Конспект логопедического игрового тренинга для родителей и детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в Королевство Правильной речи »
консультация (средняя группа) по теме

Тимохина Эльвира Николаевна

 

         Игровой тренинг направлен на ознакомление  родителей  с формами и методами речевого развития детей среднего дошкольного возраста,в частности 

          с проведением артикуляционной гимнастики,  дыхательных и релаксационных упражнений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_roditeley.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического игрового тренинга для родителей и детей младшего и среднего дошкольного возраста «Путешествие в Королевство Правильной речи »

             Задачи:

          1. Познакомить родителей  с задачами, формами и методами речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста

          2. В игровой форме познакомить с проведением артикуляционной гимнастики, пальчиковой  гимнастики, дыхательных упражнений, релаксационных упражнений.

Оборудование

Консультативный материал:

 «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания»;

«Ознакомление с органами артикуляции»;

«Звуковая культура речи в детском саду»;

«Комплексы артикуляционной гимнастики для самостоятельного выполнения дома».

Картотеки:

"Артикуляционная гимнастика в картинках";

«Доскажи словечко»;

«Игры с пальчиками»;

«Дидактические игры по развитию лексико-грамматического строя речи»;

«Скороговорки».

Пособия для формирования сильного, длительного выдоха (разноцветные листочки из цветной бумаги, ватные шарики); настольная ширма, детские музыкальные инструменты.

Ход тренинга:

Воспитатель и родители строятся в раздевалке друг за другом вагончиками.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы отправиться с вами и ребятами в увлекательное путешествие в Королевство Правильной речи.

А поскольку путешествие необычное, речевое, то и чтобы наш поезд тронулся и поехал, родителям необходимо дружно вспомнить алфавит, он то нам и поможет в миг домчаться до заветной цели.

Родители произносят алфавит, и пока он звучит, поезд движется)

Заходят в группу, встают полукругом возле речевого уголка

-Вот и добрались. Сколько же тут интересно. Вы присаживайтесь, а мы расскажем вам о Королевстве правильной речи.

Каждый житель этого королевства знает, как важно речевое развитие. Ведь речь одно из главных достоинств, отличающих человека от животного. Развитию речи в дошкольном возрасте, уделяется огромное внимание, ведь речь ребенка представляет собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоций.

- И для развивая у детей правильной, хорошо звучащей речи, в нашем королевстве проводятся логопедические минутки.

              Воспитание слухового внимания, фонематического слуха

Мы решаем задачи по воспитанию речевого слуха детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух (т. е. способность чётко отличать одни звуки от других, способность воспринимать данный темп и ритм речи).

- И сейчас мы вас приглашаем поиграть в игру «Угадай, что звучало? »

Ход игры: педагог за настольной ширмой производит звуки различными детскими музыкальными инструментами (металлофон, губная гармошка, дудочка, маракас, гармошка), а дети с родителями опознают каждое звучание.

                   Развитие артикуляционного аппарата.

 Очень важно развивать подвижность языка (умение делать язык широким и узким, поднимать его вверх, опускать вниз, поворачивать вправо - влево, удерживать язык в заданной позе) ; развивать подвижность губ (умение вытягивать вперёд, округлять, растягивать в улыбку).

-Для этого мы с вами выполним несколько артикуляционных упражнений:

"Птенчики"

Цель: вырабатывать умение держать рот широко открытым, удерживать язык возле нижних зубов.

Краткое описание: широко открыть рот, прижать язык к нижним зубам, расслабить его.

"Почистим зубы"

Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» внутреннюю сторону нижних зубов, делая  движения языком из стороны в сторону.

"Лопатка"

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 — 10.

"Сладкое варенье".

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Краткое описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

               Формирование сильного, длительного выдоха

Воспитываем умение производить короткий вдох носом и продолжительный плавный выдох ртом, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

упр. "Футбол": из кусочка ваты скатать шарик - это мяч (или можно использовать мяч для пинг-понга). Ворота – руки ребенка. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться в воротах.

упр. "Листопад": взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

- Мы с вами поиграли во множество разных игр, да только пальчики не играли, а они у нас в Королевстве правильной речи никогда не скучают.

                    Пальчиковые игры и упражнения

 Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Педагог проводит с детьми и родителями пальчиковую игру "Моя семья" . Ход игры: на каждую строчку поочередно разгибать по одному пальцу, начиная с большого.

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

 Этот пальчик - дедушка,

 Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

Даже от игр иногда в нашем королевстве устают и тогда мы расслабляемся. Нет ничего полезней, чем снять напряжение со всех мышц, в том числе и речевых, мы выполняем релаксацию.

Упражнение на расслабление

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть игра у нас такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движение,

Исчезает напряжение…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

(Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку) .

На этом наше путешествие в Королевство Правильной речи подходит к концу, но мы приготовили для вас полезные подарки.

Родителям раздаются памятки по развитию речевого дыхания, проведению пальчиковых и артикуляционных гимнастик дома.