Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Купча Светлана Андреевна

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая группа

Вид деятельности и тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель занятия: формирование умений пересказывать содержание сказки, понимать смысл произведения и характер героев.

Образовательная область: речевое развитие

Задачи:

1) расширять знания детей о русских народных сказках;

2) Развивать интонационную выразительность, создавать образ героев посредством изменения темпа речи, силы голоса. 

3) Развивать умение пересказывать сказку близко к тексту.

4) Расширять и активизировать словарный запас детей за счет прилагательных. Хаврошечка добрая, трудолюбивая, скромная.

 Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие – расширять знания детей о русских народных сказках, развивать произвольность внимания и памяти

Социально - коммуникативное развитие – создание положительного эмоционального настроя в группе. Обогащать опыт сотрудничества со сверстниками

Планируемый результат занятия: уметь пересказывать содержание сказки, понимать смысл произведения и характер героев.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, чтение русских народных сказок. Составление описательных рассказов  по картинкам.

Материалы и оборудование: Выставка книг с русскими народными сказками, макет дерева яблоня, волшебный клубочек, иллюстрации к сказке, магнитофон.

Организация: групповая.

Технологическая карта

№  п/п

Этапы занятия           Время

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

 

Организационно – мотивационный этап

1

Организационный

- Вызвать интерес к предстоящей деятельности

Дети заходят под сказочную музыку в группу. Воспитатель: Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это? (Клубочек). Воспитатель: Как вы думаете, какой он? (Волшебный) Воспитатель: Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек Лизе и так по очереди всем детям Дети передают клубочек друг другу называя ласковое слово

Познавательно-исследовательская Коммуникативная

Этап постановки проблемы

-Поставить познавательную задачу - Мотивировать

 Воспитатель: Вот и клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку? (Дети перечисляют). Воспитатель: А ещё как можно? (Надеть волшебные башмачки). Воспитатель: Ребята, давайте наденем башмачки. (Дети имитируют надевание башмачков). Воспитатель: Ребята, постучите каблучками и скажите дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!».
(Дети стучат каблучками и говорят под музыку)

 

 

Основной этап

2

Этап ознакомления с материалом

-Актуализировать новые знания, представления.      - Сформировать новые представления
(умения).

Воспитатель: Руки расставьте в стороны как птицы. Летим…, тёплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (руки над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте на них немного покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно легко (перемещение по группе). Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.
Дети «снимают башмачки».
Воспитатель:
 И вот мы в гостях у сказки. Как обычно начинается сказка? С каких слов?
Воспитатель:
Ребята. А о чём обычно рассказывается в сказках?

 Воспитатель: ребята, сегодня я принесла вам вот такую книгу. Что изображено на обложке?
Воспитатель:
Можно ли по иллюстрации догадаться, о чём эта книга? Что в этой книге рассказ или сказка?
Воспитатель:
Почему вы так думаете? (здесь нарисованы сказочные герои).
Воспитатель:
Название этой книги «Бабушкины сказки» - это сборник сказок.
Сейчас я вам прочту русскую народную сказку , которая называется «Хаврошечка»  в ней вам встретятся незнакомые слова:
холсты, яблочки наливные. Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, налитые соком. Сочные яблоки.
Воспитатель читает сказку.

Коммуникативная Познавательно-исследовательская

 

Этап практического решения

-Актуализировать сформированные представления

Воспитатель: как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
Воспитатель:
Какими были мачеха и её дочери? (Злыми, завистливыми, хитрыми).
Воспитатель:
Какой вы представляете себе Хаврошечку? (Доброй, умной, работящей).
Воспитатель:
Как помогала Хаврошечке коровушка? (Ответы детей)
Воспитатель:
Как узнала мачеха об этом? (Ответы детей)
Физкультминутка
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь.
Походим мягко, как лисята
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся ёж в клубочек,
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

Воспитатель:
А теперь тихонечко садитесь на стульчики
(дети присаживаются на стульчики)
Воспитатель показывает иллюстрации к сказке и спрашивает?
Лиза хочешь рассказать для ребят сказку?
(ребенок с помощью иллюстраций и воспитателя пересказывает)

Воспитатель:
ребята кто еще хочет рассказать сказку?
Дети пересказывают, воспитатель помогает.
Молодцы! Очень хорошо рассказывали.

Познавательно-исследовательская Двигательная Коммуникативная Речевая

3

Заключительный этап

-Закрепить и обобщить сформированные представления
-Формировать элементарные навыки самооценки

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои башмачки. Потопайте каблучками, закройте глазки, вдохните воздух носиком и выдохните. Ребята, скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
Воспитатель: а сейчас я предлагаю поиграть в игру Ребята, посмотрите, я принесла вам веточку яблоньки. Веточками яблоня качает и игру нам предлагает «Яблонька наклонись». Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации. Я буду яблонька, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:
Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперёд)
К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх)
От злого и плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону)

Кого яблонька заденет, тот берёт иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравится или не нравится и почему?
Воспитатель: Кто это? Как он хвастал? (Это заяц – хвастун. Он хвастал – у меня не усы, а усищи…)
Воспитатель: А кто это? Какие добрые дела она делала?
(Это – Хаврошечка. Она добрая, трудолюбивая. Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по дому выполняла…)
Воспитатель: А кто это? Какая она? (Это лисичка. Она хитрая).
Воспитатель: С кем из этих героев вы бы стали дружить? (С Хаврошечкой). Почему? (Потому что она добрая, трудолюбивая).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Сегодня мы намотали на клубочек много добрых слов, познакомились со сказкой "Хаврошечка".

Игровая
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная

                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» старшая группа.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Старшая группа....

Методическая разработка. Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»

Технологическая карта организованной образовательной деятельностиВозрастная группа: старшая группаВид деятельности и тема: Чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»Цель занятия: Формир...

Конспект организованной образовательной деятельности: чтение русской народной сказки "Лиса и заяц"

Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»Цель: познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обработка В. Даля).Задачи:Образовательные:1.Пробщение к словесному искусству...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему "Во саду, да в огороде"

Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему "Во саду, да в огороде"...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по освоению образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ на тему : "Подарки осени"

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по освоению образовательной области «Познавательное развитие»  с использованием ИКТ.Те...