«Использование кругов Эйлера в познавательном развития детей.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Корюкина Лариса Анатольевна

Статья предназначена педагогам дошкольных образовательных учреждений.

В статье рассматривается вопрос организации работы использования кругов Эйлера в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. В статье описаны задачи, этапы, алгоритм работы с множествами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_krugi_ellera.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование кругов Эйлера в  познавательном  развития детей.

 Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений признаков  предметов.  К.Д. Ушинский утверждал, что познание любого предмета происходит, только через приравнивание его к чему-то и отличая от чего-то.

  Сравнение даёт возможность обнаружить существенные и несущественные признаки, выделить свойства и отличия. Так ребёнок учится понимать, что у каждого предмета или их группы есть свое подробное описание и характеристики.  Знание свойств и отношений объектов дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности- изобразительной, познавательной, учебной.

 В своей работе для познавательного развития детей я использую Круги Эйлера.Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике, развитии речи детей. Учитывая простоту и наглядность модели - кругов Эйлера, их  можно с успехом использовать в детском саду.   Круги Эйлера- это геометрическая схема, которая применяется для наглядного отображения отношений между множествами.

Существуют несколько моделей кругов:

а) Непересекающиеся круги  ( это 1 какое либо понятие);

б) Пересекающиеся круги (множества имеют общие признаки);

в) Один круг вложен в другой (одно понятие и его подклассы).

В своей практике я  использую обычные  обручи или рисую  маркером круги на магнитной доске. Круги Эйлера я использую в образовательной деятельности детей, по  развитию речи , познавательному развитию.

 Используя круги  Эйлера я решаю следующие задачи:

  • Формирую умение выявлять свойства в объектах, сравнивать и  классифицировать их;
  • Развиваю  логическое мышление, представления о множестве;
  •   Развиваю пространственное мышление детей;
  • Учу  детей логически рассуждать и обосновывать свой выбор;
  • Воспитываю  самостоятельность, инициативу.

  Данную технологию начала применять с детьми среднего возраста. 

Прежде чем приступить к играм с кругами я объясняла детям, что значит «положить в круг», и что такое «положить  предмет вне круга». Затем учила  детей выбирать предметы, ориентируясь на   один из признаков предмета. Давала детям задание  

«найти  пару»  показывала детям, какой либо предмет и просила найти среди множества предметов лежащих на столе предмет, совпадающий   по одному  признаку с указанным. Например: монетка и мяч - круглые , огурец и крокодил- зеленые.

Работу по обучению разделения на множества  проводила в несколько этапов с постепенным усложнением. Сегодня я вам покажу  как легко и просто при помощи кругов Эйлера можно рассмотреть и выделить характерные признаки животных.                     

   1 этап   Освоение дошкольниками свойств,  предметов происходит через чувственное познание, поэтому сначала в  процессе игры я использую  игрушки. 

Для того чтобы ребенок  мог более детально рассмотреть и выделить заданный признак. Например, признак большой – маленький проверяем приемом наложения.

Сперва,  я учила детей играть с одним кругом,   классифицировать предметы по одному заданному признаку. Игровое действие заключалось в размещении внутри круга предметов с определенным признаком, а предметы не обладающие данным признаком оставались за кругом.

Игра с 1 кругом, зададим детям признак Домашние животные.

Рассмотрите игрушки, положите в круг только домашних животных. Назовите их. Расскажите, почему их так называют. Назовите  игрушки, оказавшиеся внутри круга, одним словом.

Далее брала игру с двумя кругами, с непересекающимися множествами,  где каждое множество имело  только свой признак,   исключая  другой. 

Даю детям задание, разделите игрушки так, чтобы  в  одном круге находились животные с    копытами, а в другом  животные с  когтями. В этом случае мы видим , что животные отличаются друг от друга по внешнему признаку, у одних на лапах  подушечки с  когтями, а у других животных копыта. Здесь же уместно обсудить, зачем животным когти и копыта. Выделить признак рогатые, безрогие.

 Для того чтобы дети самостоятельно научились выявлять признаки, даю детям алгоритм работы с множествами.

  1. Внимательно рассмотри предметы, вспомни, что ты  знаешь о них.

2) Посмотри и скажи, чем они похожи.

3) Посмотри и скажи, чем они различаются.

4) объедини объекты в группы на основе  общего  признака;

5) выдели объекты, не принадлежащий к данной группе, каждой группе дай общее название;

6) Подумай, по какому признаку их можно сравнивать.

7) сформулируй  результаты сравнения.

В результате первого этапа у детей сформировалось умение сравнивать  и выделять в объекте один из  признаков, и давать ему характеристику. Так дети научились выделять такие признаки предметов как : цвет, форма, размер, материал, назначение. У живых объектов такие признаки как: действие, среда обитания, внешние признаки, общие и индивидуальные признаки в общих группах.

2 этап- Учила детей классифицировать предметы по 2, 3 признакам, в игре использовала дидактический материл.

Сначала использовала игру с 2 кругами, в этом случае оба множества  обладали общими признаками, и  некоторые объекты попадали  в пересечении колец. Показывала детям, как можно совместить круги, чтоб они имели общую область пересечения  , куда разместить объекты с общими признаками.

 №1 Например : давала детям задание, разделить животных по двум признакам -  домашние и дикие животные. При делении групп животных  на классы   дети замечали, что среди тех и других есть  животные,  имеющие общий признак.

После обсуждения, дети размещали животных, которые обладали общим признаком, в пересечении колец.  Затем  просила детей распределить  картинки так ,чтобы в одном круге лежали домашние животные, а в другом птицы. В этом случае в  пересечении колец оказывались  домашние птицы.

После каждого выполненного задания, я  задавала детям вопросы:

какие объекты лежат в одном круге, какие в другом круге, какие объекты лежат в пересечении колец, почему есть объекты, которые лежат вне колец. Так же здесь можно  обсудить,  чем птицы отличаются от  животных? ( крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.  Зачем человек разводит птиц? )

 Усложняю  задания и предлагала игру с тремя кругами, учу  классифицировать  объекты по трем признакам.

Даю детям задание разделить животных на 3 круга по способу питания. 

В этом случае получается 1область  пересечения колец (это всеядные животные). Потом каждой из пересекающейся окружности присваиваем название.

Так дети классифицировали животных по внешним признакам: по размеру, покрову и  окрасу шерсти животных; по месту обитания , дети выяснили что больше  животных которые передвигаются по суше.

Таким образом, используя   игры с пересекающимися кругами,  дети  наглядно видят, что все животные обладают как общими  так и отличительными   признаки .

 Работая на логопедической группе изучая каждую неделю новую тему, я заметила, что у детей с нарушениями речи трудно формируются родовые понятия и принципы классификации внутри этого понятия.  Чтобы преодолеть эти трудности я применяю  игры с вложенными кругами.

          В этой игре один большой круг - это одно понятие, в которое входит другие  подгруппы объектов, размещенные внутри большого. Я предлагаю детям картинки с изображением животных, прошу разделить их на группы по месту обитания.  Так дети разделили всех животных на: животных, обитающих в жарких странах, на севере,  морских обитателей, а также диких и домашних.

После распределения картинок детям задаю вопросы помогающие закрепить понимание принципа обобщения объектов, или их исключения из общей группы.

Третий этап- Развиваю у детей умение самим подбирать дидактический материал, подлежащий классификации. В таких играх дети сами определяют основание для классификации признаков. Группы, можно составлять из чего угодно.

Предлагаю детям картинки относящихся к разным обобщающим понятиям . 

Сначала прошу детей  рассмотреть картинки, сказать на  какие группы можно разделить все картинки. После чего дети  должны распределить картинки в заранее нарисованные круги.

Договариваемся с детьми в какой круг, каких животных будем размещать.

После распределения картинок, прошу детей назвать каждую группу картинок обобщающим словом. Затем  приступаем к  сравнению и классификации. Если дети не могут самостоятельно  выделить признак для сравнения, то я задаю  детям наводящие вопросы, отвечая на которые дети определяют признак и сравнивают объекты.

Так изучая тему животные, дети выделили следующие признаки :

- среди всех выделенных групп животных , бывают  как дикие так и домашние;

- хищные и травоядные ;

- бывают водные и наземные животные, выделили внешние признаки этих  животных, сравнили их образ жизни и среду обитания;

Затем мы рассмотрели, как дикие животные приспосабливаются к зиме.

Используя круги Эйлера можно играть в игру «Кто подходит под описание». Так я предлагала детям найти объект, подходящий под описание тех кругов, которые имеют общее пересечение. Затем дети сами составляли такие загадки.

 Таким образом, условия игры с кругами Эйлера позволяют объединять, сенсорику, лексику, развивать у детей мышление, произвольное внимание, умение рассуждать и делать выводы. Благодаря развитию зрительной и ассоциативной памяти во время занятий, дети  хорошо запоминали новый материал и закрепляют полученные знания. У детей развилась способность к обобщению, дети научились самостоятельно выбирать основания  для классификации. И именно с помощью пересекающихся кругов решался целый класс интереснейших  логических задач, которые необходимы ребенку при подготовке к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Использование кругов Эйлера в речевом развитии детей"

Использование кругов Эйлера для речевого развития летей....

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

«Использование кругов Эйлера в познавательном развития детей.

Опыт работы внедрения метода круги Эйлера в образовательный процесс....

презентация "Использование кругов Эйлера в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Круги Эйлера - это геометрическая схема, которая применяется для наглядного отображения отношений между множествами. Основной целью игр с обручами является освоение умения классифицировать множес...

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Э...

Использование кругов Эйлера для развития логического мышления детей дошкольного возраста

Использование кругов Эйлера для развития логического мышления детей дошкольного возраста...