Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Кузнецова Галина Павловна

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Л.С.Выготский

Правильность нашей речи, точность языка, умелое использование слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного народного слова.

На современном этапе развития общества речь все чаще выполняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее образности, эмоциональности и выразительности. Малые фольклорные формы выступают прекрасным средством формирования образности речи: у детей развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику за счет развития понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.Работа с фразеологизмами привлекает внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание общественного смысла фольклорных форм (зарубить на носу – запомнить навсегда, повесить голову – загрустить). Однако в настоящее время имеется проблема отсутствия должной системы и последовательности работы педагогов в этом направлении: в практике работы ДОО развитие образности речи не выступает, как специальная задача. Детей не систематически знакомят с доступным им средствами образности (сравнение, эпитеты, метафора). Эта работа проводится эпизодично, при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщенный педагогический опыт

«Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №101»

Кузнецова Галина Павловна

Дзержинск 2016 год

1 слайд  Визитная карточка

Разрешите представиться,  Кузнецова Галина Павловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №101».

2 слайд  «Тема презентации» 

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Л.С.Выготский

Правильность нашей речи, точность языка, умелое использование слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного народного слова. 

3 слайд «Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

В жизни дети слышат синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значение, а значит, не используют их в своей речи. А ведь наш язык так богат.  (А. Г. Арушанов, А. Н. Корнев, А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.).

Считается, что при низком уровне развития образной речи наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы. Это обуславливает необходимость поиска новых эффективных подходов в развитии и  понимании  образной стороны речи.  

Ознакомившись  с публикациями  интернет - ресурсов, с педагогическим опытом коллег, я сделала вывод о том, что, эффективным стимулирующим средством   является использование малых форм фольклора, который  в полной мере поможет  сформировать умение детей использовать в своей речи доступные им образные средства родного языка.

Учитывая данные обстоятельства, мной была  начата работа по обобщению моего педагогического опыта: «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм», проведена работа по самообразованию, направленная на повышение уровня знаний, умений и навыков использования произведений фольклора в речевом развитии дошкольников.

Со своим опытом по данной теме   я выступала на педагогическом совете ДОУ.

4 слайд «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования» 

На современном этапе развития общества речь все чаще выполняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее образности, эмоциональности и выразительности.

Малые фольклорные формы  выступают прекрасным  средством формирования образности речи:  у детей развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, давать ему яркую характеристику за счет развития понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами привлекает внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание общественного смысла фольклорных форм (зарубить на носу – запомнить навсегда, повесить голову – загрустить).

Однако в настоящее время имеется проблема отсутствия должной системы и последовательности работы педагогов в этом направлении: в практике работы ДОО развитие образности речи не выступает, как специальная задача. Детей не систематически знакомят с доступным им средствами образности (сравнение, эпитеты, метафора). Эта работа проводится эпизодично, при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности.

5 слайд «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Для теоретического обоснования проблемы развития образной речи детей старшего дошкольного возраста   на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили трактовку некоторых понятий. Их определение представлено на слайде.

Образная речь - это одно из составляющих развития речи ребенка, это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

Широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.

В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: Буняковой М.Г., Водовозовой В.М., Гавриш Н.В., Кургановой М.Г., Струниной Е.М., Ушаковой О.С.и многих других.

6 слайд «Цель и задачи педагогической деятельности»

На основании всего вышесказанного я определила цель своей работы:

Цель: Развитие  образной  речи старших дошкольников на основе развития всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) во взаимосвязи с ознакомлением с выразительными средствами  малых фольклорных жанров

Задачи представлены на слайде (не читать):

1. Развивать способность к целостному восприятию произведений фольклора.

2.Формировать  представление о средствах выразительности образной речи и умения выделять и замечать средства выразительности и средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения), прививать чуткость к поэтическому слову;

3.Развивать  умение понимать смысл образных выражений и многозначных слов.

4.Стимулировать детей к  использованию образных средств в активной речи развивать осознание необходимости и места использования образных средств речи в соответствии с коммуникативными целями и речевой ситуацией.

5.Воспитывать интерес к русской народной культуре, к фольклорным произведениям, ценностное отношение к чтению, к традициям народа.

7 слайд «Ведущая педагогическая идея»

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  обогащении  речи детей образно-выразительными средствами: сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и антонимами  на материале фольклорных произведений.

8 слайд -11 слайд «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

8 слайд

Работа по реализации поставленной цели прохолида в несколько этапов. Их содержание представлено на слайде. (читать не нужно)

1.        этап – аналитический.  

  • Определение методологической основы и теоретической базы,
  • Формулирование цели, задач;
  • Выявление  уровня  развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста;
  • Изучение готовности  родителей к активному сотрудничеству по вопросу;
  • Выделение  направлений  и этапов работы по формированию образной речи;
  •  Определение содержания этапов формирования образной речи средствами малых фольклорных жанров.

2        этап – формирующий

  • Апробация комплекса занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пословицами, поговорками, загадками;

3 этап – итоговый

  • Выявление  динамики сформированности образной речи у детей  старшего дошкольного возраста в результате проведенного комплекса занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пословицами, поговорками, загадками;

9 слайд

На первом этапе для выявления уровня развития  образной речи детей  мы использовали методику обследования Гавриш Н.В.

У большинства детей уровень развития образной речи находится на низком уровне.  Для детей характерно: отсутствие представлений о средствах выразительности, они не понимают выразительность речи, не выделяют и  не замечают средства выразительности, средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения), дети не понимают многозначные слова.

Так же  мы провели анкетирование родителей, где нас интересовало, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми  дома, с какой целью и какие. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни  ("Раньше пели, а сейчас мы уже большие"), кроме "Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…" и то не до конца.

10 слайд

Развитие образной речи детей осуществляется как в организованной образовательной деятельности, причем, основная работа по формированию происходит в НОД при ознакомлении с художественной литературой, т.к. внимание детей фиксируется на содержании и художественной форме произведения, обращается их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включает творческие задания. В совместной и самостоятельной деятельности особое внимание уделяется развитию умений выстраивать самостоятельные сочинения в логической последовательности, с использованием разнообразных образных слов и выражений.

11 слайд

Формирующий этап проходил поэтапно.

Первый этап предусматривает расширение представлений детей о малых жанрах словесного фольклора, понимание  обобщенного значения образных слов и словосочетаний, пословиц.

На данном этапе в ходе организованной образовательной деятельности  у дошкольников формировали познавательный интерес к различным формам фольклора: знакомили с эмоциональной направленностью фольклора (частушки, потешки, прибаутки), его практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки). 

12 слайд

На первом этапе мы  применяли  методы и приемы  Г. Клименко.  Она рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости.

Альбом – передвижку сделали  по пословицам и поговоркам. Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их. В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали.

13 слайд

На втором этапе формировали навык  использовать образные слова и выражения при составлении высказываний, анализировать оттенки значений и особенности употребления слов в тексте, чувствовать образность языка произведений малых фольклорных форм. Предоставляли возможность осмысления детьми слов и сочетаний, а также понятий, которые они обозначают.

Для развития лексической восприимчивости предлагали упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?»", «Подбери слова», «Сочетания слов».

В работе с пословицами и поговорками использовали игровые упражнения:

  • «Я начну, а ты продолжи»,
  • «Распутай пословицу»,
  • «Какая пословица здесь спряталась?» (с игрушками, картинками, схемами по содержанию произведения)
  • «Ответь на вопрос пословицей», например: «Без чего не вытащишь рыбку из пруда?», «Маленький труд лучше чего?», «За какой головой, как за каменной стеной?».
  • Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;

С детьми проводили упражнения на загадывание и отгадывание загадок, где  дети не только пытались  правильно отгадать, но и объясняли  как они отгадали загадку, выделяли  признаки и сходства:

  • «Отгадай и сравни загадки о животных»;
  • «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах»;  
  • «Отгадай и сравни загадки о транспорте»;
  • «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах»,

14 слайд
В своей  работе с  фразеологизмами  способствовали развитию понимания   детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице  или ситуации из жизни ребенка, используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц).

  • д/и «Угадай необычное выражение».
  • д/и «Что бы это значило?»
  • «Я скажу, а ты продолжи»

Эти задания  помогали детям задуматься над тем, что обозначают эти слова в другом образном выражении, как необычно и красиво это звучит в речи, где уместно их использовать.

15 слайд

В группе оборудован театральный уголок, где представлены разные виды театров, театральные куклы, маски, маски – шляпы, подобраны мягкие игрушки – прототипы сказочных персонажей – отражающие их характерные особенности, используемые детьми в инсценировании, импровизации, диалогах.

 Изготовили дидактические игрушки: «Солнечные лучики», подушка «Мирилка, дразнилка, считалка».

Сделана подборка фольклорного материала:

- по сезонам;

- «Чудесный короб» - считалки, мирилки, дразнилки, колыбельные, потешки, заклички о птицах, кошечках и кисках;

- «В морозный денек да за сказочку» - зачины, стихотворные тексты для сказочных персонажей, для входа и выхода из игры или сказочного действа;

-«Сундучок бабушки Забавы» - с подборкой русских народных  игр и хороводов;

Создана библиотечка с подбором книг по теме, сказок с аудиокассетами. Приобретен демонстрационный материал из цикла

  • «Беседы по картине»
  • «В мире мудрых пословиц»;

Приобретены дидактические игры:

  • «Антонимы»,
  • «Синонимы»,
  • «В гостях у сказки»,
  • «Сказочный герой».

16 слайд

Параллельно с детьми мы помогали родителям освоиться в этой непростой теме через родительский уголок и совместное творчество с детьми.

Подготовили ряд консультации:  

  • «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств мальчиков и девочек»        
  • «Баю-баюшки баю» - роль колыбельных песен в жизни ребёнка
  • Беседа «Фольклор в семье»

В родительском уголке появилась рубрика «Словом душа растет», где помещали мудрые слова известных людей, пословицы и поговорки и рубрика «Из бабушкиного сундука», где предлагались народные игры и игры со словом. А так же оформили литературный материал по сезонам (игры, стихи, фольклорные произведения).

Возникла обратная связь. Родители пополняли наши «сундучки - кладези народной мудрости» своими находками из интернета и библиотеки, помогали детям в пополнении их словарного багажа, словотворчества, сочинении рассказов, сказок.

17 слайд «Педагогические условия эффективного развития»

В ходе работы была реализована совокупность педагогических условий, способствующих эффективности процесса развития образной речи детей старшего дошкольного возраста, средствами малых форм фольклора:

  • создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей. Необходимо вызвать у детей интерес к выразительным средствам языка и изобразительной деятельности, эмоциональный отклик, ассоциирование с собственным опытом, чувствами и представлениями.
  • создание культурно-эстетической среды, стимулирующей использование дошкольниками малых форм фольклора.
  • погружение детей в реальные и игровые диалоги с применением малых форм фольклора, в активную речевую практику, сопутствующие игровой деятельности предполагало проведение разнообразных форм работы: свободная самостоятельная и совместная с воспитателем игровая, творческая и художественно-продуктивная деятельности.
  • использование наглядного материала, способствующего освоению содержание иллюстрации);

18 слайд «Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»

Несомненно, что новизна моего педагогического опыта состоит

  • в разработке авторских планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности, картотеки творческих  игр с пословицами и поговорками, направленных на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста.
  • в подборе и систематизации активных методов, приемов для развития образной речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
  • в обосновании  педагогических условий, способствующих  эффективности процесса развития образной речи детей
  • в привлечении  внимания родителей к вопросу развития словаря  детей средствами  дидактических игр и упражнений.

19 слайд «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»

На итоговом этапе мы провели заключительную диагностику с целью выявления уровня сформированности образной речи у детей  старшего дошкольного возраста, на диаграмме результаты позволяют сделать вывод о том, что

  • у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.
  • используют в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
  • дети понимают образный смысл образных выражений и многозначных слов,
  • активно используют выразительные средства: эпитеты, сравнения, обобщения в активной речи в соответствии с коммуникативной ситуацией;
  • в речи  детей сократилось количество пауз и повторов. Речь их стала более плавной, ясной и доступной слушателям.

20  слайд  «Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»

Свой педагогический опыт я представила на локальном уровне

- участием в педагогических советах, мастер-классах, педагогических мастерских, смотрах-конкурсах в рамках  методической работы в ДОУ

- участием в родительских конференциях «Пусть ребенок растет здоровым», «Вопросы семейного воспитания»

На общероссийском уровне

- на личном сайте, расположенном на портале социальных работников образования.  

21  слайд  «Литература»

Используемая литература представлена на слайде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

Программа саморазвития педагога 2014-2015 год в межаттестационный период по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

"Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"

Статья  "Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"...

Презентация. Логопедический проект: "Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида   Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  на тему: «Сре...