Игра на обогащение словаря новыми словами Тема: «Птицы» Д/И«Кто как голос подает?» Для детей четвертого-пятого года жизни (2 мл. – средняя группы) м
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Терина Елена Владленовна

Обучающая задача: обогащать словарь новыми словами глагольной формы,закрепить и уточнить словарь.

Игровая задача: кто быстрее и правильно произнесет голос птиц т.е как они разговаривают.

Игровые действия:

  1. Воспитатель показывает карточку с изображением птицы, а дети говорят как эта птица подает голос (что она делает),

затем (имитируют) голос (разговор) этих птиц.

2.Ребенок сам опускает руку в волшебный сундучок и достает карточку с изображением птицы и так же

говорит как она подает голос, затем произносит (имитирует)разговорэтой птицы, либо предлагает сделать это

ребенку из группы.

Игровые правила: 1. Воспитатель достает карточку из волшебного сундучка и предлагает детям внимательно

рассмотретькакая птица изображена на карточке (по выбору воспитателя ребенок либо называет птицу

     либо не называет), и сказать как она подает голос (что делает), не кричаи не перебивая друг друга. Первый ребенок кто

 назовет правильно – получает фишку.

Ребенок который набрал,  больше фишек считается победителем, ему предоставляется приз (по усмотрению педагога).

2. Ребенку предоставляетсявозможность самому достать карточку изволшебного сундучка (т.е быть в роли ведущего)

и показать ее своему товарищу, чтобы тот сказал как эта птица подает голос т. е. что она делает, затем этот ребенок

     имитирует голос этой птицы.

Итог игры:Воспитатель: вы ребята молодцы, все активно принимали участие в игре. Путь к победе возможен только

     через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Воспитательназывает победителя (лей) игры, затем спрашивает у детей понравилась ли им игра и предлагает

     поиграть в следующий раз в другую игру, которая будет такой же интересной.

Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, волшебный сундучок, фишки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра на обогащение словаря новыми словами

Тема«Птицы»

Д/И«Кто как голос подает?»

Для детей четвертого-пятого года жизни

(2 мл. – средняя группы)

Обучающая задача: обогащать словарь новыми словами глагольной формы,закрепить и уточнить словарь.

Игровая задача: кто быстрее и правильно произнесет голос птиц т.е как они разговаривают.

Игровые действия:

  1. Воспитатель показывает карточку с изображением птицы, а дети говорят как эта птица подает голос (что она делает),

затем (имитируют) голос (разговор) этих птиц.

2.Ребенок сам опускает руку в волшебный сундучок и достает карточку с изображением птицы и так же

говорит как она подает голос, затем произносит (имитирует)разговорэтой птицы, либо предлагает сделать это

ребенку из группы.

Игровые правила: 1. Воспитатель достает карточку из волшебного сундучка и предлагает детям внимательно

рассмотретькакая птица изображена на карточке (по выбору воспитателя ребенок либо называет птицу

     либо не называет), и сказать как она подает голос (что делает), не кричаи не перебивая друг друга. Первый ребенок кто

 назовет правильно – получает фишку.

Ребенок который набрал,  больше фишек считается победителем, ему предоставляется приз (по усмотрению педагога).

2. Ребенку предоставляетсявозможность самому достать карточку изволшебного сундучка (т.е быть в роли ведущего)

и показать ее своему товарищу, чтобы тот сказал как эта птица подает голос т. е. что она делает, затем этот ребенок

     имитирует голос этой птицы.

Итог игры:Воспитатель: вы ребята молодцы, все активно принимали участие в игре. Путь к победе возможен только

     через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Воспитательназывает победителя (лей) игры, затем спрашивает у детей понравилась ли им игра и предлагает

     поиграть в следующий раз в другую игру, которая будет такой же интересной.

Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, волшебный сундучок, фишки.

Слова для обогащения словаря:

 воробей – чирикает (чик-чирик)

 ворона – каркает (кар-кар)

голубь – воркует (уррр)

 синица – свистит (тсиии)

 утка – крякает (кря-кря)

 соловей –поет(издает трель )

 кукушка – кукует (куку-куку)

 петух – кукарекает (кукареку)

Гусь –гагочет (га-га-га)

Крица-квохчет или кудахчет (ко-ко-ко)

Игра на активизацию словаря

Тема«Овощи»

Д/И«Скажи ласково»

Для детей пятого года жизни ( средняя группа)

Дидактическая задача: активизировать словарь уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Игровая задача: внимательное отношение друг к другу.

Игровые правила: узнать овощ, назвать, образовать уменьшительно-ласкательную форму.

Игровые действия: Воспитатель приходит в наряде «Осени» и говорит: «Урожай собрала, хотите узнать, что я собрала? Вот – огурец, а как мы можем назвать огурец ласково? Как мы можем назвать одним словом то, что я собрала?»

Итог игры:воспитатель хвалит всех ребят за участие и отмечает самых активных называя их по именам, затем предлагает поиграть в не менее интересную игру (по желанию детей).

Игровой материал: корзина, овощи (огурец, помидор, картошка, тыква, перец, капуста, морковь).

Слова для активизации словаря:

Огурец – огурчик;

Помидор – помидорчик;

Картошка – картошечка;

Тыква – тыковка;

Перец – перчик;

Капуста – капустка;

Морковь – морковка.

Игра на закрепление и уточнение словаря

Тема«Профессии»

Д/И«Что кому нужно»

Для детей пятого года жизни

(средняя группа)

Дидактическая задача: закреплять и уточнять в речи формы имён существительных в творительном падеже.

Игровая задача: кто первый правильно назовет что кому нужно.

Игровые действия: Предложите ребенку рассмотреть изображение людей. Попросите их определить и назвать профессии. Затем спросите: «Что изображено на этой картинке? Показывая поочерёдно на пианино, кастрюлю, шапочку врача задать вопросы:

«Кому этот предмет нужен для работы?»

Задайте вопросы: Чем повар режет овощи? (ножом).

Чем врач делает уколы? (шприцом).

На чём играет музыкант? (на музыкальных инструментах).

Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару). Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу). «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю). «Кто работает с детьми?» (Воспитатель).

Игровые правила:  узнать предметы ответить на вопросы не выкрикивая и не перебивая друг друга, а поднимая руки. Кто первый поднимет руку тот и отвечает, засчитывается только правильный ответ. «Что изображено на этой картинке? Кому этот предмет нужен для работы? Чем работает: повар, доктор, музыкант, воспитатель?»

Итог игры: В.: Ребята все вы молодцы, активно принимали участие в игре, а лучше всех справились с заданием….(воспитатель называет имена детей). Затем воспитатель спрашивает детей понравилась ли им игра и предлагает детям поиграть в другую игру.

Игровой материал: Предметные картинки с изображением повара, доктора, музыканта, воспитатель. Картинки с изображением ножа, шприца, пианино, игрушки; фишки

Слова для закрепления и уточнения словаря: повар, доктор, воспитатель, нож, шприц, пианино, игрушки.

Игра на формирование грамматического строя речи

Д/И«Что изменилось, чего не стало»

Для детей пятого года жизни

(средняя группа)

Дидактическая задача:Упражнять детей в усвоении формы родительного падежа мн. числа существительных;

Игровая задача: определитькто самый внимательный из ребят.

Игровые действия: В.:«Ребята посмотрите на стол. На столе много игрушек-зверюшек. Давайте назовем их» - дети перечисляют названия игрушек. «Сейчас  некоторые из них убегут, а вы должны узнать какие из них убежали в лес» Взрослый просит рассмотреть игрушки, ставится ширма, за которой взрослый убирает одну группу игрушек, ширма убирается и через 15-20 сек. Воспитатель спрашивает: «Каких зверюшек не стало, кто убежал в лес» или «Чего не стало». Дети отвечают (зайчата или лисята убежали в лес, не стало зайчат или не стало лисят), за каждый правильный ответ воспитатель дает детям фишку, после чего игрушки возвращаются. Игра повторяется несколько раз (4-5раз). Если дети проговаривают неверно, то воспитатель их поправляет.

Игровые правила: дети внимательно рассматривают игрушки, выясняют какие убежали и правильно проговаривают слова. В конце игры подсчитать фишки у кого их больше тот и победил.

Итог игры: ребята какие вы молодцы, вы все очень внимательные. Подсчитывает фишки, называет победителя и называет достижения всех ребят, затем предлагает детям по желанию нарисовать зверюшек которые убегали в лес.

Игровой материал:  группы игрушек-зверюшек, ширма, фишки.

Игра на формирование грамматического строя речи

Д/И «Фантастический зверь»

(образование притяжательных прилагательных)

Для детей седьмого года жизни (подготовительная группа)

Дидактическая задача:упражнять в образовании притяжательных прилагательных и составлении простых

 распространенных предложений;

Игровая задача:отгадать какого животного части тела;

Игровые действия:ведущийвоспитатель или ребенок раздает игрокам карточки с изображением фантастического зверя, адети рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Игровые правила: не перебивать друг друга.

Итог игры:воспитатель хвалит детей за внимательность, выделяет более внимательного ребенка и предлагает детям нарисовать своего фантастического зверя для выставки;

Игровой материал:картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги  кабана).

Пример:«У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

Игра на формирование грамматического строя речи

Д/И«Один-много»

Для детей четвертого-пятого года жизни

(2 мл.-средняя группы)

Дидактическая задача: научить образовывать существительные множественного числа

Игровая задача:кто лучше выполнит задание.

Игровые действия: воспитательназывает существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но во множественном числе и возвращает мяч обратно воспитателю (чашка- чашки, ложка- ложки и т.д.).

Игровые правила: дети сидят на стульчиках и ловят мяч двумя руками, поймав мяч ребенок называет существительное во множественном числе, остальные дети ему не подсказывают, воспитатель дает ребенку возможность подумать, только после того как он подумал и затрудняется ответить воспитатель предлагает детям помочь ему, или помогает сам.

Итог игры:все ребята сегодня справились с заданием, все постарались-молодцы. В следующий раз мы поиграем с вами в другую интересную игру.

Игровой материал:мяч.

Слова для закрепления и уточнения словаря по лексической теме

Игра на формирование грамматического строя речи

Д/И «Большой и маленький»

Для детей пятого года жизни (средняя группа).

Дидактическая задача: научить согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных;

Игровая задача:кто лучше справится с заданием;

Игровые действия:дети делятся на пары. Воспитатель раздает им парные карточки с изображением одного и того же предмета, на одной карточке нарисован предмет большого размера, на другой маленького. Один ребенок в паре говорит о большом предмете – второй о маленьком (пример: Цветок красный, а цветочек красненький).

Игровые правила:  после того как дети рассказали о предмете воспитатель дает им следующую карточку и  они меняются ролями, дети не должны подсказывать друг другу, воспитатель дает возможность подумать;

Примечание: воспитатель или  ребенок могут быть ведущими, они могут говорить только о большом предмете.

Итог игры:Воспитатель хвалит всех ребят и отмечает лучших, предлагает ребенку лучше всех справившемуся  с заданием стать ведущим.

Игровой материал:парные цветные карточки с изображением одного и тогоже предмета, но разной величины;

Пример

Цветок красный, а цветочек красненький.

Яблоко сладкое, а ... (яблочко сладенькое).

Чашка синяя, а ... (чашечка синенькая).

Цыплёнок пушистый, а ... (цыплёночек пушистенький).

Ведро синее, а ... (ведерко синенькое).

Дом низкий, а ... (домик низенький). 

Морковь вкусная, а ... (морковочка вкусненькая).

 Звуковая культура речи

Д/И «Самолет»

(на закрепление звукопроизношения)

Для детей шестого года жизни (старшая группа)

Дидактическая задача:формироватьумения  узнавать звук [с] в словах.

Игровая задача: кто больше соберет вещей.

Игровые правила:

Игра может проводится с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети находят картинки с изображением вещей со звуком [с]. Дети должны соблюдать очередь, не кричать, не перебивать друг друга.

Игровые действия:

 Воспитатель предлагает детям отправиться в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

 Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме. » А. Барто

Игровые атрибуты:картинки с изображением вещей.

Итог игры:стюардесса (воспитатель)подсчитывает пассажиров кто взял  с собой в полет нужный багаж.

Затем предлагает детям которые взяли картинки с другим звуком, попробовать еще раз поиграть.

Звуковая культура речи

Д/И «Громко-тихо»

(на интонационную выразительность)

Для детей четвертого года жизни ( 2 младшая группа)

Дидактическая задача:формировать  умения   менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Игровая задача: кто правильно изобразит с помощью голоса большой и маленький предмет.

Игровые правила:дети не должны переходить на шепот и кричать. дети с помощью голоса имитируют звуки больших и маленьких игрушек

Игровые действия: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки (дети с помощью голоса имитируют звуки больших и маленьких игрушек).

Игровые атрибуты: парные картинки с изображением игрушек разного размера, парные игрушки разного размера, музыкальные инструменты разного размера ( на выбор).

Итог:воспитатель хвалит детей за усердие, предлагает поиграть с игрушками или в другую не менее интересную игру.

Звуковая культура речи

                                                                      Д/И «Строим дорожку»

Для детей седьмого года жизни (подготовительная группа)

Дидактическая задача: развивать слуховое внимание;

Игровая задача:не упустить мяч и придумать правильно слово;

Игровые правила: четко произнести слово, аккуратно передать мяч другому игроку, не вставать пока мяч не дойдет до первого игрока, не подсказывать друг другу;

Игровое действие:дети сидят в кругу на стульчиках. Первый игрок придумывает любое слово и передает мяч следующему игроку. Второй игрок придумывает слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова, и так далее, пока не дойдут до первого игрока;
Примечание:в этой игре на первом этапе воспитатель активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе воспитатель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук.Воспитатель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.

Игровые атрибуты: мяч;

Итог игры: воспитатель хвалит всех за старание, спрашивает у детей как они справились с заданием, и кто по их мнению лучше всех придумал слово. Предлагает детям поиграть в не менее интересную игру.

Звуковая культура речи

Д/И «Испорченный телефон»

(на развитие фонематического слуха)

Для детей шестого года жизни (старшая группа)

Дидактическая задача: развивать у детей слухового  внимания.

Игровая задача:кто правильно назовет слово.

Игровые правила:Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

Итог игры:по окончании воспитатель объявляет испорчен телефон или исправен, хвалит всех детей если они правильно назвали заданное слово, предлагает поиграть еще раз, но ведущим становится ребенок.

Развитие связной речи

Д/И «Почемучкины вопросы»

Для детей шестого года жизни ( старшая  группа)

Дидактическая задача: развивать у детей связную речь, мышление;

Игровая задача:кто правильнее ответит на вопрос;

Игровые правила:дети отвечают на вопросы ведущего полным ответом, не перебивают друг друга, внимательно слушают отвечающего;

Игровые действия:ведущий (воспитатель) бросает ребенку мяч и задает вопрос (Почему…), ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос. Затем бросает мяч ведущему который в свою очередь задает вопрос следующему ребенку.

Примечание: ведущим может быть ребенок выбранный с помощью считалки.

Игровые атрибуты: мяч;

Итог игры:ребята какие вы молодцы, вы все очень постарались. Называет по имени детей которые лучше всех справились с заданием и говорит, что в следующий раз у получится еще лучше у всех детей.

Примерные вопросы к игре:

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает зима?

3. Почему ночью темно?

4. Почему зимой нельзя купаться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?

Развитие связной речи

Д/И «Где начало рассказа?»

Для детей шестого года жизни (старшая  группа)

Дидактическая задача:формировать умение передавать временную и логическую последовательность рассказа с помощью картинок;

Игровая задача:кто правильней составит картинки и рассказ;

Игровые правила: одна картинка-одно предложение, соединить в связной рассказ.  Не перебивать друг друга. Допускается помощь друзей, но по просьбе.

Игровое действие: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа. Они позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.

Игровые атрибуты:серия сюжетных картинок.

Итог игры:взрослый хвалит всех детей, называет более отличившихся, и предлагает в следующий раз поиграть в другую не менее интересную игру.

Развитие связной речи

Д/И «Чего на свете не бывает»

Для детей седьмого года жизни (подготовительная группа)

Дидактическая задача: формироватьсвязную речь, черезописание картинок-нелепиц;

Игровая задача: выявить кто самый внимательный;

Игровые правила:найти неправильные фрагменты, назвать их;

Игровое действие:ребенок рассматривает картинки-нелепицы, находит неправильные фрагментыкартинки, описывает и доказывает, почему данное изображение ошибочное;

Игровые атрибуты:картинки-нелепицы;

Итог игры:воспитатель оценивает внимательность детей и называет более старательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Консультация для родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ...

Консультация для родителей Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни»

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании граммати...

Статья: «Народные игры как средство развития и обогащения словаря детей 5-го года жизни в ДОУ».

Статья посвящена речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через фольклор, а именно народные игры. В статье описаны роль и значение народных игр для обогащения словаря детей и даны общие р...