НОД по толерантному воспитанию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Григорьева Ирина Васильевна

Знакомство с республикой Белорусь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_tolerantnosti.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Конспект

интегрированной НОД

по познавательному развитию

в старшей группе

компенсирующей направленности

Тема: «Занятие – путешествие с детьми по ознакомлению со странами ближнего зарубежья».

Беседа: «Знакомство с Республикой Беларусь».

Приоритетная образовательная область развития: познавательное развитие.

Образовательные области развития в интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,

художественно – эстетическое развитие,

физическое развитие.

 

Подготовила конспект:  воспитатель

Григорьева Ирина Васильевна

МБДОУ «Золотой ключик» п. Ванино

март  2021 года.

Цель: формирование представлений о Беларуси.

Задачи:

Коррекционно - образавательные: (речевое развитие, познавательное развитие)  

расширять представления об окружающем мире;

формировать элементарные историко – географические представления;

закрепить представление о государственной символике, столице Беларуси;

совершенствовать грамматический строй речи;

уточнить, расширить, активизировать словарь по теме: «Страны ближнего  зарубежья»;

развивать интерес к историко – культурному наследию Беларуси;

вызвать интерес к созданию – «Игрушек - сувениров».

Коррекционно - развивающие: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие)

развивать связную и диалогическую речь, общие речевые навыки,

развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие,

развивать тонкую и общую моторики;

развивать координацию речи с движением, творческое воображение;

Воспитательные: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие)  

воспитывать у детей чувство толерантности, уважение к культуре другого народа

        Предпосылки УУД: умение строить понятные высказывания; умение действовать совместно со сверстниками; умение слушать и выполнять по заданному образцу.

        Предварительная работа:

рассматривание предметных картинок с изображением символов;

рассматривание Красной книги республики Беларусь;

рассматривание карты России и дальнего зарубежья;

знакомство с белорусскими пословицами и поговорками, народными приметами;

чтение стихотворений белорусских поэтов, выборочное заучивание (по желанию и выбору детей);

отгадывание загадок;

словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т.д.);

разучивание подвижной игры: «Мельница»;

повторение физкультминутки: «Пташка»;

чтение белорусских сказок.

        Индивидуальная работа:

развивать у Максима С. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;

        Методы:

наглядные (рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек);

словесные (художественное слово, беседа, вопросы);

игровые (игры);

практические (продуктивная деятельность);

        Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, восприятие художественной литературы.

        Материал:

кукла – девочка, одетая в белорусский национальный костюм;

контейнер с горохом и фасолью;

плоскостные изображения и объёмные фигурки;

выставка предметов народного творчества;

выставка книг: сказки, песенки, произведения белорусских писателей для детей;

иллюстративный материал: карта мира, карта Беларуси, изображение государственных символов, виды города Минска.

игрушки - сувениры.

        Оборудование:        магнитофон.

        Литература: энциклопедия.

        Ход образовательной деятельности:

        Нод проходит в группе, где оформлены выставки, посвященные Республике Беларусь: «Государственная символика», «Столица – город Минск», «Книжная выставка», «Кулинарная выставка», «Народное творчество».

         Организационный момент. ( Развитие общих речевых навыков, слухового внимания. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие диалогической речи. Развитие тонкой моторики, тактильной чувствительности).

        Воспитатель: Входите, ребята, и поприветствуйте гостей.

Приветствие - дети обращаются к гостям:

        Скажем «здравствуйте» руками!

        Скажем «здравствуйте» глазами!

        Скажем «здравствуйте» мы ртом,

        Станет радостно кругом!

        Воспитатель.  Присядьте на корточки рядом с контейнером, опустите в него руки и найдите по одному предмету. (На полу стоит контейнер с горохом и фасолью. В контейнере спрятаны плоскостные  изображения и объёмные предметы).

Дети выполняют задание.

        Воспитатель. Что вы нашли?

        Дети. Мы нашли фигурки зубра, журавля,  картинку дуба, музыкальный инструмент цимбалы, картошку, картинку города, картинку дранника, картинку колоса, звезду.

        Воспитатель. Что это за символы?

        Дети. Это символы страны.

        Воспитатель. Почему вы так думаете?

        Дети. Потому что такие символы есть в настольной игре «Вокруг света".

        Воспитатель. Сегодня мы  будем говорить о республике Беларусь, о государственной символике, столице, историко – культурном наследии.

        Воспитатель. Сегодня я пришла не одна, со мной гостья. (Показывает куклу.)

Посмотрите внимательно, может в её внешнем виде есть, что – то необычное?

        Дети рассматривают куклу, отмечают, что она одета в своеобразный костюм – не такой как русский.

        Воспитатель. Ее зовут Ганна, она живет в Беларуси и хочет познакомить вас со своей страной. Для этого она приглашает вас на выставку, которую организовала специально для вас.

         «Выставка «Государственная символика» (Развитие диалогической речи, зрительного внимания.)

        Дети подходят к выставке «Государственная символика».

        Воспитатель. Первая выставка посвящена государственной символике Беларуси.

- Какие государственные символы вы знаете?

        Дети. Флаг, герб.

        Воспитатель. Рассмотрите внимательно герб государства Беларусь.

- Какие основные элементы вы можете выделить?

        Дети. Восходящее солнце, венок из колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева льна, красно – зеленая лента с надписью «Республика Беларусь».

        Воспитатель. Герб этой страны символизирует то, что белорусский народ очень трудолюбивый и верит в торжество справедливости.

- Назовите цвета флага?

- Чем похожи ленты на гербе и цвета государственного флага?

        Воспитатель. Вы правильно отметили, что ленты на гербе и цвета государственного флага одного цвета. Красный цвет – это цвет победоносных штандартов белорусских полков над крестоносцами, цвет знамени дивизий Красной Армии и белорусских красных бригад, освобождавших свою землю от фашистских оккупантов. Зеленый цвет – это цвет надежды, весны и возрождения, цвет лесов и полей. На государственном флаге присутствует белорусский национальный орнамент – это символ древней культуры народа.

        Воспитатель. А теперь мы переходим к другой выставке.

        Дети переходят к другой выставке, посвященной столице Беларуси – Минску. Воспитатель обращает внимание на карту.

        Воспитатель. Посмотрите на карту, давайте попробуем найти государство, где живет Ганна. Но сначала произнесите медленно слово «Беларусь».

- Из каких слов оно состоит?

        Дети. Белая Русь.

        Воспитатель. Белая Русь – нежное и поэтическое имя, оно как нельзя лучше подходит к этой стране. Белая – значит светлая, чистая. Посмотрите на карту.

- С какой страной граничит Беларусь?

        Дети. Беларусь граничит с Россией.

Воспитатель. Беларусь называют страной берез, озер и журавлей. Здесь много лесов,  их так и называют «зеленое золото». За это Беларусь называют «легкими Европы». Самый главный город этой страны – ее столица Минск. Ганна привезла фотографии Минска, давайте их посмотрим.

        Воспитатель усаживает детей на стульчики и предлагает посмотреть фотографии.

        Воспитатель. Города, как и люди, имеют награды. Минск – город – герой. Жители Минска одними из первых ощутили на себе тяжесть Великой отечественной войны, уже 24 июня 1941 г. город подвергся бомбардировке. Минск освободили спустя 3 года, 3июля 1944 года. Именно в этих местах,           где было совершено много подвигов, было принято решение об открытии «Кургана Славы».

        Воспитатель. Давайте послушаем музыкальный фрагмент песни.

- Я предлагаю перейти в следующей выставке, посвященный книге. Рассмотрите эти книги.

- Знакомы ли они вам?

- Назовите эти сказки.

        Дети. Сказки: «Всему своё время», «Легкий хлеб», «Волк, собака и кот», «Разумная дочь», «Потерянное слово»…

- Назовите героев этих белорусских сказок (Ответы детей).

        Отгадывание загадок. (Развитие мышления).

        Воспитатель. Ганна приготовила для вас белорусские народные загадки, попробуйте их отгадать:

  • Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет. (Кошка.)
  • Маленький конь, а все озеро выпил. (Ложка.)
  • Семьсот поросят на колышке висят. (Связка лука.)
  • Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех.)
  • Летел пан, на воду упал, не плывет, не тонет. (Лист.)
  • Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышка.)

         Игра: «Пташки» (координация речи с движением, развитие общей моторики).

        Воспитатель. А сейчас Ганна приглашает вас поиграть.

        Проводится физкультминутка.

Тара – тара – ташки,                    - Дети машут руками – «крыльями»

Прилетели пташки,

Стали стрекотать.                          - Дети пожимают плечами.

Что же пташкам дать?

Принесу им жито -                         - Дети «кормят» пташек.

Будут пташки сыты.

Дам я им горошку…                       - Дети «клюют» горошек.

Клюйте понемножку.

Насыпаю гречки птичкам,                - Дети круговыми движениями

Пусть несут яички.                              рук показывают круглую форму

                                                              яиц.

         Выставка национальных блюд.

        Воспитатель. А сейчас Ганна приглашает вас к столу.

- Как  называется самое вкусное белорусское блюдо?

        Дети. Это блюдо называется драники.

- Из какого овоща оно готовится?

        Дети. Блюдо готовится из картофеля.

        Воспитатель. В Беларуси драники по другому называют деруны. А вот, что еще можно приготовить из картофеля: «Колдуны», «Кнедлики», «Картофельную запеканку», «Салат с картофелем», Картофельные котлеты», «Зразы». (Дети рассматривают иллюстрации.)

         Выставка народное творчество.

        Воспитатель. Переходим к следующей выставке. Он посвящен народному творчеству. Посмотрите на нашу Ганну. На ней национальный белорусский костюм.

- Из каких частей он состоит?

Этот головной убор – намитка, длинная юбка – адарак.

Важная часть традиционной одежды, как у мужчин, так и у женщин, - это пояс. И, конечно, обязательно национальная вышивка, основным мотивом которой являются полосы.

- На  этом столе представлены традиционные игрушки – сувениры.

        Дети рассматривают игрушки – сувениры, тихо звучит народная музыка.

- Посмотрите внимательно, из чего они изготовлены? (Ответы детей.) Да, Это солома. Вспомните, на гербе Беларуси изображены колосья. Это потому, что одно из основных занятий населения страны – сельское хозяйство; солома – это то, что остается от колосьев после обмолота зерна. 

         Работа в творческой мастерской. (Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.)

        - Ребята, предлагаю   вам перейти в творческую мастерскую и сделать игрушки – сувениры из соломы.  Дети из соломы делают куколку Ганну.  Молодцы! У вас всё получилось! Игрушки - сувениры  готовы, мы их подарим детям соседней группы и расскажем о Республике Белорусь.

        Воспитатель. Ганна предлагает вам поиграть в игру, которая называется «Мельница», или по – белоруски «Млын».

         Игра «Млын». (Развитие общей моторики).

Все играющие становятся на расстоянии не менее 2 метров друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно темп игры возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

        Правила игры: Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

        Воспитатель. Вот и закончилась наша экскурсия по выставке.

- О чем бы вы еще хотели узнать? (Ответы детей.)

Давайте попросим Ганну рассказать нам об этом в следующий раз.

          Окончание НОД.  По предложению воспитателя дети рассказывают о том, что они делали на занятии, какие выставки, игры и задания им понравились, что интересно им было делать, что нового узнали о Республике Беларусь. Попрощаемся с нашей гостьей и поблагодарим ее.

                 

 

        Работа в творческой мастерской. (Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.)

        - Ребята, предлагаю   вам перейти в творческую мастерскую и сделать белую книгу родной природы  «Лесную азбуку» - наклеить на середину белого квадрата звериный след. Дети наклеивают следы зверей на квадрат.  Молодцы! У вас всё получилось! Лесная азбука готова.

Окончание НОД.  По предложению воспитателя дети рассказывают о том, что они делали на занятии, какие игры и задания им понравились, что интересно им было делать, что нового узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по воспитанию основ толерантности у детей старшей группы

Занятие направлено на воспитание у старших дошкольников таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, терпимость и миролюбие....

НОД по нравственному воспитанию в старшей группе "Цветок толерантности"

НОД по нравственному воспитанию в старшей группе...

Конспект НОД по нравственному воспитанию в старшей группе по теме: «Толерантность-давайте жить мирно»

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной цен...

Конспект занятия по воспитанию основ толерантности у детей старшей группы с помощью сказок.

Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. С раннего возраста закладывается в дошкольниках важнейшее нравственное качество — доброта. Подрастающему поколению ...

НОД по нравственному воспитанию в старшей группе « Цветок толерантности»

Цель: познакомить детей с понятием толерантность, стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности.Задачи: воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание друг...

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»...

Конспект НОД по нравственному воспитанию в старшей группе по теме: « Цветок толерантности»

Конспект НОД по нравственному воспитаниюв старшей группе по теме: « Цветок толерантности»...