Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов.
консультация по развитию речи

Светлана Владимировна Курик

Для составления  описательных рассказов следует отбирать хорошо знакомые игрушки с ярко выраженной индивидуальностью: Например: котенок с забавным выражением мордочки; неуклюжий, с широко открытыми глазами утенок.

Для описания могут быть использованы также объекты природы (овощи, фрукты, комнатные растения, цветы, листья).

В старших группах можно использовать комплекты предметов, в которые они объединяются по назначению, категории и т.д. (умывальные, туалетные, швейные и школьные  принадлежности, посуда и кухонная утварь.

Задачи:

1. Формировать умение составлять описательный рассказ по игрушке (о предмете);

2. Закреплять навыки рассматривания игрушки (предмета).

3. Формировать навыки монологической речи: передавать структуру описательного рассказа, описывать игрушку (предмет) последовательно, ярко. 

4. Учить использовать в речи разные средства выразительности

Структура ООД (организованной образовательной деятельности):

1 часть. Рассматривание игрушек (предметов), их сенсорное обследование:

- что это?

- как узнали? (вычленение характерных особенностей);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);

- вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного  расположения по отношению к основным частям;

- повторное целостное восприятие предмета.

2 часть. Образец рассказа воспитателя  или план рассказа.

3 часть. Рассказы детей и их оценка.

4 часть. Заключительная. Подведение итогов занятия: чему научились. 

Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы:

1. Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л.С.Славина, Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись).

Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В.В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов.

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и утенок, медведь и заяц, курочка и козлик). 

3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»). 

4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).

5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой - одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках.

6. Использование схем, моделей.

7. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Оценка должна быть краткой и содержательной.

8.Чтение художественных произведений.

9.Поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами (ленточками, флажками, фишками). Например, воспитатель обращается к группе: «Сегодня вы будите рассказывать о хорошо знакомых вам вещах. Вы должны внимательно слушать выступления сверстников и стараться дополнить их. За каждое дополнение вы получите зеленую фишку. В конце занятия мы посчитаем фишки и узнаем, кто лучше всех дополнял прослушанные рассказы. Дети, которые будут рассказывать, тоже могут получить фишку другого цвета, например оранжевую, если их описание будут точными и подробными и никто не сможет их дополнить».

10. Повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их проведения. Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для составления  описательных рассказов следует отбирать хорошо знакомые игрушки с ярко выраженной индивидуальностью: Например: котенок с забавным выражением мордочки; неуклюжий, с широко открытыми глазами утенок.

Для описания могут быть использованы также объекты природы (овощи, фрукты, комнатные растения, цветы, листья).

В старших группах можно использовать комплекты предметов, в которые они объединяются по назначению, категории и т.д. (умывальные, туалетные, швейные и школьные  принадлежности, посуда и кухонная утварь.

Задачи:

1. Формировать умение составлять описательный рассказ по игрушке (о предмете);

2. Закреплять навыки рассматривания игрушки (предмета).

3. Формировать навыки монологической речи: передавать структуру описательного рассказа, описывать игрушку (предмет) последовательно, ярко.

4. Учить использовать в речи разные средства выразительности

Структура ООД (организованной образовательной деятельности):

1 часть. Рассматривание игрушек (предметов), их сенсорное обследование:

- что это?

- как узнали? (вычленение характерных особенностей);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);

- вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного  расположения по отношению к основным частям;

- повторное целостное восприятие предмета.

2 часть. Образец рассказа воспитателя  или план рассказа.

3 часть. Рассказы детей и их оценка.

4 часть. Заключительная. Подведение итогов занятия: чему научились.

Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы:

1. Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л.С.Славина, Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись).

Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В.В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов.

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и утенок, медведь и заяц, курочка и козлик).

3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).

4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).

5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой - одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках.

6. Использование схем, моделей.

7. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Оценка должна быть краткой и содержательной.

8.Чтение художественных произведений.

9.Поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами (ленточками, флажками, фишками). Например, воспитатель обращается к группе: «Сегодня вы будите рассказывать о хорошо знакомых вам вещах. Вы должны внимательно слушать выступления сверстников и стараться дополнить их. За каждое дополнение вы получите зеленую фишку. В конце занятия мы посчитаем фишки и узнаем, кто лучше всех дополнял прослушанные рассказы. Дети, которые будут рассказывать, тоже могут получить фишку другого цвета, например оранжевую, если их описание будут точными и подробными и никто не сможет их дополнить».

10. Повысить интрес к занятиям помогает изменение формы их проведения. Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения "Рисование отдельных предметов" для воспитателей ДОУ

Рисование отдельных предметовЗадачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашо...

«Формирование навыков связной описательной речи. Описание натурального предмета – яблока».

Представленный  материал опирается  на  методику  развития  связной речи  для  детей  с  системными  нарушениями В.К.ВОРОБЬЁВОЙ....

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ РАССКАЗУ – ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определе...

Презентация "Методика обучения рассказыванию по игрушкам и предметам"

Обучение составлению описательных рассказов по предметам и игрушкам. Обучение дошкольников описательной речи....

Методика обучения детей составлению рассказа – описания

1. Подготовительные упражнения к описанию предметов (игровые упражнения на узнавание предмета по его описанию – тематическое лото, сравнение предметов по основным признакам – «Предмет и изображение», ...

Презентация на тему Методика обучения описания игрушки

Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова....