Главные вкладки

    Самообразовательноая деятельность педагога "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок и художественных произведений"
    презентация к уроку (старшая группа)

    Кондратьева Ольга Валентиновна

    Данные материалы являются методическими разработками, которые могут использовать педагоги ДОУ в своей работе с детьми .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка -детский сад № 12 «Звездочка»

    http://4.bp.blogspot.com/-j6RsQshIFrQ/VQsC3b80NwI/AAAAAAAAApw/GxtyeQeET2M/s1600/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8.png

    План по самообразованию педагога

    Кондратьева Ольга Валентиновна

    Тема: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста  средствами сказки и художественной литературы  

    2019-2020

    (учебный год)

    старшая

    возрастная группа

    Тема: «Обучение творческому рассказыванию средствами сказки и художественной литературы»

    Актуальность: В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения ребёнку необходимо достичь определённого уровня речевого развития. Это связанно с тем, что восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение развёрнуто отвечать на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли требуют достаточно высокого уровня развития речи.

     Для успешного освоения школьной программы выпускник детского сада должен иметь сформированные навыки связного высказывания мыслей, уметь выстраивать диалог и составлять небольшой рассказ в рамках той или иной темы. Кроме того, реалии современного мира указывают на необходимость развивать и другие стороны речи: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, расширение словарного запаса.

    Непосредственное развитие творческой речевой деятельности наблюдается, по мнению многих исследователей, в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется больший, по сравнению с предыдущим возрастным периодом, запас знаний об окружающем мире, который может  быть для словесного творчества источником . Дети осваивают довольно сложные формы связной речи, словарь. У них появляется возможность действовать по замыслу.

    Цель: активное развитие речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и сказкой.

    Задачи:

    1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
    2. Разработать перспективное планирование по творческому обучению детей дошкольного возраста на основе использования сказки и художественной литературы;
    3. Определить педагогические условия повышения эффективности использования сказки и художественной литературы  для обучения творческому рассказыванию;
    4.  Разработать комплекс педагогических мероприятий, способствующих развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста;
    5. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
    6. Разработать  методические рекомендации по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию средствами сказок и художественных произведений.

    Формы самообразования:  индивидуальная, групповая, коллективная

    Месяц

    Формы работы

    С детьми

    Педагогами

    Самообразование

    Родителями

    Сентябрь

    - диагностика ЗУН детей с мопощью диагностического инструментария: 1.О.Шорохова, 2.Макарова, 3.Ворошнина.

    -

    -изучение  психолого- педагогической литературы, составление плана работы

    Анкетирование родителей, направленное на выявление уровня включенности родителей в воспитательный процесс путем чтения книг детям 

    Октябрь

    Занятия, беседы в соответствии с планом работы

    -

    Выявление наиболее эффективных форм и методов  для  активного словотворчества

    Папка передвижка в уголок родителей « Почитай мне, мама»

    Ноябрь

    Д/и, беседа, чтение рассказов, рассматривание  сюжетных картин

    -

    Выявление наиболее эффективных форм и методов для активного словотворчества

    Конкурс книжки -самоделки

    Декабрь

    Занятия в соответствии с планом работы, индивидуальная работа с детьми

    -

    Подбор необходимой литературы для обучения

    Оформление папки передвижки. Тема: «»

    Январь

    Составление рассказов по серии картин, придумывание начала сказки. Индивидуальная работа с детьми.

    -

    Подбор для занятий малых форм фольклора

    Оформление информации в родительском уголке по теме

    Февраль

    Занятия, беседы в соответствии с планом работы

    -

    Корректировка плана работы

    Март

    Занятия, беседы в соответствии с планом работы

    -

    Подбор необходимой литературы для занятий

    Выставка детских рисунков по ознакомлению с худож.литературой

    Апрель

    Развлечение «в гостях у сказки»

    Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме: «Обучение творческому рассказыванию средствами сказок и художественных произведений»

    Лексико-грамматическая работа, изучение и обобщение полученных результатов

    Коллаж детского творчества «Я писатель!»

    Май

    Диагностика ЗУН на конец года

    Написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете.

    Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

    Июнь

    выставка  детских работ

    Корректировка плана на след учебный  год

    Дальнейшая работа по обучению творческому рассказыванию является перспективной, так как развивать словесное творчество нужно не только у детей старшего дошкольного возраста, но и в подготовительной к школе группе.

    Предполагаемые результаты:

    - усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

    - осознание ребёнком базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

    - умение  самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность;

    - умение создавать связные монологические тексты с творческим заданием;

    - умения придумывать сказочные монологи с использованием образных средств языка;

    -  умения придумывать творческие рассказы по заданному началу

    - знание определенных сюжетов;

    - умение понимать сюжетную линию произведения;

    - умение выделять проблему, актуализированную в произведении;

    - умение выражать свои мысли и чувства в речи;

    - умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;

    - умение продолжить сюжетную линию , используя вербальное воображение, активный речевой запас;

    - понимать эмоциональные состояния окружающих,  иметь оценочное суждение о качестве своих рассказов и рассказов товарищей;

    Литература:

    1.Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.;

    2.Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006.;

    3.Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс, ;

    4.Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.;

    5.Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей.

    6.Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;

    7.О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез; М. ; 2012.;

    8.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013.

    9.Денисова,Е.Е. Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию [Текст] / Е.Е. Денисова // Карельский научный журнал. - 2014. - № 4. - С. 54-57.

    10.Носенко, Н.П. Теория и методика развития речи детей (методика обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и пересказу сказок, рассказов)учебное пособие [Текст]/ Н.П. Носенко. - Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2012. – 61 с.

    11.Куцанова, Л.В. Воспитание ребенка - дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, культурного, творческого [Текст] /Л.В.Куцанова.- М.: Владос, 2004.- 367 с.

     12.Епанчинцева, Н.М.Сказка как средство развития личности дошкольника[Текст] / Н.М. Епанчинцева, А.Н. Колотовкина //Вестник        Шадринского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2 (22). - С. 49-58.

    13.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]  / Л.С. Выготский // – М.: Юрайт, 2016. – 200с.

    14.Веснина О.А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1. — С. 4-6.

    15.Ворошнина Л.В. Теория и методика развитие речи детей дошкольного возраста: Хрестоматия. / под ред. Стражинской Н.С., Дубининой Д.Н. – Мн.: БГПУ, 2017. – 217 с

    16.Гайдук,О.С. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.С. Гайдук //Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 14. - С. 124-129.

    17.Дорошенко,О.В. Стимулирование творческой речевой активности детей старшего дошкольного возраста[Текст]/ О.В. Дорошенко // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2015.

    https://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=1b5a8729cadd67b8&mb=imgdb_preview_712

    Перспективный план

    ФИО Кондратьева Ольга Валентиновна

    Группа старшая №5 «Фантазеры»

    Месяц

    Тема

    Цель

    Пути достижения цели

    сентябрь

    Беседа «откуда книга пришла»

    Познакомить с разнообразием книг; дать понятие какие бывают книги; вызвать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать у детей бережное отношение к книгам; уточнить и систематизировать  элементарные знания детей о жанровых особенностях разных произведений, авторах.

    Выставка детских книг

    Чтение рассказа В.Дмитриева «малыш и Жучка»

    Познакомить с жанровой особенностью рассказа; учить понимать мораль и идею произведения;

    Учить сопереживать героям, видеть связь названия текста с его содержанием

    Чтение произведения; беседа по содержанию

    Рассказывание по картине «собака со щенятами»

    Учить описывать  картинку в определённой последовательности; развивать связную речь

    Беседа по содержанию с наводящими вопросами; составление детьми рассказов; д/и «угадай по описанию»

    Работа с малыми фольклорными формами: потешки, загадки, песни и пословицы

    уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний развивать выразительность речи в процессе их исполнения

    Беседа с детьми о различных фольклорных формах, которые дети знают; прослушивание аудиозаписи с потешками и песенками

    октябрь

     Пересказ русской народной сказки «лиса и журавль»

    учить воспринимать образное содержание произведения;

    закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки;

    развивать поэтический слух (умение слышать и выделять в тексте выразительные средства).

    Чтение сказки с рассматриванием иллюстраций; вопросы по содержанию; повторное чтение с установкой на пересказ

    Заучивание стихотворения « осень» А.Плещеева

    Учить выразительно читать стихотворение, передавая интонацией грусть, лиричность; понимать и воспроизводить образный язык стихотворения

    Рассматривание иллюстраций и картин об осени; чтение стихотворения педагогом; вопросы по содержанию; хоровое чтение стихотворения детьми

    Чтение сказки Д. Родари «Большая морковка»/ сопоставление со сказкой «Репка»

    Учить чувствовать и понимать сходство и различие в построение сюжетов, в идеях двух сказок; учить замечать выразительные образные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; развивать логическое мышление

    Чтение произведения; вопросы по содержанию; сопоставительный анализ со сказкой « репка»; составление разных вариантов окончания сказки

    Придумывание детьми окончания к сказке « о глупом мышонке»

    Продолжать знакомство со сказкой, вызывать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения; активизация словаря

    Чтение начала сказки педагогом; придумывание окончания сказки детьми; д/и «Назови первый звук»

     Заучивание стихотворения Е. Трутнева «Первый снег»

    учить выразительно читать наизусть стихотворения, замечать изобразительно-выразительные средства поэзии; развивать образную речь, память.

    Чтение стихотворения; вопросы по содержанию; хоровое и индивидуальное чтение стихотворения детьми

    ноябрь

    Чтение небылиц;

    знакомить детей с потешным фольклором – русскими народными небылицами;

    активизация словаря

    Беседа о различных фольклорных формах;

    Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

    учить понимать идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием; развивать творческое воображение

    Беседа о жанрах; чтение рассказа; вопросы по содержанию; придумывание окончания рассказа

    Придумывание детьми окончания рассказа «Как Ваня с папой в лес ходил»

    Придумывание конца рассказа

    Коррекционно-образовательные цели:

    союзом «чтобы»;

    учить умению  продолжать  рассказ,  ориентируясь  на  прочитанную  часть

    практическое  употребление  в  речи  сложных  предложений ; Учить передавать свои мысли логично, последовательно

    Развивать фантазию, творчество

    часть.

    Коррекционно-развивающие цели:

    Обсуждение плана рассказа; образец рассказа педагога; рассказы детей; д/и «найди пару»

    Составление описательного рассказа по пейзажной картинке «Зима»

    Обучение детей составлению описательного рассказа.
    Обогащение словаря по теме зима. Развитие ассоциативного мышления. Учить согласовывать существительные с прилагательными

    Загадки и беседа о зиме; совместное составление рассказа при помощи план-схемы; рассказы детей; релаксация « звуки метели»

    Творческое задание «дорожка приключений»

    Обучение связному, последовательному изложению событий  с единым сюжетом, по серии сюжетных картин, не объединенных одной  темой развивать  речь ребенка,  мышление, память, фантазию, творческие способности.

    Образец  рассказа педагога; вспомогательные вопросы; рассказы детей

    декабрь

    Чтение сказки про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка

    формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы;

    закреплять знания об особенностях разных литературных жанров;

    формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы;

    воспитывать стремление к точному словоупотреблению

    Чтение сказки; вопросы по содержанию; повторное чтение с установкой на пересказ; д/и «какой, какая, какие»

    Коллективное придумывание сказки  «Приключения зайца»

    Учить детей составлять сказку по плану, предложенному воспитателем, не отступая от темы, придумывая её конец, не повторяя сюжета товарищей. Учить подбирать определения и действия к слову заяц. Активизировать употребление в речи имён прилагательных и глаголов.

     Обсуждение Плана составления сказки; совместное составление сказки; записывание на аудиозапись

    Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.Пушкина

    формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

    Беседа по содержанию; пересказ произведения детьми

    Чтение сказки о царе Салтане А. Пушкина

    формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

    Беседа по содержанию; коллективное придумывание другого содержания середины и конца произведения.

    Драматизация  сказки  «о рыбаке и рыбке»

    Учить детей драматизировать знакомое произведение, согласовывать слова и действия персонажа.

     Учить детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.

    Развивать координацию движений, пластическую выразительность, воображение, побуждать к активному участию в театрализованной игре.

     Активизация словаря 

    Развлечение  с постановкой сказки перед детьми средней группы

    январь

    Стихотворение А.Пушкина « зимний вечер»

    Учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка;

    расширять представления о пейзажной лирике А.Пушкина

    Рассматривание  иллюстраций о зиме; чтение стихотворения педагогом; психоэтюд «мы снежинки» хоровое и индивидуальное чтение стихотворения детьми

    Беседа  о творчестве А.Пушкина

    углублять и расширять знания о творчестве А.Пушкина; замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. Учить различать жанровые особенности стихотворения, сказки.

    Вопросы детям; рассказы детей; д/и  « когда это бывает» рисование детьми иллюстрации к любимому произведению

    Сочинение  «волшебной сказки» с использование игры – пособия «Расскажи сказку».

    Обучение детей сочинению сказки Развитие речевого творчества, связной речи. Развитие мышления, фантазии; активизация словаря

    Совместное составление плана- схемы рассказывания; оценивание получившихся сказок

    Работа с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы

    закрепить представления о жанровых и языковых особенностях загадок и пословиц;

    формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний активизация словаря

    Беседа о различных фольклорных формах; рассказ педагога по пословицам и поговоркам; вопросы детям; составление рассказов детьми; хороводная игра « гори ясно»

    Составление небольшого рассказа по пословицам и загадкам

    формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

    февраль

     Чтение и пересказ русской народной сказки  «Хвосты»

    Учить осмысливать характеры персонажей; замечать выразительные средства, помогающие раскрытию сказки; обогащать словарь эпитетами, сравнениями; закреплять умения подбирать синонимы

    Чтение сказки; вопросы по содержанию; пересказы детей д/и «Угадай по описанию»

    Рассказывание на заданную тему « где спит ёжик»

    учить детей составлять короткий рассказ на заданную тему; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения; упражнять в подборе сходных по звучанию слов; развивать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе; активизация словаря

    Загадки о ёжике; рассказ педагога образец; рассказы детей; пластический этюд «ёжик в лесу» д/и «Подбери словечко»

    Составление рассказа из личного опыта детей «мой домашний питомец»

    Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта по плану; упражнять в употреблении в своей речи простых, сложноподчиненных, сложносочиненных предложений; развивать словотворчество детей

    Рассматривание фотовыставки « домашние питомцы» составление плана рассказа; рассказы детей

    Литературная викторина

    Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм

    Чтение педагогом стихотворения сказки рассказа; рассматривание иллюстраций к произведениям; вопросы детям;  мини – этюд «  представь себе»

    Чтение Норвежской народной  сказки

    «Пирог» сопоставление сказке «Колобок»

    Учить находить сходство и различие  в сюжете, идее, характере героев замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте

    Чтение сказки;

    Беседа по содержанию; сравнение сюжетов сказки «пирог» и «колобок» ; рассматривание иллюстраций к сказкам; составление разных вариантов  окончания сказки

    Чтение сказки «Старик и медведь»

    Развивать умение воспринимать эмоционально образное содержание сказки; помогать придумывать новые эпизоды и названия

    Чтение сказки с рассматриванием иллюстраций; вопросы по содержанию; психоэтюд «Друзья»; придумать продолжение истории вини пуха

    март

    Чтение стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне реченька»

    Учить выразительно читать наизусть стихотворения;

    интонационно передавать нежность, любование природой, эстетическое восприятие литературных произведений

    Слушание музыки П.Чайковского «Времена года»; чтение стихотворения; вопросы по содержанию;

    Составление рассказа по серии картинок» помощники мамы»

    Учить детей отвечать на вопросы по содержанию; составлять рассказ с опорой на образец педагога; развивать творческие способности детей; побуждать детей активно употреблять в речи простые виды сложно-подчиненных -сочиненных предложений

    д/у « продолжи предложение»; рассматривание сюжетных картнок; вопросы  по схеме; рассказы детей; психоэтюд «Помощники»

    Творческое задание «сказка наизнанку»

    Совершенствовать монологическую речь; активизировать словарь; развивать активное словотворчество; побуждать к самостоятельному исполнению задания;

    Чтение сказки» Красная шапочка»; коллективное придумывание нового сюжета сказки, поменяв героев ролями; зачитывание получившейся сказки; психогимнастика «Добрый злой»

    Чтение сказки  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка сказки.

    Рассматривание иллюстраций к произведению; вопросы детям по содержанию; пересказ сказки по ролям; психогимнастика « добрый злой»

    Заучивание стихотворения Я.Акима. «Апрель»

    Учить детей наизусть читать стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне; воспроизводить в своей речи образные выражения из текста.

    Загадки о весне; чтение стихотворения; вопросы по содержанию; хоровое и индивидуальное чтение стихотворения детьми; д/и «назови время года»

    Составление рассказа по серии картин «Весна»

    продолжать учить рассказывать по картинам с последовательно развивающимися событиями; развивать умение мыслить творчески; воспитывать художественный вкус

    Беседа о весне; рассматривание картин о весне; вопросы по содержанию; обсуждение плана рассказа; рассказы детей

    апрель

    Чтение и пересказ произведения С.Горордецкого «Котенок»

    Вызвать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в неё; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей; продолжать детей осмысленно воспроизводить литературный текст, соблюдая целостность, структурное оформление, связность и плавность

    Чтения произведения педагогом; вопросы по содержанию; повторное чтение; пересказы детей; обыгрывание сказки

    Беседа о любимых сказках

    Продолжать воспитывать у детей интерес к художественным произведениям; воспитывать желание читать; побуждать детей рассказывать о прочитанных сказках

    Экскурсия в детскую центральную библиотеку г.Новоалтайска

    Чтение  сказки лисичка сестричка и серый волк

     Ознакомить  детей с приёмом повтора как с жанровой особенностью сказок; учить последовательно, пересказывать сказку с опорой на воображаемый план, составленный самими детьми; развивать умение пересказывать сказку от лица литературных героев (деда, лисы, волка). учить использовать в речи глаголы, характеризующие продолжительность действий героев сказки (приём автора);развивать умение подбирать определение к заданным словам из сказки (игра “Скажи какой, какая?”); учить подбирать синонимы к глаголам (действия героев);уточнять представления о фразеологизмах (морочить голову, уносить ноги, повесить голову).учить передавать интонации насмешки, восклицания, обиды, просьбы в диалогах героев.

    Творческое задание: придумать разные варианты концовок; д/у «подбери слово»

    Салат из сказок

    Познакомить  детей с новым приёмом создания “салата из сказок”; учить последовательно, связно рассказывать придуманную сказку путём совмещения героев и событий разных сказок (“Лисичка-сестричка и серый волк”, “Лиса и козёл”); подвести к использованию приёма повтора, сказочного зачина и концовки;

    Творческое задание: придумывание загадок о литературном герое

    Подготовка к инсценированию «Волшебной сказки»

    Учить детей выразительному исполнению взятой на себя роли; Активизировать в речи фразеологизмы (как в воду опущенный, не покладая рук), образные выражения (голосистое горлышко, шёлкова бородушка, масляная головушка, сапоги со шпорами, хвост с узорами, спозаранку); Учить использовать глаголы, характеризующие нарастание действия

    Драматизация русских народных сказок

    май

    Показ сказки  «Волшебная сказка»

    Развивать образную речь; учить детей эмоционально передавать содержание сказки, выразительно передавать диалоги действующих лиц; учить испытывать эмоциональное наслаждение от творческой деятельности

    Совместно с педагогом участвовать в драматизации  знакомых сказок на новый лад

    Литературная викторина «наши любимые книги»

    Закреплять знания о прочитанных  литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения,  малых фольклорных форм; формировать образность речи – умение понимать образное значение пословиц, поговорок, уметь применять их в речевой ситуации

    Рассматривание выставки книг разных жанров, писателей; зарисовка иллюстраций к любимому произведению

    baby01

    Консультация для родителей

    Тема «Читайте детям сказки»

    Консультация для родителей

    «Читайте детям сказки»

    «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

    В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: ребёнок не умеет общаться, писать правильно – по русскому языку сплошные «2». Почему это происходит??? Может - быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить книгу.

    Много сейчас нас окружает книг, но нельзя забывать детских писателей, сказочников на творчестве которых мы выросли сами, поэтому нужно больше уделять внимания ознакомлению детей с художественной литературой сказками. Замечательные сказки Корнея Чуковского донесут детям много полезного. Родители, читая его сказки, получат не меньшее удовольствие, чем их дети. Нужно помнить и никогда не забывать, что компьютер и телевизор не заменят нам книгу. Из книг человек всегда черпал знания, получал удовольствие, радость прочитанного, желание поделиться этим с другими.

    Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают язык сказок. Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя, тремя качествами (небывалая доброта, храбрость и находчивость). При этом герои сказок делают всё то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Прежде чем сказка была записана, над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя самое главное. Это сделало сказку носителем человеческой мудрости. Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

    Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги, в конце концов можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?

    А какова же польза сказок???

    1) Сказки развивают внимание.

    Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

    2) Развивают  руки. И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

    3) Прививают понятия о добре и  зле. В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям.  Нет необходимости убеждать, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно сказки: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

    4) Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.

    В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.

    5) Учат справляться с трудными ситуациями . Ребенок, который сталкивается с какой- либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет. Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.

    6) Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же  делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.

    7) Развивают  речь и  фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

    8) Польза сказок перед сном. Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.                                                                                                     

    Вместе с ребёнком станьте сказочником. Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные. При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

    Сказка воздействует на чувства ребёнка. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении отождествляет и идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны.

    Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Сказки передают нравственные понятия и чувства малышу не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи. Потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.

    Без сказок не обойтись. Как иначе ребенку объяснить, что нельзя пить из лужи, (козленочком станешь), что нельзя дверь открывать, не посмотрев в щелочку или глазок (серый волк украдет), что надо жить дружно (и никакой волк вас вообще не вытащит из надежного каменного дома, построенного совместными усилиями). Сказки дают базовое представление о мире, в котором оказался человек, об отношениях между людьми, о вещах, типах личностей, с которыми потом придется сталкиваться ребенку в жизни. То есть, пусть незаметно, с шутками, прибаутками, или наоборот, страшилками. Они создают, как говорят психологи, систему ценностей. Поэтому, если вы с ребенком прочитали какую-то книжку, не забывайте ее героев, периодически возвращайтесь к ним в различных жизненных ситуациях. До 5-6 лет не надо заставлять ребенка читать самого, пусть он научится слушать вас и смотреть книги самостоятельно. Пусть самые маленькие разглядывают книжки, где только картинки с подписями, года в два можно смело начинать изучать буквы, уже в три можно покупать первые энциклопедии (только смотрите, чтобы они были написаны все же доступным языком - если в них будет много незнакомых слов, ребенок быстро потеряет интерес). Но если вы с детства читали ребенку, ему потом будет самому легче научиться читать, потому что он будет знать, что это интересно, а ведь когда что-то интересно, то учиться гораздо приятнее.

    Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и навсегда. Привыкшие к компьютерной игре, они считают, что у них девять жизней. А рядом нет никого, кто мог бы объяснить ситуацию. Ребёнок играет один. В то время, когда слушая сказку, которую читает мама, он может задавать вопросы и получать на них вопросы. На сказках С. Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. В отличие от мифов, где нередко гибнут главные герои, в сказке всё заканчивается хорошо. Ребёнок учится сопереживать персонажу. Дети по многу раз любят слушать, смотреть одни и те же сказки, так как их интересует не только сюжет, сколько нравственная сила героя. Сказка даёт опору в развитии определённых личностных качеств. Прочитайте  ребенку сказку. Поговорите с ним: о чем сказка, кто главный персонаж, кто понравился ребенку и почему. Не навязывайте своего мнения, пусть ребенок рассуждает и думает, ведь он испытывал море чувств, когда слушал сказку. Помогите ему осознать их. Если вам даже что-то не понравиться в рассуждениях ребенка, не торопитесь. Задавайте вопросы, спрашивайте о том, что он чувствует и,  сами тоже постарайтесь почувствовать  все происходящее в сказке. Проживайте сказку вместе, и вы получите необыкновенное удовольствие от общения со сказкой и своим мудрым ребенком. Вероятно, он попросит еще раз прочитать туже сказку, сделайте это. Для него в этой сказке есть что-то очень важное. Полезно читать короткие сказки и  вместе с ребенком переделывать их в большие сказочные истории. Помимо усвоения духовных ориентиров, ваш ребенок начнет развивать воображение и станет маленьким творцом сказочного мира. И, я надеюсь, со временем, он захочет претворить свою добрую сказку в жизнь. Читайте детям сказки, возвращайтесь к ним в любом возрасте. И вы всегда будете находить в старых сказках что-то новое, иначе и быть не может, ведь в них живет душа. В дошкольном возрасте воспитательное воздействие сказки не уступает воспитательному воздействию ролевой игры. Овладевая действиями игры, изобразительной деятельностью и слушая сказки, ребёнок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному жизненному периоду.



    Предварительный просмотр:

    Автор: Кондратьева Ольга Валентиновна

    воспитатель МБДОУ ЦРР дс№12 «Звёздочка»

    Методическая разработка «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кьюизенера»

    В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения ребёнку необходимо достичь определённого уровня речевого развития. Это связанно с тем, что восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение развёрнуто отвечать на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли требуют достаточно высокого уровня развития речи.

    Современные исследования в области дошкольного образования, рассматривают речь как одну из основ воспитания и обучения детей, поскольку от уровня владения связной речью, подразумевающей развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

    Для успешного освоения школьной программы выпускник детского сада должен иметь сформированные навыки связного высказывания мыслей, уметь выстраивать диалог и составлять небольшой рассказ в рамках той или иной темы. Кроме того, реалии современного мира указывают на необходимость развивать и другие стороны речи: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, расширение словарного запаса. Сегодня именно эти моменты учитываются, когда ребёнок поступает в школу.

    Однако, речевое развитие не может происходить спонтанно, очень велика  в этом роль педагога. В связи с этим, важно использование педагогами таких методов и приёмов, которые  способствуют активизации речевого развития детей. К одному из таких методов можно отнести  дидактическое пособие «Палочки Кьюизенера».  Палочки Кьюизенера – это набор счётных палочек, которые ещё называют «числа в цвете», «цветными палочками», однако, использовать их можно не только на занятиях по формированию математических представлений, но и на занятиях по развитию речи.

    Методическое  обеспечение, необходимое для игр с палочками: альбомы «Давайте вместе поиграем», «На золотом крыльце сидели».

    Развитие связной речи детей с помощью палочек Кьюизенера предполагает деление работы педагога на этапы.

    На первом этапе  палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

    На втором этапе  воспитатель предлагает детям выложить из палочек определённую картинку (из альбома «Давайте вместе поиграем»), которая сопровождается  заучиванием четверостишия. Например, как на рис.1.

    Рис.1

    «Из чудесных палочек

    Всем на удивление

    Выложу я сказочного

    Быстрого ОЛЕНЯ»

    Когда дети научатся достаточно хорошо справляться с подобными заданиями, можно приступать к следующему этапу: воспитатель просит  детей выложить на листке  из альбома «На золотом крыльце сидели», например, курочку и просит назвать сказку, где можно встретить этого персонажа, а также рассказать эту сказку. Все персонажи, используемые для заданий, должны быть   из хорошо знакомых детям сказок,  см. рис.2.

                     

    Рис.2

    Рис.3

    Четвёртым этапом является работа по сказкам. На этом этапе дети не просто выкладывают персонажа сказки, но и заучивают наизусть стихотворную форму сказки, как на рис.3.

    В подготовительной группе задания усложняются, дети должны придумать свою сказку со своим персонажем и выложить его  на чистом листе бумаги.

    Занятия с использованием палочек Кьюизенера хорошо развивают связную монологическую и диалогическую речь, творческое воображение детей, способствуют активному развитию словаря, подталкивают ребёнка к так называемому литературному труду, детскому творчеству. 

    Литература:

    1. Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
    2. https://profhelp.net/4097983/ использование палочек Кьизенера в работе с дошкольниками.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МАМА ИЛИ ДЕТСКИЙ САД В детском саду ребёнку не хватает избирательной, заинтересованной любви, тонкости и богатства эмоционального общения, личных, глубоко индивидуальных контактов с близким человеком. Именно в общении с родными людьми маленький человек получает первые уроки нравственности. Однако, реалии современного мира диктуют нам свои правила… Чтобы не потерять контакт с ребенком. - встречайте ребёнка с радостным лицом, теплыми словами (желательно каждый раз разными), обнимайте, целуйте; - задавайте ему обязательно такой вопрос: «Что сегодня было самое интересное в садике?». И слушайте, не перебивайте, помогайте оформить мысль.; - придя домой, просто занимайтесь с ребёнком тем, что хочет делать сейчас с вами ОН: читать, значит просто почитайте, катать машину - катайте, даже можно кидаться подушками или просто молча смотреть на небо. Главное - быть вместе целиком и полностью! Чтобы не потерять контакт с ребёнком, не отдаляться от него, понимать, чем он живет и дышит , каждый день после садика: МБДОУ ЦРР дс№12 «Звёздочка» Подготовила: воспитатель Кондратьева О.В. Источник: Никитина Л.А. Книга для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение 1990.-93 с.

    Слайд 2

    Зачем детям нужна мама? Читая любую книгу или брошюру для начинающих матерей можно увидеть как много внимания уделяется в них обслуживающему труду матери! Всё расписано по минутам: обязательно кипятить, обязательно обмыть, протереть, тем – то кормить тем - то, купать. На это уходит всё время не только матери, но и всех окружающих ребёнка взрослых. Некогда подумать, понаблюдать. Общение с малышом примитивно и однообразно. Но хуже всего то, что дети растут, а материнский труд сводится к обслуживанию своих детей, к безотказному обеспечению их всеми благами жизни. И родительская радость заключается в удовольствии видеть своё дитя «ухоженным и продвинутым лучше разных прочих». А если взглянуть на это с детской стороны? Какая мама нужна детям? Каждый человек, независимо от возраста, должен знать, что есть существо, любящее и воспринимающее его таким, какой он есть . Вот это принятие таким какой он есть – самое главное в матери. Самая главная обязанность матери – понимать . Мать, не понимающая своего ребёнка – это трагедия. В раннем детстве мама для ребёнка – спасение, защитник, утешение . В зрелости: друг, утешение. Не требует ребёнок от мамы ни особого совершенства, ни какого бы то ни было превосходства над другими. Зато жаждет сочувствия, утешения, сострадания, содействия. БЫТЬ ВМЕСТЕ – вот чего хочет ребёнок! Может ли детский сад заменить маму? Общественное воспитание не может заменить маму, потому что в общественном воспитании ДОМА нет . Всё время на людях, поплакаться некому. Это давит на психику. Ребёнок прячет свои переживания, приучается не обращать на них внимания .

    Слайд 3

    Художественная литература как средство воспитания нравственных чувств у старших дошкольников (Практические рекомендации для воспитателей ДОУ . Подготовила: воспитатель Кондратьева О.В.) Кроме того, желательно проводить этические беседы обобщающего характера на определённую тему, которая раскрывалась в тех или иных художественных произведениях: «Моя бабушка или моя мама»- воспитание заботливого, чуткого отношения к старшим. «Домашние животные» – воспитание гуманного отношения к животным. «Моя любимая книга» – воспитание интереса к книге. Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой: создавать свои рисунки, разыгрывать роли, организовывать выставки по мотивам художественных произведений. Дети, которые были воспитаны на прекрасных литературных примерах в духе гуманности, показывают себя справедливыми, чуткими, сострадательными. Источник : Кн. Для воспитателя/ Р.С.Буре и др.- М.:Просвещение , 1989.-96с. Предполагаемый результат Художественные произведения готовят ребенка к правилам человеческого общежития, пробуждают интерес и любознательность к необъятному миру, учат получать наслаждение от искусства. Они являются прочной основой развития личности ребенка старшего дошкольного возраста. Именно изучение художественной литературы влияет на всеобъемлющее развитие гуманных чувств ребёнка. МБДОУ ЦРР детский сад №12 «Звёздочка

    Слайд 4

    Особенности художественных произведений позволяют рассматривать их как один из наиболее эффективных факторов воспитания нравственных чувств у детей . Х удожественная литература способствуют развитию речи, играет особую роль в воспитании и обучении детей, активно воздействуя на чувства и разум ребёнка, развивая его восприимчивость, эмоциональность. Воспитание художественным словом приводит к появлению у ребенка живого отклика на различные события жизни. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. В детском саду на занятиях чтением обычно решаются только задачи развития речи и поэтического слуха, забывая о высоко-идейной направленности произведения. Отбор литературы Для решения задач воспитания гуманных чувств средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности . При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания . Решая задачи воспитания детей средствами художественной литературы, необходимо обращаться к классической литературе и поэзии. Примерный список произведений: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» рус.народ.сказка «Кукушка» ненец.сказка « Хаврошечка » «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин « Серебрянное копытце»П.Бажов «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршак «Уехали « А.Барто «На льдине» Б.Житков «Серая звёздочка» Б.Заходер «Плохо?» В.Осеева «Посидим в тишине» Е.Благинина «Маленький Соколик» Л.Воронкова «Пожарные собаки» Л.Толстой «Нехорошая история» Е.Серова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".

    Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему:   Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...

    ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА

    Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

    Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

        Принятие ФЗ  «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение  ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие ...

    Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок.

    Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.      Процесс развития речи предполагает о...

    Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

    опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться...

    Описание педагогической работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности"

    выступление на педсовете: показана особая роль в развитии связной речи у детей принадлежит театрализованным играм...