Методическая разработка. Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая группа

Вид деятельности и тема: Чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»

Цель занятия: Формирование умений пересказывать сказку близко к тексту.

Образовательная область: речевое развитие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая группа

Вид деятельности и тема: Чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»

Цель занятия: Формирование умений пересказывать сказку близко к тексту.

Образовательная область: речевое развитие

Задачи:

1) Развивать интонационную выразительность речи: передавать силой голоса характер героя.

2) Развивать умение пересказывать сказку близко к тексту;

3) Расширять и активизировать словарный запас детей за счет слов;

4) Развивать умение строить связное высказывание.

 Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие - расширять знания детей о русских народных сказках, развивать произвольность внимания и памяти

Социально -  коммуникативное развитие – создавать положительный эмоциональный настрой в группе.

Художественно эстетическое развитие   - создавать условия для проявления творчества при выразительном пересказе от литературного героя

Планируемый результат занятия: уметь пересказывать содержание сказки, понимать смысл и характер героев.  

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, игрушек, чтение русских народных сказок. Составление рассказов описательного характера по предметным картинкам.

Материалы и оборудование: кукольный театр (Би-ба-бо) персонажей сказки: Заяц, Ворона, загадки, макет леса, музыкальное сопровождение.

Организация: групповая

                                                                                                               

                                                                                                     

                                                                                                 Технологическая карта

№     п/п

Этапы занятия Время

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационно – мотивационный этап

Организационный

- Вызвать интерес к предстоящей деятельности

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Звучит мелодия «Песня о сказке».  Вход в сказку:
- Ребята, вы любите слушать сказки?
-Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

Коммуникативная

Этап постановки проблемы

-Поставить познавательную задачу
- Мотивировать

Отгадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.                                                     Загадки:
«Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?»
(Заяц)
«У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора».

Правильно!
Заяц)
-Ребята, посмотрите, мы попали в красивый и загадочный лес.
Звучит запись музыки шум леса.

Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Речевая

 

Основной этап

2

Этап ознакомления с материалом

-Актуализировать новые знания, представления.
-Сформировать новые представления
(умения).

Воспитатель читает  русскую народную сказку «Заяц-хвастун».Чтение сказки сопровождается театрализованным представлением, и проигрывается с использованием персонажей Би-ба-бо.
«Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
- А как ты хвастал?
- А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
- Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и
говорит ему:
- Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»

Коммуникативная
Познавательно-исследовательская

 

Этап практического решения проблемы

-Актуализировать сформированные представления

Воспитатель: Ребята кто главный герой? (заяц). Про зайца существует много пословиц и поговорок, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого - в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.
Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет своей силы, а за счет, и хитрости и мудрости
Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:
Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят.
Без собаки зайца не поймать.
Заяц не трус, он себя бережет.
Зайца на барабан не выманишь. .
За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.
Заяц трус - и тот охотиться любит.
Зайца ноги носят.
И заяц от толпы не удерет.
Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.

-Почему такая молва пошла о зайцах?
-А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?
-Кто из героев сказки вам понравился больше?-Кого заяц выручал из беды?
-Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?                                                              -(ответы детей: смелый, находчивый, решительный!). Правильно!
-А вы хотели бы иметь такого друга?
Воспитатель предлагает пересказать сказку с помощью персонажей би-ба-бо. Затем проводит пересказ по ролям. Во время пересказа воспитатель следит за тем, чтобы исполнители, выразительно, правильно подбирая интонационную поражаемость своему герою.
Молодцы ребята! Зайцы были замечательные.

Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Речевая

3

Заключительный этап

-Закрепить и обобщить сформированные представления
-Формировать элементарные навыки самооценки

Ребята пришло время возвращается из сказки
Глазки закрываем:
Раз, два, три.
Сказку покидаем,
Только не грусти

Открывайте глаза ребята. Вот мы снова оказались в детском саду.
Звучит аудиозапись музыки «Песенка о доброте» из м/ф про Фунтика.
Воспитатель: Ребята, скажите, какую мы сегодня читали сказку?
Воспитатель: Почему так назвали сказку?
Воспитатель: Как вы думаете, исправился ли зайчик?
Воспитатель: Что вам еще запомнилось больше всего?
Воспитатель: Понравилось вам сегодня путешествовать?
Ответы детей.

Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Речевая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности "В поисках пропавшей сказки "Колобок"

Занятие разработано для второй младшей группы детского сада. Перейдите по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1rx3Ps-m7XdebIuF5y-DiYk2GCpo4nIMdFZga_U27Uqw/edit...

Конспект непосредственно образовательной деятельности чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект непосредственно образовательной деятельности чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» старшая группа.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Старшая группа....

Конспект организованной образовательной деятельности: чтение русской народной сказки "Лиса и заяц"

Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»Цель: познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обработка В. Даля).Задачи:Образовательные:1.Пробщение к словесному искусству...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа...

Методическая разработка: Технологическая карта - организованной образовательной деятельности Тема: Экосистема реки. (экологическое воспитание)

Закрепление знаний детей об экосистеме реки через экологическое развитие, математическое развитие, продуктивные виды деятельности и ИКТ технологии...

Технологическая карта занятия по чтению русской народной сказки "Заяц-хвастун"

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.Тема занятия: Чтение русской народной сказки «Заяц - хвастун»Возрастная группа: старшаяЦель занятия:...