А я знаю наизусть
проект по развитию речи (средняя группа)

Конгурова Елена Ахватовна

В настоящее время проблема развития речи становится наиболее актуальной и значимой. Дошкольный возраст –это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие со всех сторон: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. В среднем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

в разновозрастной группе среднего возраста

«А я знаю наизусть»

МДОУ детский сад «Чебурашка»

                             

Воспитатель: Конгурова Е.А.

2020г.

Информационная карта проекта

Актуальность:

В настоящее время проблема развития речи становится наиболее актуальной и значимой. Дошкольный возраст –это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие со всех сторон: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. В среднем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умения воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представление об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами  звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация ,способствует выработки четкой дикции).

В детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк , но не все дети могут читать стихи наизусть на публике. Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке – в группе и дома.

В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом.

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.  

Вид проекта: творческий проект для детей разновозрастной категории - средняя группа.

Продолжительность проекта:   «__»_______2020г.     «__»______2020г.

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родитель (законный представитель).

Цель:

  • Развитие связной выразительной речи, развитие памяти, воображение, образное мышление, восприятие.
  • Обогащение словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.
  • Формирование навыков публичного  выступления.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Знакомить детей с новыми произведениями.
  2. Формировать умение выразительно читать стихи.
  3. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
  4. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

Предполагаемый результат:

- умеют выразительно читать наизусть.

- проявляют интерес к заучиванию стихов.

- преодолели робость и застенчивость перед аудиторией.

Поэтапная работа проекта

Первый этап:  (подготовительный)

  • Определение темы проекта, постановка цели и задач проекта.
  • Определение последовательности выполнения работы.
  • Подбор наглядного материала и иллюстраций, пособий, оборудования, методической и художественной литературы, подбор стихов для детей, создание картотеки  «Стихи для заучивания наизусть».
  • Привлечение родителей. Приглашение их к сотрудничеству. Знакомство с целями и задачами проекта.
  • Организация предметно-развивающего пространства.

Второй этап (основной)

Сроки

Совместная работа воспитателя и детей

Работа с родителями

09.2020г.

Учим стихи по картинкам. Разучивание стиха «Мышки»

Анкетирование родителей и детей (Приложение №1,№2)

Картотека стихов  «Стихи для заучивания наизусть».

09.2020г.

Чтение и совместное проговаривание стихотворения К.Чуковского «Путаница»

Упражнения на развитие фонематического слуха. Папка- передвижка «Звуковая культура речи»

Рисунки к стихотворению.

10.2020г

Учим стихи по картинкам. Разучивание стиха «Зайка»

Консультация на тему  «Как учить стихи с ребенком»

10.2020г.

Разучивание стихотворения под музыку «Жили у бабуси»

Папка-передвижка «Роль книги в жизни ребенка»

11.2020г

Проигрывание стихотворения С.Михалкова   «Песенка друзей»

Советы родителям «Как учить стихи с детьми»

12.2020г.

Стихотворный праздник «А я знаю наизусть» выставка работ детей по сюжетам стихов.

 Папка-передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»

Третий этап (заключительный)

  • Обработка и оформление материалов проекта
  • Презентация проекта на педагогическом совете.
  • Внесение дополнений и поправок.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Сейчас большое внимание уделяется развитию разговорной речи детей.

В анкете мы предлагаем вам ответить на вопросы, связанные с этой проблемой. На вопросы  дается несколько вариантов ответов, нужно обозначить тот вариант, который больше всего соответствует действительности (по мнению родителей).

  1. Читаете ли вы своему ребенку стихи?

ДА______________

НЕТ_____________

  1. Как часто вы читаете стихи с ребенком?

Каждый день ____________

Не часто_________________

  1. Легко ли запоминает стихи ваш ребенок?

ДА_____________

НЕТ____________

  1. Нравится вашему ребенку учить стихи, или это дается тяжело?

С ЛЕГКОСТЬЮ ЗАПОМИНАЕТ________________

СО СЛЕЗАМИ УЧИТ СТИХИ ____________________

  1. Бывают ли у вас в семье концерты с прочтением стихов перед публикой (родителями, бабушками, дедушками, гостями и т.д.)?

ДА____________

НЕТ____________

  1. Стеснителен ваш ребенок перед чужими людьми?

ДА__________

НЕТ_________

  1. Четко ли произносит он все слова и буквы?

ДА____________

НЕТ___________

  1. Нужна ли вашему ребенку консультация логопеда?

ДА_____________

НЕТ___________

  1. Что мешает вам делать это (Читать стихи с ребенком каждый день, Ходить к логопеду)?

НЕДОСТАТОК ВРЕМЕНИ_______________________________

У МОЕГО РЕБЕНКА ВСЕ В НОРМЕ_______________________

ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ_____________________________________

Приложение №2

Опросник для детей.

1. Ребята, а знаете ли вы стихи?

2. Прочтите свой любимый стих.

3. Читают вам родители стихи?

4. Как вы думаете, стихи легко учить или трудно?

5. Вы умеете придумывать сказки?

6. Что вам больше нравится слушать рассказы, сказки или стихи?

Приложение №3

Разучивание стиха «Зайка»

Нарисовать рисунок Зайка под дождем

Приложение № 4

Разучивание стиха «Мышки»

Ребята. Послушайте стихотворение про мышек и часы. Вам понравился стих?

А давайте мы его выучим с движениями? (рассказываю еще раз с движениями).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”,

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”

Мышь скатилась кувырком.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался громкий звон

Побежали мышки вон

Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек  до макушки

(Один хлопок над головой)

(Руки «скатываются» на пол.)

 (Два хлопка.) 

(Три хлопка.)

(шагают)

(ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны) (хлопают)

(движения руками сверху вниз)
(закрывают руками уши)
 

(бегут)

 



Приложение №5
Чтение и совместное проговаривание стихотворения К.Чуковского «Путаница»

Ребята, а вы знаете, кто сочиняет стихи? Такого человека зовут писатель или поэт. Есть такая профессия. Писатель. Я вас познакомлю с детским писателем Корнеем Чуковским. Он очень любил маленьких детей и поэтому специально для них он писал стихи. Поэтому его зовут ДЕТСКИМ ПИСАТЕЛЕМ. Итак КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ. Он написал стихотворения Телефон, Федорино горе, Радость , Путаница.

Прослушайте стих Путаница. (прочесть стих)

Как вы думаете такое бывает на свете, чтобы кошки хрюкали, а поросята – мяукали?, Утки квакали, а лягушки – Крякали?

Да, конечно не бывает. Это Корней Чуковский напридумывал, все запутал, а нам это очень интересно! Попробуем выучить стих?  Зачитывается по ролям:

 Ведущий… «Замяукали котята:»

Дети … « Надоело нам мяукать, мы хотим как поросята, Хрюкать» и т.д.

А дома или в группе нарисовать рисунок к стихотворению «Путаница»

Приложение № 6

Упражнения на развитие фонематического слуха.

Как лучше развивать фонематический слух у малыша, как добиться хороших результатов? Бесспорно, самым интересным и эффективным способом будет игра.

Во время игры ребёнок прислушивается к звукам природы, к бытовым звукам, к звучанию слов, определяет, есть ли звук в слове, учится различать сходные звуки, проговаривать одно-, двух- или многосложные слова.

Хочу предложить вам подборку таких игр:

  1. «Где колокольчик?»

Эта игра направлена на развитие слухового внимания и учит ориентировке в пространстве.

Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. Взрослый с колокольчиком (или другим звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. Малыш, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук.

2. «Какой звук?»

Игра способствует развитию фонематического восприятия, учит выделять одинаковый звук.

Взрослый называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук: лопата, стол, молоко – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во всех названных словах.

3. «Инопланетянин»

Играя в эту игру, ребёнок учится воспроизводить услышанные цепочки слогов.

Говорите малышу, что к вам прилетел в гости с другой планеты инопланетянин. Он не умеет говорить на нашем языке, но хочет с нами подружиться и поиграть. Он будет произносить, а ты попробуй повторить за ним: «Ку-ку-ко... та-то-ту... ша-ча-ша... ма-ма-на... » Сначала роль инопланетянина берёт на себя взрослый, а затем ребёнок.

4. «Назови лишнее»Взрослый произносит слоговые цепочки: «га – га – га – ха – га, ша – ша – ша – жа – ша». Ребёнок должен топнуть, когда услышит «лишний» слог (который звучит по-другому).

5. «Телеграфисты»Взрослый и ребёнок – это телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы. Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы»: произносит слово по одному звуку: р, а, д, у, г, а. Ребёнок «принимает телеграмму» – называет слово целиком, то есть проводит операцию звукового синтеза. Затем игроки могут поменяться ролями, и продолжить игру.

6. «Не ошибись».Взрослый показывает малышу картинку и чётко называет её, например, «ромашка». Затем поясняет, что будет называть эту картинку по-разному (правильно или неправильно). Ребёнок должен топнуть ножкой, когда услышит неправильно произнесённое слово.

Взрослый произносит: «Ломашка – ромашка – гомашка - ромачка». Так можно обыграть любое слово. Начинать нужно со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к более сложным. Дети с удовольствием играют в эту игру.

7. «Верно – неверно»

Игра похожа на предыдущую. Эта игра учит выделять на слух правильно произнесённое слово.

Взрослый показывает ребёнку картинку и называет её, каждый раз заменяя первый звук: шамолёт, замолёт, самолёт, чамолёт, вамолёт. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, произнесённое верно.

8. «Помоги Незнайке»

Игра совершенствует слуховое внимание и фонематический слух.

Говорите ребёнку, что Незнайка ездил в деревню и рассказал, что он там увидел. Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки.

Примеры предложений:

Коса побежала в огород.

Колова пасётся на лужайке.

Кочка лакает молочко.

Собаха сидит в конуре.

Играйте со своим малышом, и он порадует вас красивой правильной речью.

Приложение № 7

Консультация на тему:

Как учить стихи с ребенком?

Все мы прекрасно знаем, что  одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. Каждый из нас по своему школьному опыту знает, что тем детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было легче.

Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться очень трудно. К счастью, память можно развивать и улучшать. Как Вы думаете, когда надо начинать развивать память? Если Вы считаете, что этим займутся в школе, то очень ошибаетесь.  Память развивается с детства, чем раньше, тем лучше.  И один из способов  развития памяти  – это заучивание стихов.

Детская память очень восприимчива, все заученное в детстве мы помним до глубокой старости.  Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию…  Но в тоже время большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка — выучить стихотворение! Ходишь из угла в угол по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром, с ужасом понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину.

Помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша.

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

   Прежде, чем начать заучивание с ребенком, прочтите его сами с выражением. Еще лучше, если вы будете знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.

 Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение.

 Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения.

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочередно каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мяч ребенку. Он повторяет и бросает мяч вам обратно и т.д.

Когда ребенок познакомится со стихотворением, можно бросать мяч так — вы первую строчку он другую.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»

Мнемотаблицы или техника разучивания стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время заучивания. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.



hello_html_m3960bf81.jpg


hello_html_24e04e36.jpg


hello_html_5d4dcad9.jpg

hello_html_m390bd69a.jpg


hello_html_7774a4ba.jpg

 

  Приложение № 8

Разучивание стихотворения под музыку «Жили у бабуси»

Инсценировка песни «Жили у бабуси». Заучивание стиха.

Приложение № 9

Проигрывание стихотворения С.Михалкова   «Песенка друзей»

Пропеть стих с музыкой.

Приложение № 10

Советы родителям «Как учить стихи с детьми»

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия, и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию.

 СПОСОБЫ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

Конечно, не для всех детей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: молниеносно запоминают то, что им особенно нравится, так в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки стихотворений А.Барто «Я люблю свою лошадку», но есть и такие детки которым сложно запоминать стихи, для некоторых это каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение  он учит неправильно.

Хочу рассказать вам, как правильно учить стихи с ребенком, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

Способ 1

Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стиха и начать стоит как можно раньше, кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему различные стишки «Идет бычок качается» ,  «Наша Таня громко плачет» и т.д. когда чадо подрастет, этот первый заложенный в подсознании опыт , облегчит ему сознательный подход к процессу заучивания, и помните НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫМ ВОЗРАСТОМ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ 4-5 ЛЕТ. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша.

Способ 2

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Лучше учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского. Шалунам лучше предлагать для заучивания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные. Стихотворение нельзя учить просто так, это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или деду морозу и т.д. только ле в 7-8 мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ 3

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Некоторые родители учат стихи с ребенком превращая заучивание в монотонное «та-та, та-та, та-та…» . ЭТО НЕПРАВИЛЬНО!

Ребенок не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ 4

Прежде, чем начать учить стих  с ребенком, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочесть стих с выражением, еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует найти в тексте незнакомые или непонятные слова малышу и объяснить их, когда все слова будут разъяснены, стих нужно прочесть еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. Затем расскажите ребенку об авторе, о том, когда и как было написано данное стихотворение. Такой подход приучает ребенка к более детальному и осмысленному заучиванию стиха и облегчает восприятие поэзии. Если есть иллюстрации обязательно покажите их ребенку, а пока он рассматривает картинку, почтите стихотворение еще раз. Таким образом у ребенка формируется образ произведения, и только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ 5

Мы знаем что все заучивают стихи по-разному. Одним  из нас запоминаются стихи на слух, другим надо несколько раз прочитать самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стиха, четвертым – напротив нужна абсолютная тишина и неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Попробуйте различные способы заучивания по очереди, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи, заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у вашего ребенка является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим, главное – результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ 6

И еще один общий совет для всех, нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к стиху. Подпишите название, автора, и складывайте эти рисунки в отдельную папочку, периодически доставайте, рассматривайте вместе, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Главное!

 Заучивание наизусть стихотворения с ребенком должно приносить удовлетворение обоим. Лучше остановиться раньше, чем ребенок утомиться, лучше этим не заниматься, если ребенок категорически отказывается учить наизусть. Лучше не учить стих в тот момент, когда вас это сильно раздражает.

 Помните!

 Современному человеку нужна поэзия, потому что она «помогает понимать другого человека, так же как и сопереживаемая музыка, но она еще и дает слова для этого понимания».

 Поэт XX столетия Василий Симоненко сказал: «Поэзия – это прекрасная мудрость».

Пусть наши дети обогатятся тем, что наилучшего накоплено в человеческой культуре. Им нужно только чуточку помочь.

Желаю удачи!

Приложение № 11

Стихотворный праздник «А я знаю наизусть».  

Выставка работ детей по сюжетам стихов.

Приложения № 12

  1. Папка- передвижка «Звуковая культура речи»
  2. Папка-передвижка «Роль книги в жизни ребенка»
  3. Папка-передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»

Картотека детских стихов для заучивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей 4-6 лет на тему: "А я знаю наизусть!"

Проект для детей 4-6 лет на тему: "А я знаю наизусть!"...

ПРОЕКТ "А я знаю наизусть"

Совместная деятельность педагога, родителей и детей....

Образовательный проект "Я знаю наизусть!"

Образовательный проект содействует развитию произвольной памяти у детей 5-ти лет, на основе заучивания стихотворений....

Педагогический проект в средней группе "А я знаю наизусть"

Педагогический проект в средней группе "А я знаю наизусть"...

Проект «А я знаю наизусть!»

Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном во...

Конспект беседы по ПДД в старшей группе детского сада «Правила дорожного движения мы знаем наизусть»

Конспект беседы по ПДД в старшей группе детского сада «Правила дорожного движения мы знаем наизусть»...