Технологическая карта занятия по чтению русской народной сказки "Заяц-хвастун"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Завалина Елена Владиславовна

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Тема занятия: Чтение русской народной сказки «Заяц - хвастун»

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Заяц - хвастун»  посредством решения проблемной ситуации.

 

Задачи занятия:

  1. Закрепить умение детей давать характеристику героям сказок, называть их положительные и отрицательные качества.
  2. Развивать диалогическую речь посредством беседы, расширять словарный запас детей.
  3. Воспитывать желание помогать друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевое развитие17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Тема занятия: Чтение русской народной сказки «Заяц - хвастун»

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Заяц - хвастун»  посредством решения проблемной ситуации.

Задачи занятия:

  1. Закрепить умение детей давать характеристику героям сказок, называть их положительные и отрицательные качества.
  2. Развивать диалогическую речь посредством беседы, расширять словарный запас детей.
  3. Воспитывать желание помогать друг другу.

Словарная работа: гумно, усищи, лапищи, зубищи, хвастун.

Планируемый результат занятия: Знакомство детей с русской народной сказкой «Заяц -хвастун», раскрытие идеи произведения, характеристики героев, мотивов поступков.

Подготовительная работа: подготовка иллюстраций к тексту сказки «Заяц-хвастун» для показа на смартдоске, создание интерактивной игры (с кубами) «название игры».

Материалы и оборудование: интерактивная доска (кубы), ноутбук, презентация текста.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно – мотивационный этап

Формировать интерес к детей к предстающей деятельности.

 Закрепить знание детей о прочитанных сказках.

Загадывание загадки про зайца.
Показ иллюстрации зайца.

Акцентный вопрос
1)В каких сказках есть заяц?

2)Какие зайцы в этих  сказках?

3)А я  знаю сказку про зайку у которого не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Он никого не боится! Хотите я вам прочитаю её?

Словесные методы: указание, вопросы, художественное слово (отгадывание загадки) и др.

Наглядные: картинки, презентация.

Форма организации – групповая.

Коммуникативная:

ответы на вопросы воспитателя, отгадывание загадки

Организация детей и их привлечение к деятельности.

 Дети закрепляют умение давать характеристику героем, называть их положительные и отрицательные качества.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Поставить перед детьми проблемный вопрос: почему заяц-хвастун решил оказать помощь вороне.

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Создает условия для подведения детей к формулированию проблемной ситуации: каким был заяц – храбрым или трусливым?

Словесные методы и приемы.

Форма организации – индивидуальная.

Коммуникативная:

высказывания детей, ответы на вопрос.

Вступают во взаимодействие с воспитателем, высказывают свои варианты.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Познакомить с новой русской народной сказкой «Заяц- хвастун».

Чтение

Словесные: чтение

Коммуникативная

Правильно держат осанку, внимательно слушают воспитателя.

2.3

Этап практического решения проблемы

Получить обратную связь от детей о предоставленной информации (ответы детей).  Расширить словарный запас детей: гумно, усищи, лапищи, зубищи, хвастун.

Разрешить проблемную ситуацию: каким был заяц – храбрым или трусливым?

Беседа по прочитанному (задает вопросы по характеристике и мотивам поступков героев, по идее произведения, по формированию нравственных категорий, подводит детей к высказыванию предположения, использует прием «закончи предложение»), словарная работа: гумно, усищи, лапищи, зубищи, хвастун.

Примерные вопросы:

1.Вспомните, как называется сказка. Почему она так называется?

2.Кто главный герой сказки?

3.Почему он хвастун? Перед кем он хвастался?

4.Что говорил заяц про свои, усы, лапы, зубы? Закончи предложение: «У меня не усы, а…..».

5.Почему зайцам приходилось ходить на гумно (зачитать)?

6.Что сделала ворона, когда зайцы рассказали ей о хвастуне?

7.Что потом произошло с вороной?

8.Как заяц-хвастун повел себя в этой ситуации, почему решил спасти ворону от собак? (зачитать)?

9.Как заяц спасся от собак?

10.Каким заяц был в начале сказки и каким в конце? Как об этом говорится в сказке, закончите предложение: «Ты молодец!...»

11.Как думаете, чему учит нас эта сказка?

Физминутка

Создает условия для решения проблемной ситуации

Проводит игру на интерактивной доске или с кубами

Интерактивная игра « Спрячь ворону».

Словесные: чтение, вопросы, объяснение, закончи предложение и др.

Наглядные методы: показ иллюстраций по тексту (презентация).

Коммуникативная: указания, ответы на вопросы  воспитателя.

Двигательная: физминутка.

Игровая.

Участвуют в игровой деятельности, дают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои предположения.

3

Заключительный этап

Проанализировать деятельность, показать результат всего занятия, напомнить о появлении затруднения и решения проблемной ситуации, обобщить деятельность детей по достижению цели и задач.

Анализирует занятие с детьми, проводит рефлексию. Повторно зачитывает самый яркий фрагмент произведения.

Словесные методы: анализ, рефлексия

Коммуникативная

Вспоминают ход занятия, отвечают на вопросы, размышляют, высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по речевому развитию «Русская народная игрушка - Матрешка».

Представлена технологическая карта  тема «Русская народная игрушка - Матрешка»  во второй младшей группе....

Технологическая карта занятия. Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественная литература», «Познавательное развитие».Возрастная группа: средняя группа.Цель занятия: Способствовать ф...

Технологическая карта занятия по чтению с использованием интерактивного оборудования

Цель занятия: рассказ о том, что нужно держать свое слово, посредством чтения отрывка из сказки Константина Ушинского «Слепая лошадь», организации и проведения беседы по прочитанному произ...

Конспект занятия по чтение русской народной сказки «Снегурочка и лиса» во второй младшей группе

Конспект занятия по чтение русской народной сказки «Снегурочка и лиса» во второй младшей группе...

Технологическая карта занятия по чтению сказки "Морозко" в ДОУ

Образовательные области: речевое развитиеТема занятия: чтение сказки «Морозко»Возрастная группа: старшаяЦель занятия: познакомиться с русской народной сказкой «Морозко»Задачи з...

Технологическая карта занятия "По страницам русских сказок"

Закрепить представление о сказочных персонажах, их характерных чертах, развитие умения лепить персонажей русских сказок....