Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами книги художественного жанра «Виммбельбух».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Корюкина Лариса Анатольевна

Опыт работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста ,средствами технологии "Виммельбух".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ Детский сад №9 «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами книги художественного жанра «Виммбельбух» Корюкина Лариса Анатольевна Г.О.Красноуральск 2021г

Слайд 2

Художественная литература – это одно из средств развития речи детей. Художественная литература расширяет представления детей об окружающем мире, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, вводит детей в мир чувств и переживаний. В своей работе по развитию связной речи я использую, книгу – гляделку . Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, развивает речь, способствуют развитию внимания, памяти, что немаловажно для подготовки детей к школе. виммельбух

Слайд 3

Придумали этот жанр детской литературы в Германии : в переводе с немецкого Wimmeln- роиться, Bush- книга . Первый Виммбельбух , создал и проиллюстрировал немецкий художни к Али Митгуш .

Слайд 4

Виммельбух- это большая книжка много ярких картинок, деталей очень мало текста одни и те же герои отсутствует четкий сюжет посвящен определенной теме.

Слайд 5

В чем польза? Такие картинки как магниты притягивают глаз ребенка, завладевают его вниманием. Сколько разных предложений можно придумать по поводу происходящего, и каждый раз вы будите находить новый сюжет и составлять новую историю. Одна такая книга заменит целый набор предметных карточек.

Слайд 6

В процессе чтения вам придется самостоятельно развивать представленную на странице тему, из многообразия изображенных героев, разных процессов происходящих в иллюстрации .

Слайд 8

виды речевой деятельности: пересказ увиденного на виммельбухе. составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы. составление рассказов по картине. создание разных видов творческих рассказов.

Слайд 9

Как я организую работу с книгой ? Сначала рассматриваем все иллюстрации в книге; Затем рассматриваем отдельные страницы, знакомимся с героями , ищем их на страницах; Обращаем внимание на одного героя, прослеживаем его действия на протяжении всей книги; Выбираем один сюжет на картине; Начинаем беседу по содержанию сюжета; Составляем рассказ.

Слайд 10

Рассматривая книгу ,ребята предложили создать свою книгу , со своими персонажами . Этапы работы: - выбор темы; - нахождение фона книги; - выбор сюжета и персонажей, выстраивание логических связей; составление композиции из деталей. Картинки должны отражать жизнь и действия людей и животных.

Слайд 15

Вопросы помогающие составить рассказ: О чём книга? Какое время года? Кто это? Как его зовут? Какой он? Что делает этот герой? Куда он идет? Кого он встретил? Что могло произойти? Что связывает героев друг с другом? Чем закончилась история?

Слайд 21

Задачи Развивать связную речь и обогащать словарь детей; Активизировать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, мышление; Расширяет представления об окружающем мире.

Слайд 22

Результат Привилась любовь к книгам; Сформировалось отношение к книге, как к способу познания окружающего мира; Появилась положительная динамика в развитии связной речи и фантазии детей.

Слайд 23

Благодарю за внимание! Желаю вам творческих успехов, много интересных моментов и удивительных открытий в очень важной работе по развитию связной речи детей.



Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад №9

Воспитатель первой  квалификационной категории

Корюкина.Л.А

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами книги художественного жанра «Виммбельбух».

Формирование связной речи относится к одной из важнейших задач работы с детьми страдающими общим недоразвитием речи. Решение этой задачи, необходимо как для преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки к предстоящему обучению в школе. Это заставляет меня искать новые методы и формы работы. Чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи. Находкой для меня стала технология «виммельбух». 

Виммельбух - это книга картинка с большим количеством сюжетных картинок и минимумом текста. В переводе с немецкого, означает «мельтешащая книга».

Первый «виммбельбух» создал и проиллюстрировал немецкий художник Али Митгуш. Идея создать подобную книгу посетила его после кругосветного путешествия. Своими впечатлениями он решил поделиться и понял, что точно можно это сделать не словами, а рисунками.

На страницах такой книги нарисовано много героев, каждый из которых занят своим делом, за жизнью которого можно проследить в течение какого - то времени. При рассматривании такой картины невозможно выделить главный объект и его действия, так как каждый элемент картины несет свою смысловую нагрузку. Картину можно анализировать частями, рассматривая, каждый персонаж отдельно. Это даёт возможность ребёнку каждый раз по - новому воспринимать сюжет и придумывать новую историю. Большое количество тематических рисунков изображенных на каждой странице, привлекает внимание ребенка, своей яркостью, насыщенностью, развивает умение извлекать информацию из картинок и позволяет «разговорить» ребенка. Используя, такую книгу можно знакомить детей с разнообразием животного мира, особенностями жизни в городе и деревне.

Я использую её в качестве пособия, как в образовательной деятельности, так и в коррекционной работе. Мы рассматриваем, как целую книгу, так и отдельные страницы, при этом применяя классические методы и приемы работы с сюжетными картинками.

Как я организую работу с этой книгой?

Сначала мы рассматриваем с детьми все иллюстрации в книге. Потом я стараюсь привлечь внимание к содержанию отдельных страниц, знакомлю с героями, ищем их на всех страницах. Чтобы заинтересовать детей содержанием книги и вызвать у них желание целенаправленно её рассматривать, я обращаю внимание детей на одного из героев, и мы прослеживаем его действия на протяжении всей книги. Прошу ребенка показать пальцем на то, что ему интересно на картинке. Исходя из этого, появляются вопросы. Каждый последующий вопрос, будет развивать историю, и поддерживать беседу. На каждой последующей странице эта истории продолжаются. При этом необходимо заглянуть в конец книги, чтобы увидеть жизнь героя, и узнать какой финал нужно будет придумать у этой истории. В процессе рассматривания, с помощью вопросов побуждаю детей рассказывать о том, что они видят, давать оценку персонажам и их действиям. В результате у нас получается небольшая история. Благодаря этой особенности, развивается речь детей и обогащается словарный запас.

В своей педагогической деятельности я использую и «виммельбух» сделанный своими руками совместно с детьми. Так как, книжка, созданная своими руками, принесет больше радости и пользы, чем купленная в магазине. 

Свою работу по созданию «виммельбуха» выстраиваю в 4 этапа.

1.Определение темы книги;

2.Создание фона для неё;

3. Нахождение большое количество героев, придумывание сюжета;

4. Размещение героев на фоне.

Картинки должны отражать жизнь и действие людей и животных, в разных событиях.

После размещения картинок на странице, предлагаю детям придумать рассказ, по опорным вопросам: Кто это? Как его зовут? Какой он? Что делает этот герой? Куда он идет? Зачем? Какое время года на картине? Что случилось? Кого он увидел? Что могло произойти? Что изменилось? Где находится другой персонаж? Что связывает героев друг с другом? Чем закончилась история?

Вашему вниманию представлен вариант создания самодельного «виммельбуха», «Жизнь в лесу», который состоит из папки, 4 фоновых разворотов и 4 комплектов с наклейками. Каждый комплект включает в себя диких животных в разное время года, главных героев которые будут попадать в разные ситуации. Это такие герои как: лесник с собакой, 2 охотника, 1 ученый и грибник. В результате у нас получилась книга «энциклопедия», в которой дети смогли проследить жизнь животных в разное время года, и придумать истории о жизни животных в лесу. Вся работа проходила в форме игры, но при этом сохранялись элементы познавательного и учебного общения.

Работа с «виммельбухом» позволяет мне решать следующие задачи:

• развивать связную речь и обогащать словарь детей;

• активизировать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, мышление;

• расширять общий кругозор, представления об окружающем мире;

Таким образом, «виммбельбух» является универсальным средством в развитии связной речи детей, интегрируя в себе познавательное и речевое развитие, так как ребенок получает информацию на одной странице, добавляет ее на последующих страницах, в итоге составляет рассказ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...

Программа саморазвития педагога 2014-2015 год в межаттестационный период по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зав...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Проблема развития речи дошкольников связана с увеличением детей с общим недоразвитием речи и необходимостью поиска направлений, методов и средств коррекционной работы....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности...

Самообразовательноая деятельность педагога "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок и художественных произведений"

Данные материалы являются методическими разработками, которые могут использовать педагоги ДОУ в своей работе с детьми ....