Конспект совместной игровой деятельности: «Синичкин день» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи (при участии родителей)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тутова Светлана Васильевна

Этот материал поможет детям старшего возраста закрепить материал о городскиз птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной игровой деятельности:

«Синичкин день»

с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи

(при участии родителей)

                                      Авторы – составители:

                                                                   Воспитатели Тутова С.В., Гутчина А.Д.

                                                       Учитель-дефектолог Кулик К.В.

                                                       Учитель-логопед Петрова М.А.

2019 г.

Участники: воспитатели группы, учитель-дефектолог, учитель-логопед, родители и дети старшей группы №6.

Цель:

- Расширять и углублять представления детей о городских птицах и воспитывать бережное, заботливое отношения к ним;

- Создать условия для установления положительного эмоционального контакта между детьми, родителями и педагогами и вовлечения семьи в единое образовательное пространство через совместную игровую деятельность.

Форма проведения: продуктивно-игровая деятельность с элементами викторины.

Задачи:

  1. Коррекционно – образовательные:
  • Способствовать формированию представлений детей о жизни городских птиц, их повадках, особенностях образа жизни.
  • Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения.
  • Развивать умение узнавать птиц в силуэтном изображении, опираясь на ранее полученные знания.
  • Расширять и активизировать словарь детей по темам: «Осень», «Городские птицы».
  • Закреплять понятие «городские птицы».
  • Поддерживать стремление детей к расширению и углублению знаний о жизни городских птиц.

  1. Коррекционно – развивающие:
  • Развивать умение контролировать свои действия и их результаты, понимать и следовать инструкции, выполнять правила игры.
  • Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения.
  • Развивать общую и пальчиковую моторику, координацию движений, согласованность движений с речью.
  • Способствовать развитию продуктивной деятельности детей, использованию нетрадиционных приемов в изготовлении «Синички».
  •  Способствовать развитию творческих навыков, эстетического восприятия.
  • Развивать речевую активность, общие речевые навыки, диалогическую форму речи.
  1. Коррекционно – воспитательные:
  • Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания к птицам.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, потребность в их защите и                охране, желание подкармливать их в зимний период.
  • Формировать чуткое, эмоциональное отношение к птицам через произведения художественной литературы.
  • Способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, созданию положительной эмоциональной атмосферы в процессе совместной игровой деятельности взрослых и детей.

Предварительная работа:

Проведение беседы о птицах, «городских птицах», на тему «Синичка-знакомая нам птичка»; наблюдения за птицами на прогулке, просмотр презентаций «Голуби», «Ворона», «Воробьи и синицы», «Разновидности синиц», «Синичкин день», «Как и чем, подкармливать птиц в зимний период»; чтение художественной литературы; разучивание стихов и толкование загадок по теме проекта; проведение словесных дидактических игр, речедвигательных игр, пальчиковых и зрительных упражнений; проведение подвижных игр; оформление мини – музея в группе по теме: «Птицы - наши друзья» (поделки, рисунки).

Технологии:

  • Игровая технология
  • Личностно-ориентированная технология
  • Здоровьесберегающая технология
  • Социоигровая технология
  • Культурно – воспитывающая
  • Технология интерактивного обучения
  • ИКТ

Материалы и оборудование:

  • Оформление музыкального зала в соответствии с темой: «Осень», «Городские птицы».
  • Материалы для игр (силуэты птиц, шапки-маски, макеты птиц, кормушка, птичий корм, блюдца, материал для зрительной гимнастики, синичкино перо, перья с загадками, клей, салфетки, степлеры, ножницы, карандаши, прищепки, макеты деревьев).
  • Электронное оборудование (проектор, компьютер, экран).
  • Презентация к досугу в Power Pointe: «Синичкин день».
  • Аудиозапись: «Осенняя музыка», «Голоса птиц».

Ход сценария:

Организационный момент.

Звучит осенняя музыка. Дети и взрослые входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

I – часть: Совместная игровая деятельность.

Введение в тему.

Ведущий(воспитатель): Рады видеть мы гостей,

                                            Знакомых взрослых и детей!

                                            Добрый день, дорогие друзья,

                                            Поиграть нам вместе пришла пора.

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда.

Стихи об осени:  

                                      *Все деревья облетели,    

                                                 Зеленеют только ели,

                                        Стали голыми леса.

                                                  Днём и ночью дождик льёт,

                                        Грязь и лужи у ворот.

                               (В. Мирович)

                                               *Поздняя осень.                  

                                                 Грачи улетели,

                                              Лес обнажился,

                                              Поля опустели.

                           (Н. Некрасов)

                                              Опустел скворечник -            

                                                Улетели птицы,
                                               Листьям на деревьях    
                                               Тоже не сидится.


                                               Целый день сегодня                                                      
                                               Всё летят, летят…
                                               Видно, тоже в Африку
                                               Улететь хотят.

                                                                      (Токмакова И.П.)          

Воспитатель: Осенью многие птицы улетают в теплые края. А чей же слышен голос за окном?

Д/ игра: «Узнай голос».

Звучит аудиозапись пения синички. Дети угадывают, называют птичку.

Сюрпризный момент: Влетает синичка:

– Тень-тень-тень, добрый день!!!

Здравствуйте, здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие!!!!

Ведущий: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это? (ответы детей).

Синица (воспитатель):

                  Я – маленькая птичка, птичка-невеличка,

                  Желтогрудая синичка.

                  Распеваю целый день:

               - Тень-тень-тень! Тень-тень-тень!

Ведущий: Как синичка подает голос, что она делает? (Синица тенькает).

Познавательная разминка. Беседа – викторина (для детей и родителей): «Синичка – знакомая нам птичка».

Синичка: Что ещё Вы знаете про меня?

Учитель-логопед: Мы сейчас спросим у наших гостей и ребят, что они знают о синице.

Но прежде напомним всем, что в мире существует 65 видов синиц, в России встречается только 11видов.

  • Подскажите, ребята, каких синиц мы чаще всего встречаем в скверах, во дворах и парках нашего города?

Дети: Большая синица, лазоревка, гаичка, московка.

Учитель-логопед: Молодцы!

  • Давайте попросим наших гостей рассказать, как может передвигаться синица.

Родители отвечают. (Синица летает, порхает, легко прыгает, ловко лазает по ветвям деревьев, может кувыркаться, висеть вниз головой). При затруднении гостям помогают дети и педагоги.

Учитель-логопед: Правильно. Синица- прекрасная гимнастка, очень ловкая и шустрая.

  • Ребята, скажите, пожалуйста, что больше пугает синиц: мороз, холод или голод?

Дети: Синицы боятся голода больше, чем холода.

Стихотворение: Андрей Н.

                                   Весёлая синица
                            Морозов не боится.
                            Даже в минус двадцать пять
                            Любит песни распевать! (М. Бирюкова)

Учитель-логопед: Правильно. С наступлением холодов синичке очень трудно отыскивать себе еду, пропитание. А от морозов, сильного ветра синицу защищает её пушистое оперение.

Учитель-логопед: Сейчас Рома расскажет, что он знает о нашей маленькой весёлой гостье:

Рома К.:

             Вот синица – эта птица

             Не летит в чужие страны,

             Ей и дома веселиться,

             Не мешает ветер странный. (И. Дементьева)

Учитель-логопед: Правильно, синичка не улетает в теплые края.

  • Уважаемые взрослые, напомните всем, почему синицы не улетают от нас.

Родители отвечают. (Синица делает запасы на зиму, а своим клювом может доставать личинки насекомых из-под коры даже зимой и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)

Учитель-логопед: Правильно. Синица – это трудолюбивая и умная птица. Это ей помогает зимой.

  • Ребята, подскажите, какую же пользу приносит эта маленькая желтогрудая птичка?

Дети: Синица уничтожает вредных насекомых, их личинки.

Учитель-логопед: Правильно. Синица – полезная птица. Она уничтожает вредных насекомых, личинки, больших гусениц в течение всего года.

Вот видишь, синица, как мы много знаем о тебе.

Словесное упражнение: «Пёрышко скорей возьми, какая синица, слова подбери».

Учитель-логопед: Сейчас, синичка, наши ребята скажут о тебе хорошие слова.

«Пёрышко скорей возьми, какая синица, слова подбери»

Педагог передает перышко одному из детей. Ребенок подбирает слово-признак, например, синица маленькая, затем возвращает перышко логопеду. Игра повторяется.

(Речевой материал: Синица- маленькая, осторожная, любопытная, смелая, веселая, трудолюбивая, быстрая, шустрая, ловкая, желтогрудая, звонкоголосая, полезная, насекомоядная птица)

Речь с движением: «Шустрая синица».

Синица: Я - веселая синица, мне на месте не сидится.

                Вместе со мной покружитесь, в синичек превратитесь.

«Скачет шустрая синица

Ей на месте не сидится

Прыг- скок, прыг-скок

Завертелась, как волчок,

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дороги на плетень,

Тень-тень,

Тень, тень, тень»

                Вместе со мной покружитесь, в ребятишек превратитесь.

Синица: Я мимо пролетала, друзей своих искала. Помогите мне их отыскать.

Ведущий: Посмотрите, птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала. Пёрышки мы подберём и задания прочтём. (Перышки: воробьиное, воронье и т.д.)

Игра - беседа «Перышки».

Перья с загадками:

1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

    Словно кошки не боится – собирает крошки,

    А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

    Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)

3. Какую птицу называют пернатым почтальоном? (Голубь)

4. Какие птицы останутся в городе зимой? (ответы)

5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

    Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош сегодня день!». (Синица.)

Синичка: 

Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны,

Да еще и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра ни крошки!

Червячков и мошек нет.

А без них - какой обед!

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит? (Дети отвечают)

 Ведущий: Как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, изготавливать кормушки) 

Ксюша: Кормушку сделаю для птиц.

                Для воробьев и для синиц.

                Пакет возьму от молока.

                И дырки сделаю в боках.

                Насыплю крошек и крупы.

                Чтоб пировали воробьи.

                Чтоб птички в гости прилетали.

                И никогда не голодали.

Пальчиковое упражнение: «Кормушка» (речь с движением)

Учитель-логопед: Ребята, давайте расскажем, какие птицы прилетели к нашей кормушке.

    Сколько птиц к кормушке нашей       (Дети вместе с педагогом изображают «птицу»:

Прилетело? Мы расскажем.            перекрещенные ладошки, большие пальцы   соединены,

                                                                             «машут крыльями»)

2 синицы, воробей,      («Пальчики здороваются» с большим одновременно на обеих руках)                            

5 красивых голубей.

Вот ворона прилетела, на кормушку нашу села.        (Изображают «птицу»)

Учитель-логопед: Кто вспомнит, сколько синиц прилетело? Воробьев? Голубей? Ворон?

Дети отвечают: Две синицы. Пять голубей и т.д.

Учитель-логопед: Уважаемые гости, подскажите нам, а сколько всего птиц прилетело?

Родители: Прилетело девять птиц.

 Синичка: Но надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми» 

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Перед вами – модели, обозначающие птиц.  Выберите блюдце с кормом и положите рядом с этой птицей.

Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками?  

Какая птица любит сало?

Какие птицы зимой всеядные? (Выбрать модели).

Чем нельзя кормить птиц? (соленым салом, пшеном, черным хлебом)

Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается!

Я – птичка – синичка, а как любая птичка – невеличка, я очень люблю играть в прятки, а вы поиграете со мной и моими друзьями?

Игра на внимание: «Какой птички не стало?» (дети и родители)

5 игроков в шапках- масках с изображением птиц. Предложить остальным детям закрыть глаза. Один ребёнок в маске прячется. Дети должны отгадать, какой птички не стало?  (повторить 2-3 раза)

Учитель-дефектолог: Ребята, вы молодцы! Птичка-синичка, а ты знаешь, какие птицы будут с тобой зимовать в городе?

Синичка: Я знаю своих друзей. А ребята знают?

Учитель-дефектолог: 

Сейчас ребята по очереди, подойдут к столу, найдут силуэт птицы, которая останется с тобой в городе зимовать, назовут ее тебе и прикрепят на фланелеграф.

Дидактическое упражнение: «Подбери силуэт».

Ведущий: Какие вы все молодцы, со всеми заданиями справились.

- А сейчас я задам вопрос и нашим гостям, и ребятам: Как называется праздник, который отмечают 12 ноября? («Синичкин день»)

- Правильно!

Воспитатель: С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба – то будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Синичка: Вот пришла пора прощаться, но мне одной очень грустно.

Ведущий: Не отчаивайся, синичка, мы тебе поможем, мы все вместе смастерим для тебя подружек-синичек. А для этого давайте пройдём в группу.

II – часть: Совместная практическая работа.

Учитель-дефектолог: Перед изготовлением птичек давайте выполним зрительную гимнастику вместе с родителями, чтобы глаза наши отдохнули.

Зрительная гимнастика: «Птички летели».

«Летели птички,

Собой невелички, (движение глаз по кругу)

Как они летели, все люди глядели, (движения глаз вправо, влево)

Как они садились все люди, дивились» (движение глаз вверх, вниз)

Ведущий: Перед началом работы давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами.

Подойдите к столу и выберите силуэт птички. Возьмите 2 салфетки желтого цвета; сверните ее в 4 раза, родители степлером в центре соединят салфетки, вырежете круг. Вырезанный круг раскройте и   приклейте с одной стороны птички. Повторите тоже самое, с другой стороны. Нарисуйте синички глазки.

Какие красивые птички у вас получились.

Дети прикрепляют (сажают) синичек на дерево с помощью прищепок.

Ведущий: «До свидания!», скажем птичке, нашей маленькой синичке.

Синичка: Я к Вам зимой прилечу и к себе в гости приглашу. (Улетает)

Организация окончания.

Ведущий: Ребята, Вам понравилась встреча с синичкой?

Что больше всего Вам понравилось? (ответы детей)

Вы молодцы, славно сегодня потрудились, вместе с родителями Вы помогли синице, смастерили для неё подружек.

Ведущий:

Очень грустно расставаться, но пришла пора прощаться.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи в процессе совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

 Обучение в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: в игровой и художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлени...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему "Автомобиль Малыш на улицах города"

Мы живем в большом городе, который таит в себе много интересного и опасного. Необходимо научить ребенка ориентироваться в условиях города, познакомить его с правилами безопасного поведения на дороге. ...

"Применение ИКТ в совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как средство ознакомления с окружающей действительностью"

Дети с нарушением зрения не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. но чтоб эта картина ...

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи. «В зимнем парке»

Цель: Закрепить представления детей о зиме и городских зимующих птицах в рамках совместной игровой деятельности. Форма проведения: Задачи:Образовательные:Способствовать формированию представ...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Книжка-малышка:"Осенние чудеса".Совместная познавательно-творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

1).Коррекционная педагогика.Книжка-малышка:"Осенние чудеса".Совместная познавательно-творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.2).Фото-иллюстрации со...

Конспект совместной игровой деятельности «Магазин» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект совместной игровой деятельности «Магазин» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста ...