Конспект совместной игровой деятельности учителя-логопеда и детей среднего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Мельникова Елена Павловна

Конспект совместной игровой деятельности учителя-логопеда и детей среднего дошкольного возраста рекомендован для освоения детьми навыка осознанно делить слова на слоги и составлять многосложные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 75 Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга

Совместная игровая деятельность учителя-логопеда и детей среднего дошкольного возраста в освоении навыка осознанно делить слова на слоги и составлять многосложные слова.

Тема: «Путешествие детей с Айболитом в Африку»

Автор: Учитель-логопед

 Мельникова Е.П.

Санкт-Петербург

2019 г.

                                                            Задачи

  1.     Коррекционно образовательные:
  1. Учить детей делить 2-х и пробно – 3-х сложные слова разной слоговой структуры (с открытым слогом, закрытым, со стечением согласных в середине слова).
  2. Дать детям знание: «Слог – это часть слова. В слове столько слогов, сколько гласных звуков». Отметить слогообразующую роль гласных звуков.
  3. Упражнять детей в подборе слов по схеме слогового состава.
  4. Упражнять детей в установлении последовательности слогов в слове.
  5. Отрабатывать умение составлять сложные слова из двух морфем.
  6. Развитие общих речевых навыков: отработка типа, ритма и паузации речи на примере стихотворений.

  1.      Коррекционно-развивающие.

1.        Активизация речевой деятельности детей, совершенствование диалогической речи, зрительного и слухового восприятия.

2.        Развивать чувство ритма и паузации речи, упражнять в выделении голосом интонационных средств языка на материале стихотворений.

3.        Расширить границы творческого восприятия, воображения, совершенствование речевого слуха и памяти.

4.        Совершенствовать ручную, мелкую и общую моторику.

5.        Развитие эмоциональной сферы, мимической выразительности, чувства рифмы и подражательности.

6.        Развитие логических компонентов речи, в процессе разгадывания загадок, выполнения заданий логопеда.

  1. Коррекционно-воспитательные:
  1. Воспитывать навыки организационной работы в коллективе, чувство коллективизма, сопереживание.
  2. Закрепить умение внимательно слушать ответы товарищей, грамотно отвечать на поставленный вопрос.

Методики и технологии, используемые на занятии:

ТРИЗ, мнемотехника, алгоритм – модуль гласных звуков-символов (по методике работы Т.А. Ткаченко), образовательная кинесиология, сказкотерапия.

Оборудование занятия

Поезд с 2-3 вагонами и прорезными окнами, фланелеграф, квадраты синего и красного цвета (окошки – звуки), карточки с напечатанными слогами, сюжетная картинка «Айболит лечит зверей», животные, вырезанные по контуру для фланелеграфа, схема стихотворения, картинка «улитка», мнемотаблицы для составления загадок.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Логопед загадывает загадку:

Что там мчится и шипит,

И колесами стучит:

«Чу-чу, чу-чу-чу!

Я по рельсам лечу».

        Дети отгадывают: «Это поезд».

  1. Логопед выставляет на фланелеграф поезд с двумя вагонами. Спрашивает: «Из чего состоит наш красивый поезд?».

         Дети: «Из вагонов».

Логопед:

                Ты видишь поезд вдалеке?

                Он по стальной дороге

Бежит, как слово по строке,

Разбитое на слоги.

                        (А.Шибаев)

«С чем автор стихотворения сравнивает поезд?»

                Дети: «Со словом».

Логопед: «Поезд – слово. Но поезд состоит из частей. Это вагоны.

И слово можно разделить на части. Это слоги. Слог – часть слова. А сколько может быть вагонов у поезда?».

                Дети: «Один, два, много вагонов».

Логопед: «У слова тоже может быть разное количество частей – слогов. От чего это зависит?». Если дети не помогают логопеду ответом, то логопед обобщает: «Это зависит от количества гласных звуков в слове. Сколько в слове гласных, столько в слове и слогов».

  1. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Поезд у нас будет слово. Вагоны – слоги. Сколько вагонов у нашего поезда? (Два вагона). Значит сколько слогов должно быть в слове? (Два слога). Давайте отгадаем, что за слово-поезд перед нами. Это слово состоит из двух слогов». Логопед в первый вагон (в прорезь окошечка) ставит квадратик красного цвета с символом буквы «О» (если дети знакомы с буквой, то можно вставить в прорезь букву). Во второй вагон ставит красный квадратик с символом или буквой «А».

Логопед спрашивает детей: «Какой звук поселился в первом вагоне, а какой звук – во втором?».

Дальше предлагает детям подобрать слово из двух слогов по схеме:

О

А

                                      

или схема с символами:

О

                                      

Дети подбирают слова: роза, рома, кошка, лошадь, мошка.

Нужно стараться подбирать слова, чтобы звук «О» был в ударной позиции.

  1. Логопед предлагает «провезти» на поезде слово «сода». Дети, подставляя к гласным буквам согласные (или символы: «С» - синий квадратик без колокольчика, «Д» - синий квадратик с колокольчиком).

Дети читают, сливают слоги и проговаривают все слово: «СО-ДА».

Логопед: «Назовите, как будет звучать первый вагончик?».

Дети: «СО» (Это первый слог слова «СОДА»).

Логопед: «Назовите, как будет звучать второй вагончик?».

Дети: «ДА» (Это второй слог слова «СОДА»).

Логопед: «Посмотрите, мы выложили с помощью квадратиков полную схему слова «СОДА». На что похожи квадратики?».

Дети: «На окошки».

Логопед объясняет: «В одном вагоне согласных может ехать много, один и не одного, а гласный только один. Иначе порядка не жди». Логопед, демонстрируя свои слова, просит разобрать слово: «КОШКА».

Дети составляют схему слова «КОШКА», выясняют, что в первом вагоне, едут три звука (буквы): К, О, Ш, а во втором вагоне едут два звука (буквы): К, А.

Логопед спрашивает: «Какие созвучные слова можно подобрать, чтобы не нарушить строение поезда?».

Дети: «ЛОЖКА, НОЖКА, МОШКА».

  1.     Физминутка. Логопед предлагает «прошагать» пальцами обеих рук к вагонам поезда. На каждый «шаг» проговаривается слог в словах: пар, паровоз, паровозик. «С помощью какого слова мы подошли ближе к поезду? (паровозик), почему? (оно самое длинное). Сколько слогов в этом слове? (4 слога). Какое слово самое короткое? (пар). Оно короткое, но хитрое – входит во все слова: паровоз, паровозик.

  1. Раздается гудок паровоза.

Логопед: «Кто-то к нам спешит. Да это же герой сказки. Но его имя нужно отгадать. Первая часть его имени в крике. Что вы кричите, когда уколете палец, («Ой! Ай!»); вторая часть запрятана в имени мальчика. Его зовут Боря. Назовите первую часть имени («Бо»). Третья часть запрятана в животном (картинка «Улитка»). Назовите вторую часть слова («Лит»).

Давайте составим имя».

Дети: «Айболит».

  1. Логопед предлагает сюжетную картинку: «Айболит лечит зверей».

Логопед: «Айболит решил везти больных зверей в поезде, чтобы вылечить их в своей больнице в Африке».

В первый вагон нужно посадить зверей, названия которых состоят из одного слога;

Во второй вагон нужно посадить зверей, названия которых состоят из двух слогов;

В третий вагон (пробно) нужно посадить зверей, названия которых состоят из трех слогов.

                Дети расселяют: в первый вагон – слон, тигр;

                                        во второй вагон – лиса, жираф, заяц;

                                        в третий вагон (бегемот, носорог, акула).

        Логопед: «Молодцы, ребята, можно ехать в Африку на поезде.

  1. Логопед: «Но увезти зверей не дал Айболиту Бармалей (появляется Бармалей, переодетый ребенок подготовительной группы). Он все надписи на вагонах оторвал и названия зверей разорвал. И теперь у Айболита остались только части слов. Давайте поможем ему сложить названия животных».

Логопед на доску выставляет карточки с написанными слогами в разбивку или разрезанные на части – слоги картинки.

Слова:

                        Лиса                        СА                ЛИ

                        Бегемот                ГЕ                БЕ                МОТ

                        Акула                А                ЛА                КУ

Дети собирают слова из карточек и читают названия животных.

  1. Рассердился Айболит и позвал Гиппопотама наказать Бармалея. (Фигурка Гиппопотама на фланелеграфе).

Логопед:

«Вот и Гиппо, вот и Попо

                        Гиппо – попо, Гиппо – попо,

                        Вот идет Гиппопотам!»

Как идет Гиппопотам детям предлагается изобразить притоптыванием по схеме:

Вот и _ _ _         _ _ _ , вот и _ _ _                _ _ _

_ _ _        _ _ _                _ _ _            _ _ _ , _ _ _        _ _ _           _ _ _        _ _ _ ,

Вот идет  _ _ _        _ _ _           _ _ _        _ _ _  !

  1.      Дети по карточкам изображают с помощью мимики злого Бармалея, доброго Айболита, грустных зверей, сердитого Гиппопотама.

  1. Логопед: «Испугался Бармалей, взмолился:»

Ребенок (Бармалей): «О, я буду, буду добрей! Если вы поможете мне выполнить задание скорей!».

На столах у детей лежат конверты с рассыпанными в беспорядке пазлами-слогами. Нужно сложить слово из 3-4 слогов: пы-ле-сос, са-мо-лет, па-ро-ход, лам-па, са-мо-кат и т.д.

Дети складывают картинку-слово из пазлов-слогов и по каждому пазлу отхлопывают рукой, проверяя количество и последовательность слогов.

Ребенок (Бармалей):

                        «Долго я понять не мог,

                        Что часть слова – это слог!

                        Но я буду, я буду добрей,

                        Не обижу я бедных зверей».

  1. Логопед: «Наши дети спрятали от тебя зверей в клеточки. Отгадай загадки детей, и увидишь спрятанных зверей». Логопед ставит мнемотаблицы, по которым дети составляют загадки на основании сравнений (испльзуется модель ТРИЗа  «Символическая аналогия»).
    Загадки:

Серенькая, маленькая, но не муха; с длинным хвостиком, но не морковь; любит сыр, но не ворона (см. Таблицу 1).

Прыгает, но не мяч; белый, но не снег; длинные уши но не ослик (см. Таблицу 2).

Живет в норе, но не ёж; рыжая, но не белка; ест мышей, но не кошка (см. Таблицу 3).

  1. Айболит и дети прощают Бармалея, отпускают в Африку. А Айболит на поезде везет больных зверей лечить. Дети прицепляются паровозиком друг за другом и выезжают за двери группы.

Конец занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»

Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма:  совмес...

Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в Московский Кремль»

Развитие навыков словообразования относительных прилагательных, обозначающих материал, на основании лексической темы  «Москва - столица России»...

Конспект совместной образовательной деятельности на прогулке для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Золотая осень»

В ходе совместной деятельности с детьми мы закрепим знания о сезонных изменениях с приходом осени. Продолжилим развивать координацию движений, ловкость, внимание, мышление, речь. Продолжим прививать д...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей среднего дошкольного возраста

Рекомендации адресованы родителям, имеющим детей среднего дошкольного возраста и прописаны мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь своих детей....

Конспект совместной игровой деятельности «Магазин» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект совместной игровой деятельности «Магазин» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста ...