуникативных задач), развитие языковой эрудиции каждого ребёнка, его интереса к языку и речевому творчеству на занятиях по развитию р...

открытое занятие по развитию речи на тему " Зима"

развитие речи детей, закрепление грамматических навков...

Занятие по развитию речи на тему «Зима» в средней группе

Занятие по развитию речи на тему «Зима»в средней группеЦель: развитие связной речи.Образовательные задачи- Обобщать представления о зимних явлениях в природе.- Формировать умение внимательно расс...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ : "ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО  РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ : "ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ"...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему "Зима" (вторая младшая группа).

Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация,художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка.Цели: обогащение яркими впечатлениями через художественн...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Зима"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зима".Задачи:- активизация словаря по теме "Зима"-закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"- учить образовывать единственно...