Конспект совместной игровой деятельности учителя-логопеда и детей среднего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
Конспект совместной игровой деятельности учителя-логопеда и детей среднего дошкольного возраста рекомендован для освоения детьми навыка осознанно делить слова на слоги и составлять многосложные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект совместной игровой деятельности учителя-логопеда и детей. | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 75 Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
Совместная игровая деятельность учителя-логопеда и детей среднего дошкольного возраста в освоении навыка осознанно делить слова на слоги и составлять многосложные слова.
Тема: «Путешествие детей с Айболитом в Африку»
Автор: Учитель-логопед
Мельникова Е.П.
Санкт-Петербург
2019 г.
Задачи
- Коррекционно образовательные:
- Учить детей делить 2-х и пробно – 3-х сложные слова разной слоговой структуры (с открытым слогом, закрытым, со стечением согласных в середине слова).
- Дать детям знание: «Слог – это часть слова. В слове столько слогов, сколько гласных звуков». Отметить слогообразующую роль гласных звуков.
- Упражнять детей в подборе слов по схеме слогового состава.
- Упражнять детей в установлении последовательности слогов в слове.
- Отрабатывать умение составлять сложные слова из двух морфем.
- Развитие общих речевых навыков: отработка типа, ритма и паузации речи на примере стихотворений.
- Коррекционно-развивающие.
1. Активизация речевой деятельности детей, совершенствование диалогической речи, зрительного и слухового восприятия.
2. Развивать чувство ритма и паузации речи, упражнять в выделении голосом интонационных средств языка на материале стихотворений.
3. Расширить границы творческого восприятия, воображения, совершенствование речевого слуха и памяти.
4. Совершенствовать ручную, мелкую и общую моторику.
5. Развитие эмоциональной сферы, мимической выразительности, чувства рифмы и подражательности.
6. Развитие логических компонентов речи, в процессе разгадывания загадок, выполнения заданий логопеда.
- Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навыки организационной работы в коллективе, чувство коллективизма, сопереживание.
- Закрепить умение внимательно слушать ответы товарищей, грамотно отвечать на поставленный вопрос.
Методики и технологии, используемые на занятии:
ТРИЗ, мнемотехника, алгоритм – модуль гласных звуков-символов (по методике работы Т.А. Ткаченко), образовательная кинесиология, сказкотерапия.
Оборудование занятия
Поезд с 2-3 вагонами и прорезными окнами, фланелеграф, квадраты синего и красного цвета (окошки – звуки), карточки с напечатанными слогами, сюжетная картинка «Айболит лечит зверей», животные, вырезанные по контуру для фланелеграфа, схема стихотворения, картинка «улитка», мнемотаблицы для составления загадок.
Ход занятия
- Организационный момент. Логопед загадывает загадку:
Что там мчится и шипит,
И колесами стучит:
«Чу-чу, чу-чу-чу!
Я по рельсам лечу».
Дети отгадывают: «Это поезд».
- Логопед выставляет на фланелеграф поезд с двумя вагонами. Спрашивает: «Из чего состоит наш красивый поезд?».
Дети: «Из вагонов».
Логопед:
Ты видишь поезд вдалеке?
Он по стальной дороге
Бежит, как слово по строке,
Разбитое на слоги.
(А.Шибаев)
«С чем автор стихотворения сравнивает поезд?»
Дети: «Со словом».
Логопед: «Поезд – слово. Но поезд состоит из частей. Это вагоны.
И слово можно разделить на части. Это слоги. Слог – часть слова. А сколько может быть вагонов у поезда?».
Дети: «Один, два, много вагонов».
Логопед: «У слова тоже может быть разное количество частей – слогов. От чего это зависит?». Если дети не помогают логопеду ответом, то логопед обобщает: «Это зависит от количества гласных звуков в слове. Сколько в слове гласных, столько в слове и слогов».
- Логопед предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Поезд у нас будет слово. Вагоны – слоги. Сколько вагонов у нашего поезда? (Два вагона). Значит сколько слогов должно быть в слове? (Два слога). Давайте отгадаем, что за слово-поезд перед нами. Это слово состоит из двух слогов». Логопед в первый вагон (в прорезь окошечка) ставит квадратик красного цвета с символом буквы «О» (если дети знакомы с буквой, то можно вставить в прорезь букву). Во второй вагон ставит красный квадратик с символом или буквой «А».
Логопед спрашивает детей: «Какой звук поселился в первом вагоне, а какой звук – во втором?».
Дальше предлагает детям подобрать слово из двух слогов по схеме:
О |
А |
или схема с символами:
О |
∆ |
Дети подбирают слова: роза, рома, кошка, лошадь, мошка.
Нужно стараться подбирать слова, чтобы звук «О» был в ударной позиции.
- Логопед предлагает «провезти» на поезде слово «сода». Дети, подставляя к гласным буквам согласные (или символы: «С» - синий квадратик без колокольчика, «Д» - синий квадратик с колокольчиком).
Дети читают, сливают слоги и проговаривают все слово: «СО-ДА».
Логопед: «Назовите, как будет звучать первый вагончик?».
Дети: «СО» (Это первый слог слова «СОДА»).
Логопед: «Назовите, как будет звучать второй вагончик?».
Дети: «ДА» (Это второй слог слова «СОДА»).
Логопед: «Посмотрите, мы выложили с помощью квадратиков полную схему слова «СОДА». На что похожи квадратики?».
Дети: «На окошки».
Логопед объясняет: «В одном вагоне согласных может ехать много, один и не одного, а гласный только один. Иначе порядка не жди». Логопед, демонстрируя свои слова, просит разобрать слово: «КОШКА».
Дети составляют схему слова «КОШКА», выясняют, что в первом вагоне, едут три звука (буквы): К, О, Ш, а во втором вагоне едут два звука (буквы): К, А.
Логопед спрашивает: «Какие созвучные слова можно подобрать, чтобы не нарушить строение поезда?».
Дети: «ЛОЖКА, НОЖКА, МОШКА».
- Физминутка. Логопед предлагает «прошагать» пальцами обеих рук к вагонам поезда. На каждый «шаг» проговаривается слог в словах: пар, паровоз, паровозик. «С помощью какого слова мы подошли ближе к поезду? (паровозик), почему? (оно самое длинное). Сколько слогов в этом слове? (4 слога). Какое слово самое короткое? (пар). Оно короткое, но хитрое – входит во все слова: паровоз, паровозик.
- Раздается гудок паровоза.
Логопед: «Кто-то к нам спешит. Да это же герой сказки. Но его имя нужно отгадать. Первая часть его имени в крике. Что вы кричите, когда уколете палец, («Ой! Ай!»); вторая часть запрятана в имени мальчика. Его зовут Боря. Назовите первую часть имени («Бо»). Третья часть запрятана в животном (картинка «Улитка»). Назовите вторую часть слова («Лит»).
Давайте составим имя».
Дети: «Айболит».
- Логопед предлагает сюжетную картинку: «Айболит лечит зверей».
Логопед: «Айболит решил везти больных зверей в поезде, чтобы вылечить их в своей больнице в Африке».
В первый вагон нужно посадить зверей, названия которых состоят из одного слога;
Во второй вагон нужно посадить зверей, названия которых состоят из двух слогов;
В третий вагон (пробно) нужно посадить зверей, названия которых состоят из трех слогов.
Дети расселяют: в первый вагон – слон, тигр;
во второй вагон – лиса, жираф, заяц;
в третий вагон (бегемот, носорог, акула).
Логопед: «Молодцы, ребята, можно ехать в Африку на поезде.
- Логопед: «Но увезти зверей не дал Айболиту Бармалей (появляется Бармалей, переодетый ребенок подготовительной группы). Он все надписи на вагонах оторвал и названия зверей разорвал. И теперь у Айболита остались только части слов. Давайте поможем ему сложить названия животных».
Логопед на доску выставляет карточки с написанными слогами в разбивку или разрезанные на части – слоги картинки.
Слова:
Лиса СА ЛИ
Бегемот ГЕ БЕ МОТ
Акула А ЛА КУ
Дети собирают слова из карточек и читают названия животных.
- Рассердился Айболит и позвал Гиппопотама наказать Бармалея. (Фигурка Гиппопотама на фланелеграфе).
Логопед:
«Вот и Гиппо, вот и Попо
Гиппо – попо, Гиппо – попо,
Вот идет Гиппопотам!»
Как идет Гиппопотам детям предлагается изобразить притоптыванием по схеме:
Вот и _ _ _ _ _ _ , вот и _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ,
Вот идет _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ !
- Дети по карточкам изображают с помощью мимики злого Бармалея, доброго Айболита, грустных зверей, сердитого Гиппопотама.
- Логопед: «Испугался Бармалей, взмолился:»
Ребенок (Бармалей): «О, я буду, буду добрей! Если вы поможете мне выполнить задание скорей!».
На столах у детей лежат конверты с рассыпанными в беспорядке пазлами-слогами. Нужно сложить слово из 3-4 слогов: пы-ле-сос, са-мо-лет, па-ро-ход, лам-па, са-мо-кат и т.д.
Дети складывают картинку-слово из пазлов-слогов и по каждому пазлу отхлопывают рукой, проверяя количество и последовательность слогов.
Ребенок (Бармалей):
«Долго я понять не мог,
Что часть слова – это слог!
Но я буду, я буду добрей,
Не обижу я бедных зверей».
- Логопед: «Наши дети спрятали от тебя зверей в клеточки. Отгадай загадки детей, и увидишь спрятанных зверей». Логопед ставит мнемотаблицы, по которым дети составляют загадки на основании сравнений (испльзуется модель ТРИЗа «Символическая аналогия»).
Загадки:
Серенькая, маленькая, но не муха; с длинным хвостиком, но не морковь; любит сыр, но не ворона (см. Таблицу 1).
Прыгает, но не мяч; белый, но не снег; длинные уши но не ослик (см. Таблицу 2).
Живет в норе, но не ёж; рыжая, но не белка; ест мышей, но не кошка (см. Таблицу 3).
- Айболит и дети прощают Бармалея, отпускают в Африку. А Айболит на поезде везет больных зверей лечить. Дети прицепляются паровозиком друг за другом и выезжают за двери группы.
Конец занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»
Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма: совмес...
Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в Московский Кремль»
Развитие навыков словообразования относительных прилагательных, обозначающих материал, на основании лексической темы «Москва - столица России»...
Конспект совместной образовательной деятельности на прогулке для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Золотая осень»
В ходе совместной деятельности с детьми мы закрепим знания о сезонных изменениях с приходом осени. Продолжилим развивать координацию движений, ловкость, внимание, мышление, речь. Продолжим прививать д...
Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей среднего дошкольного возраста
Рекомендации адресованы родителям, имеющим детей среднего дошкольного возраста и прописаны мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь своих детей....
Конспект совместной игровой деятельности: «Синичкин день» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи (при участии родителей)
Этот материал поможет детям старшего возраста закрепить материал о городскиз птицах....
Конспект организованной игровой деятельности (сенсорное развитие) для детей среднего дошкольного возраста «В гости к зверятам»
Развитие представлений у детей об окружающем мире, о свойствах предметов....
Конспект совместной игровой деятельности «Магазин» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста
Конспект совместной игровой деятельности «Магазин» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста ...