консультация учителя-логопеда
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Авсюкевич Наталья Ивановна

«Ваш ребёнок идёт

в школу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon-tsiya_sovety_logopeda.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Скоро в вашей семье появится первоклассник. Момент с одной стороны радостный (ваш ребенок вырос), с другой стороны – ответственный.

Начало обучения в школе –  это один из самых серьезных переломных моментов в жизни ребенка.

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Но нужно помнить, что, помимо этих знаний, есть кое-что важное, что часто упускают взрослые. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития речи.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Если речь школьника недостаточно развита, то появляются проблемы в обучении письму и чтению, а значит, и в усвоении нового учебного материала.

Но, Вы - родители, можете помочь своему ребенку! Если обратите внимание,  в первую очередь, на:

1.Правильное звукопроизношение. Если ребенок не выговаривает один или несколько звуков, необходимо срочно обратиться к логопеду.

2. Ребёнок должен уметь различать звуки на слух, уметь определять первый, второй, третий и последующие звуки в слове, уметь самостоятельно придумывать слово на заданный звук.  В этом Вам могут помочь такие игры, как:

  • «Подружки–обманщицы»
    Называйте слово, например КОТ, а ребенок комментирует: «Слово КОТ начинается со звука [К]. Он согласный, глухой, твердый». Или ваше слово КИТ. Ребенок отвечает: «Это слово начинается на мягкий звук [Кь]».
  • «Скажи-наоборот»
    Эта игра помогает в различении слогов с разными согласными и гласными звуками.

Вы бросаете мяч ребёнку и называете слог - НА (НУ, НЫ, НЭ, ПЫ, ТО и т.д.), ребенок, возвращая мяч, должен заменить твёрдый согласный на мягкий и произнести слог – НЯ (НЮ, НИ, НЕ, ПИ, ТЁ и т.д.)

  • «Послушай и сосчитай»
    Вы тихо и внятно произносите любое слово. Первое время выбираете более простые слова, такие как: нос, муха, слон. Позднее называете все более сложные слова. Ребенок должен услышать и сосчитать все звуки в слове. А затем назвать их по порядку. Например, слово СОР. В нем 3 звука: [С], [О], [Р]. Можно попросить ребенка дать характеристику каждому звуку.

Звук [С] – согласный, глухой, твердый. Звук [О] – гласный. Звук [Р] – согласный, звонкий, твердый. 

Далее попросите ребенка назвать все гласные звуки в этом слове по порядку. -В слове СОР один гласный звук [О]. А затем назвать согласные звуки - [С], [Р]. Необходимо исключить слова с йотированными гласными, т.е. слова в которых в начале слова, при стечении гласных звуков в слове стоят такие буквы как Я, Ё, Е, Ю, Я. Например, слова ЁЖИК, МАЯК.В данных примерах буквы Ё и Я обозначают 2 звука. Это только запутает ребенка.

  • Для игры «Кто больше?» подойдут карточки из различных лото, старые детские журналы, на которых много деталей.

Каждый игрок выбирает для себя какой-то звук. И за время, которое вы определите заранее (3 - 5 мин.), старается найти как можно больше изображенных предметов с этим звуком. Например, звук [М]: машина, мох, камыш, дом.

Выбранный звук может быть в начале, в середине или в конце слова.

Но не забывайте о твердых и мягких звуках. Слова мяч, мишка, мёд - будем относить к мягкому согласному звуку [Мь].

          3. Ребенок должен уметь разговаривать полными предложениями: уметь четко и последовательно рассказывать о чем-то, пересказывать, т.е. владеть связной речью.

  • Если вам трудно что-то придумать, можете взять любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые, сложные слова, попросите ребенка рассказать (-«Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте по необходимости). Поощряйте стремление ребёнка задавать вопросы.

Учиться пересказывать лучше всего на русских народных сказках. Почему?

 Сюжет их состоит из похожих эпизодов.

 В них много повторяющихся диалогов, а это облегчает запоминание и чтение.

 Ребенок учится внимательному чтению. Каждая часть произведения хоть и похожа на предыдущую, но все же имеет свои различия.

 По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.

Когда ребенок научится пересказывать сказки, можно переходить к более сложным текстам, рассказам.

И обязательно, вместе с ребенком учите стихи наизусть.

4. Игра «В слова» может скрасить любую прогулку, долгую дорогу в поездке. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и погладить белье (это не лучший, но все же выход) для развития словарного запаса ребенка.

Можно попросить ребенка:

- «Назови все свои игрушки»

- «Придумай слова, которые обозначают транспорт»

- «Какими словами можно описать лето (осень, зиму, весну)?»

-«Давай вспомним слова с противоположными значениями» (день-ночь, холодный – горячий, высокий-низкий, молодой-старый, твердый-мягкий и пр.)

  • Или ребенок только что посмотрел мультфильм, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.
  • Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторить правильно спокойным ровным тоном.
  • Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова правильно. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

5. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, собирает мелкий конструктор и т.п. Все эти действия способствуют развитую мелкой моторики кистей рук.

6. Будущий первоклассник должен четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где «правая» и «левая» сторона, уметь находить на листе бумаги «верхний левый угол», «нижний правый угол», «середину» и т.д. Для этого можно использовать специальные раскраски.

7.Ребёнок должен уметь ориентироваться в днях недели (не только знать их, но и уметь называть первый, третий день недели, каким по счету идет пятница, воскресенье и др.), знать и называть по порядку времена года, знать отличительные признаки каждого времени года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.), тогда можно будет говорить о том, что у ребёнка достаточно развит кругозор.

8. Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом. Обязательно читайте каждый день, но только вслух.

-«Обязательно ли ребенок должен уметь читать к 1 классу?»

-«Не обязательно» 

Многим детям с трудом дается эта сложная мыслительная операция. Об этом лучше поговорить с учителем, в класс к которому пойдет ребенок. Конечно умение читать поможет вашему ребенку лучше справится с учебной программой 1 класса.

Самое главное, Вы должны оставаться для Вашего ребёнка любящими

 и понимающими родителями. Успехов Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей.

консультация учителя-логопеда для родителей. Логопедические рифмовки под русскую ложку. Активизация речи с одновременными движениями....

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»

Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес...

Консультация учителя-логопеда для родителей ".Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка – алалия".

Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка-аллалия.Что это значит? как помочь своему ребенку? Вопросов у вас возникает множество. Постараемся ответить на некоторые из них. Уважаемые родители!Вы ...

Консультация учителя-логопеда для родителей «7 игр, которые помогут выучить буквы» Консультация по логопедии (подготовительная группа)

Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Актуальный вопрос всех родителей  детей – будущих первоклассников. Существует множество весёлых игр на изучение букв. Предлагаю 7 игр, которые об...