Проект для детей 4-6 лет на тему: "А я знаю наизусть!"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Проект для детей 4-6 лет на тему: "А я знаю наизусть!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_detey_4-6_let_na_temu_a_ya_znayu_naizust.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад №9 «Журавушка» комбинированного вида

городского округа Стрежевой

636780, Томская область, г. Стрежевой, 2 микрорайон, 218а.   E-mail: guravushca@strj.tomsk.su  

 /факс (382-59) 5-17-55, тел. (382-59) 5-17-54, ИНН\КПП 7022010069\702201001, ОКВЭД 80.10.1

Автор проекта:

Гнедой Любовь Николаевна

воспитатель

МБДОУ ДС №9 «Журавушка»

Постановка проблемы

Спросите себя – много ли вы сумеете сразу, без подготовки, прочесть стихов наизусть!

Оказывается, не больше 1-2, в лучшем случае это строчки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», а в худшем – «Села муха на варенье…».

«Почему так произошло, спросите вы себя»? И в тот же самый момент  попытаетесь дать оправдание: «Плохая память». И вы абсолютно правы, потому что память, как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь.  Но как сделать так, чтобы ваша память работала? Абсолютно, верно, ее нужно развивать. И одно из эффективных средств развития памяти – это заучивание стихов.

Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.

В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В  детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть при скоплении людей. Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: и в группе, и дома.

Актуальность

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.

В этот период память по скорости развития опережает другие способности, но это господство непроизвольной памяти – ребенок запоминает лучше всего все яркое, необычное, интересное. В 4-5летнем возрасте в памяти дошкольника происходит важнейшее изменение – его память приобретает элементы произвольности.

И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития произвольной памяти детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию произвольной памяти!

По словам Боголюбской М.К., Шевченко В.В. - заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.  

«Расскажи стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы. «Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет…» и еще отдельные строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые ребята не смогли вспомнить ничего, а ведь этим ребятам уже почти 5 лет.

И это для нас обернулось серьезной проблемой, которую необходимо решать.

Проанализировав развитие произвольной памяти у детей (Приложение №1) и проведя анкетирование среди родителей (Приложение №2) мы выявили, что у детей и их родителей достаточно низкая мотивация к заучиванию стихотворений. Это неблагоприятно отражается на развитии памяти и речи у дошкольников.

При изучении методической и научной литературы по заявленной теме мы нашли достаточно материала по развитию произвольной памяти, то какими способами можно ее развивать, в том числе и с помощью заучивания стихов, но обычным слуховым методом. И нигде не встретили заучивание стихов именно с помощью мнемотехники. Кроме того, ни в одном источнике нами не было найдено критериев диагностики по развитию произвольной памяти у дошкольников через заучивание стихотворений.

На основании проведенного анализа мы выделили ряд проблем, которые предстоит решить в дальнейшем, а именно:

  1. Отсутствие критериев диагностики по развитию памяти у дошкольников через заучивание стихотворений         с использованием мнемотехники;
  2. Недостаточное методическое сопровождение по заучиванию с детьми стихотворений с помощью мнемотехники;
  3. Низкая мотивация детей и родителей к заучиванию стихов.

Так возникла идея разработки проекта «А я знаю наизусть!»

В детском саду заучивание стихов наизусть является важным воспитательным  и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов, но всего одно занятие в месяц. В данном проекте объем для заучивания гораздо увеличивается, но с учетом возрастных особенностей детей.

Участники: воспитатели группы «Колокольчик», Гнедой Л.Н., Бутакова И.Г., дети 4 – 6 лет, родители.

Масштаб проекта: 2 года.

Цель проекта: содействовать развитию произвольной памяти у детей 4-6 лет на основе заучивания стихотворений с помощью мнемотехники.

Задачи:

- формировать интерес к художественной литературе;

- обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;

- знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей;

- создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть;

- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;

- формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать выразительно стихи наизусть и понимать рассказанное.

Гипотеза: считаем, что если активизировать работу с дошкольниками по заучиванию стихотворений с использованием мнемотехники, то можно существенно улучшить показатели развития произвольной памяти дошкольников.

Объект исследования: процесс развития произвольной памяти через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники.

Предмет исследования: эффективность использования в работе с дошкольниками мнемотехники, как средство развития произвольной памяти детей через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники.