Игровой тренинг для родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что мы знаем о безопасности»
консультация на тему

Устинова Евгения Борисовна

Дошкольный возраст-это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_bezopasnosti.odt29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг для родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Что мы знаем о безопасности»

Цель: обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста и определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.

Задачи:

 - формировать у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка;

- познакомить родителей с некоторыми ситуациями, которые несут в себе опасность и научить детей и родителей правильно реагировать в таких ситуациях;

- вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе с детьми;

- формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Материал и оборудование:  воздушные шары — 6 шт, конфета для игры «Если...», «Выбери одежду по погоде» - одежда для лета (панамка, майка, сандалии ), зимы(шапка, варежки, шарф), весны (резиновые сапоги, зонт), носовой платок, ложка, грелка, металлические и деревянные предметы для игры «Оказание первой помощи»,  картинки, на которых нарисованы выражения основных эмоций( радость, страх, ужас, гнев и т. д.), рули для игры «Автомобили», карта местности для игры  «Безопасный путь домой ».

Ход мероприятия:

Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю вам поиграть в игру «Не урони ребенка». Я дам вам воздушные шарики, представьте, что это ваши дети, которые очень подвижные и любознательные. Посмотрите, как они прыгают вверх (ведущий подбрасывает шарик вверх), а вы, родители, не можете их уронить, потому  что вы - их главная защита и безопасность. (Родители подбрасывают шарики вверх и ловят их). Понравилась игра, присаживайтесь.

     Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. Каждому родителю хочется защитить своего малыша, «спрятать и не отпускать от себя ни на шаг», но это к сожалению невозможно. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо прививать культуру безопасного поведения в таком интересном, но опасном, полном неожиданностей, мире.

   Ведь всё что мы заложим детям в детском возрасте, станет фундаментом для дальнейшего их поведения, жизненного опыта, в части обеспечения своей безопасности и безопасности окружающих их людей.

 Главной задачей безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях. И сегодня, мы рассмотрим некоторые из них.

       1.Ребёнок и другие люди

     Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что может быть опасно в общении с другими людьми.

      Хотя большинство людей нам не желают ничего плохого, но на первый взгляд трудно определить, что на уме у чужого человека. В конце концов, если ты впервые видишь незнакомого человека, откуда тебе знать, хороший он или нет?!

   1 ребенок: Незнакомец в подъезде зачем-то стоит,
                      У него подозрительный, замкнутый вид.
                      Дверь ключами при нём не спеши открывать,
                      Лучше сам из подъезда уйди погулять.
                      Поброди, подожди во дворе - он уйдёт,
                      И тебя не обидит, и к вам не войдёт.
                                                                (Г. Шалаева, О. Журавлёва)

   2 ребенок: Если в подъезде - зачем? Почему? -
                     Люди чужие стоят.
                     Лучше тебе не входить одному:
                     Может, обидеть хотят?
                     Ты попроси соседей скорей,
                     Чтоб проводили домой,
                     А оказавшись в квартире своей,
                     Двери покрепче закрой!
                                                        (Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Ведущий: Ребята, давайте повторим, в каких случаях вам всегда надо говорить «НЕТ».

     Попросим наших родителей помочь нам… (Родители читают стихи...)

   1 родитель: Каждый грамотный ребенок

                         Должен твердо знать с пеленок…

                         Если вас зовут купаться,

                         В телевизоре сниматься,

                         Обещают дать конфет,

                         Отвечайте твердо: «НЕТ».

   2 родитель:  Вам предложат обезьянку,

                          Или даже денег банку,

                          Или даже в цирк билет-

                          Отвечайте твердо «НЕТ».

   3 родитель:  Позовут лететь к Луне,

                          Покататься на слоне…

                          Есть на все простой ответ,

                          Ты ответить должен: «НЕТ».

Ведущий:  Со временем у вас появится много друзей, и вы будете  с ними спокойно играть. А теперь ребята давайте поиграем.

   Игра «Если...»

Ведущий:  Ребята, что вы будете делать если…

     Обыгрываются ситуации (угощение конфетой, хватание ребенка и попытка насильственно увести его),  в которых закрепляются правила поведения детей во всех ситуациях.

Ведущий:  А сейчас я предлагаю нашим родителям поучаствовать в игре, посмотрим знают ли они как надо себя вести с незнакомцами…

  Обыгрываются ситуации: приглашение в кино, хватание родителя и попытка насильственно увести его…

      2. Ребёнок и природа.

     Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы. А теперь, отгадайте загадки о некоторых явлениях природы:

    Родители читают загадки:

                    Спать залез в берлогу мишка,

                    белым-белым стал зайчишка,

                    снег покрыл поля, дома.

                    Это к нам пришла … (зима).

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце)

                     Из огромной,  чёрной тучи

                     Льётся мокрый и колючий.(дождь)

Загремел на небе гром,
Сотрясается весь дом
Я зажмурила глаза.
Что на улице...(Гроза)

Ведущий: Молодцы, все загадки отгадали.  А сейчас мы поиграем в игру, которая называется - «Выбери одежду по погоде». Предлагаю детям разделиться на три команды для выполнения задания. (Каждая команда выбирает картинку с изображением времени года:
  1. Солнечное лето.

   2. Дождливая весна или осень.

   3. Холодная зима.

Ведущий предлагает детям выбрать подходящую по сезону одежду)

Ведущий: А теперь, каждая команда расскажет, почему выбрали именно этот набор одежды, а родители могут помогать. (Дети рассказывают, родители помогают).

    Хочется напомнить, что в природе нас окружает очень много интересного, но в тоже время и опасного. Вот, послушайте загадки:

                    Этот маленький злодей

                    Зверя грозного страшней.

                     На ветвях, в лесу живет.

                     Не росу, а кровь он пьет.

                     Настоящий паразит,

                     И несет энцефалит.

                     Облик страшен и зловещ!

                     Берегитесь! Это – (клещ).

На цветах её увидеть

Можно ясным тёплым днём.

Если кто её обидит,

Будет каяться потом.

Хоть она совсем мала –

Больно жалится … (пчела)! 

Ведущий: Эти маленькие насекомые могут принести много неприятностей.

А знаете ли вы, что надо делать если вы обнаружили на теле клеща? Укусила оса?

    3. Ребёнок дома.

Ведущий: В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей. Ребята напомнят правила которые надо соблюдать...

    1 ребенок: Не играйте острыми
                       Вилками, ножами.
                       Ведь такой «игрушкой» просто
                       Что-нибудь поранить.
                       Будет больно, будет грустно,
                       Мама наругает...
                       Неужели вам игрушек
                       В доме не хватает?
   
2 ребенок: На балконе - так и знай!
                        - Ты на стулья не вставай,
                        На перила не взбирайся,
                        Низко не перегибайся –
                        Это может быть опасно:
                        Падать сверху так ужасно!!!
   
3 ребенок: Много тюбиков и баночек
                        Есть в шкафах у наших мамочек.
                        В них хранятся средства разные,
                        К сожалению, опасные...
                        Кремы, пасты и таблеточки
                        Не берите в руки, деточки:
                        Эта бытовая химия –
                        Как отрава очень сильная!

     4 ребенок: Если кнопки из коробки
                        Разлетелись – собери,
                        Если гвозди на дороге
                        Ты увидел – подбери!
                        Эти острые предметы
                        Не должны быть на полу.
                        Сам наступишь незаметно 
                       Иль на гвоздь, иль на иглу.
   
5 ребенок: Если ты газ зажигать не умеешь,
                       Не подходи, иль потом пожалеешь...
                       Очень опасно к плите приближаться:
                       Может она загореться, взорваться...
                       Мама сама всё согреет и сварит,
                       Суп приготовит и чайник поставит.
                       Ты же, малыш, не спеши: подрастешь –
                       Спичкой конфорку ты сам подожжешь!
   
 6 ребенок: Когда в кастрюле кипяток,
                        Не прикасайся к ней, дружок,
                        И очень осторожен будь:
                        Ее так просто обернуть!

                         Поверь: кипящая вода
                        Была опасною всегда!

Ведущий: Очень много несчастных случаев случается с детьми, когда они остаются одни дома. Уважаемые взрослые, по возможности, не оставляйте детей дошкольного возраста одних дома, но если это случилось, то уберите все опасные предметы.

      4. Здоровье ребёнка.

Ведущий: Это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

      С другом твоим приключилась беда?
     Не покидай ты его никогда,
     А подбодри, «всё в порядке!» - скажи,
     Помощь посильную сам окажи.
     Если ему не сумеешь помочь,
     Не убегай ты испуганно прочь,
     Взрослых на помощь зови поскорей!
     Время и силы свои не жалей!
     Помни: в лесу, на земле, на воде
     Люди людей не бросают в беде!

                                 (Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Задание: послушайте стихотворение и определите, какую помощь нужно оказать пострадавшему.

   Ребенок: Карусели и качели развлекают всех ребят.

                    Смех, и счастье и веселье, целый день вокруг царят.

                    Но чтоб это развлеченье не закончилось бедой,

                    Друг мой, все без исключенья эти правила усвой!

                    Если заняты качели - к ним не стоит подходить,

                    Чтоб качели, не задели, лучше сбоку постоять.

                    Крепко не забудь держаться, улетая вниз и  вверх,

                    На ногах нельзя кататься – это правила для всех!

                   И не спрыгивай с качелей, можно ногу повредить,

                   А потом еще неделю с синяком на лбу ходить!

Ведущий: Очень неприятная ситуация , но мы с вами должны знать какую  помощь надо оказать.  Я предлагаю нашим родителям и детям совместно найти решение в такой ситуации.

    Практическое упражнение «Оказание первой помощи»

Задание 1. Подумайте что нужно сделать в этом случае? (который описан выше)

(На столе разложены носовой платок, ложка, грелка, металлические и деревянные предметы. Дети и родители должны выбрать нужный предмет и приложить ко лбу.)

- Почему вы выбрали этот предмет?

- Как его можно использовать для оказания помощи?

- Можно ли использовать носовой платок? (да, если смочить его холодной водой)

- Подберите к этой ситуации алгоритм действий.

Ушиб:

1.Сказать взрослым.

2.Приложить к ушибленному месту что-либо холодное.

Задание 2. Послушайте эти строки:

                            Если из носа кровь идет,

                            Необходимо к нему приложить лед.

                            И потом не волноваться,

                            И с такой ситуацией можно справляться.

                                                                                (Т. Логинова)

- Что вы посоветуете делать в такой ситуации?

- Подберите к этой ситуации правильный алгоритм действий.

Кровь из носа:

1.Сказать взрослым

2.Принять положение сидя, не запрокидывать голову.

3.Держать платок у носа.

4.Приложить на переносицу что-то холодное.

Задание 3. А вот следующая ситуация:

                          Когда в кастрюле кипяток.

                          Не прикасайся к ней дружок.

                          И очень осторожен будь,

                          Ее так просто перевернуть.

                          Поверь: кипящая вода

                          Была опасною всегда!!!

- Ребята, что вы посоветуете делать при ожогах?

Ожог:

1.Сказать взрослым.

2.Подставить обожжённое место под струю холодной воды.

      5. Эмоциональное благополучие ребёнка.

Ведущий: Основная задача по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

   Ребята, посмотрите, пожалуйста  картинки, на которых нарисованы выражения основных эмоций( радость, страх, ужас, гнев и т.д.) и охарактеризуйте их. Как вы думаете, со всеми ли безопасно общаться, или же лучше избежать общения с людьми с такими выражениям лица…

  Психогимнастика (проводится совместно с родителями)…. «Злой или добрый...»

      6. Ребёнок на улицах города.

Ведущий: Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

- переходить улицу можно только на зеленый свет светофора,

- переходить улицу нужно только в местах, предназначенных для перехода («зебра», подземный переход, пешеходный светофор)

- если начал переходить улицу, посмотри влево, дойди до середины, посмотри вправо (маленьким детям достаточно сказать, чтобы они смотрели во все стороны и переходили улицу только в том случае, если нет никакого движущегося транспорта.

Ведущий: Предлагаю всем вместе поиграть в подвижную игру  «Автомобили»

Я вижу, что все знают сигналы светофора. А сейчас мы  найдем безопасный путь из детского сада до автобусной остановки.

     Игра «Безопасный путь домой » - ориентировка по карте (Родители по карте прокладывают безопасный маршрут от детского сада до автобусной остановки).

Ведущий:  Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, она стала для вас полезной и запоминающейся.

    А чтобы безопасно передвигаться от дома до детского сада и от детского сада до дома мы предлагаем вам, дома, вместе с ребенком, составить свой безопасный маршрут «Дом — Детский сад — дом», а в группе мы сделаем выставку.

     Уважаемые родители! Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все-таки, несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека — О ДЕТЯХ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие сюжетно-игрового НОД по физкультуре, для детей старшего дошкольного возраста по теме «Чудо – листок».

Цель: Используя нестандартное оборудование повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям....

Конспект сюжетно-игрового НОД по физкультуре, для детей старшего дошкольного возраста по теме «Чудо – листок».

Используя нестандартное оборудование повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям....

Конспект логопедического игрового тренинга для родителей и детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в Королевство Правильной речи »

       Игровой тренинг направлен на ознакомление  родителей  с формами и методами речевого развития детей среднего дошкольного возраста,в частности...

Конспект сюжетно-игрового НОД по физкультуре, для детей старшего дошкольного возраста по теме «Чудо – листок».

Цель: Используя нестандартное оборудование повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям. Задачи: Совершенствов...

Конспект игрового занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему: Звездолетчики» В.Бороздин чтение рассказов (Космос)

Программное содержаниеДать детям первоначальное представление о космонавтах о Ю.А. Гагарине.Ввести в словарь детей слова, связанные с космосом.Развивать умение правильно воспринимать содержание расска...

Конспект совместной игровой деятельности родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Режим дня – залог здоровья семьи»

Конспект совместной  игровой деятельности  родителей и  детей старшего дошкольного возраста на тему:...

Сценарий организованной познавательно-игровой программы для родителей и детей старшего дошкольного возраста по теме: «Веселый пешеход»

Цель мероприятия – создание условий для формирования у дошкольников устойчивых умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Повышение компетенции родителей в области безопасной жи...