Конспект поисково-познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Что мы знаем про бумагу»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Копылова Ирина Хатыбовна

                                                                           

 Цель: продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги, помогать детям проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты

.Речевые: развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poiskovo-poznavat.deyat-st._bumaga.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект поисково-познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему

«Что мы знаем про бумагу»

                                                                           

 Цель: продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги, помогать детям проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

Речевые: развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Демонстрационный материал:

Карточки с заданиями, бумага, картон, ножницы, вода, масло растительное, полоски бумаги, камни, деревянные дощечки, карандаши.

Раздаточные материал:

Бумага, картон, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка.

Методические приемы:

Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.

 

Ход занятия

1 часть. Организационная.

1 задание.  Работа с загадкой.

Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

- Правильно, это бумага.

Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего?-  (Ответы детей)

Попробуйте нарисовать линии на камне, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге.

Раньше люди использовали все эти материалы, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве, В наше время бумагу делают машины из разных пород деревьев древесины.

- А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? (дети называют: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки тетради и т.д.) Я предлагаю вам взять по одному предмету, который сделан из бумаги и встать в круг.

2. ЗаданиеДидактическая игра «Бывает – не бывает»

- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга              Бумажный стул
Бумажный кораблик      Бумажное полотенце
Бумажная обувь             Бумажное пальто
Бумажная газета         Бумажная тетрадь

(альбом, салфетка, деньги)

2 часть. Поисково  - практическая.

Воспитатель: Как называется профессия человека,  разносившего письма, посылки, бандероли?   (Ответы детей)

Что необходимо знать почтальону, когда он разносит почту?

Ребята, назовите  адрес нашего детского сада (Дети называют: страну- Россия, ул. Парковая, Литера 18, детский сад "Теремок", группа  «Фиксики»)

Воспитатель: Ребята, будьте добры, подскажите мне:

-Какое сегодня число? ()

-А какое было вчера? ()

-А какое число будет завтра? ()

- А какой сейчас месяц? ()

- А какой месяц был перед …? ()

- А какой месяц будет после …? (май)

- Какой сегодня день недели? (…)

Достает коробку,  где лежат карточки с заданиями и бумага для эксперимента.

Воспитатель: Ребята, эти задания помогут нам многое узнать о бумаге и сделать выводы о свойстве бумаги.

Карточка №1 «Бумага мнется».

Опыт №1 «Бумага мнется»

Воспитатель: Возьмите по одному листу бумаги разной  плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

Вывод:бумага мнется, чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. (Полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради)

Карточка №2  «Рванная бумага».

 Опыт №2 «Бумага рвется»

Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? 

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага,  (дети договаривают) тем легче она рвётся.

Карточка №3  «Ножницы»

Опыт 3 «Бумага режется»

Воспитатель:Как думаете, что означает следующая карточка?  (ответы детей)

Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод?

Вывод:  картон толще, чем бумага.  Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Карточка №4 «Капля воды»

Опыт 4  «Бумага намокает»

Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится вода.

Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. (Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный).

Карточка №5  «Растительное масло».

Опыт №5 «Бумага впитывает масло»

Воспитатель: Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?  (Дети: бумага впитывает масло).

Вывод: масло пропитывает бумагу.

Карточка №6  «Физминутка»

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на  щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком  утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги,

Для журнала, книги, и тетради.

Карточка №7 «Нота»

Опыт №7  «Бумага издает звук»

Воспитатель: Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.

Карточка №8 «Ветер»

Опыт №8  «Бумага летает» 

Воспитатель:Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать? (Носиком вдыхаем воздух, выдыхаем, губки сложив трубочкой)

Понаблюдаем за их движением.

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

Вывод: полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Карточка №9   «Спички»

Опыт №9 «Бумага горит»

Воспитатель: Как вы думаете , что означают спички? Опасно, нельзя делать самим.

Что произойдёт, если бумагу поднести к огню?  (ответы детей)

 Правильно, бумага загорится. А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму.

Вывод: надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

3 часть. Творческая

Карточка №10 «Самолетик»

Опыт №10 «Самолет бумажный»

Воспитатель: Предлагаю сделать бумажный самолет. Какую бумагу лучше взять для работы? Почему? (Ответы детей)

4 часть. Рефлексия

Воспитатель:Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? 

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется.

3. Бумага можно резать.

4. Бумага намокает.

5. Бумага впитывает масло.

6. При смятии бумага издает звук.

7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

8. Летает.

9. Бумага горит.

10. Из бумаги можно делать поделки.

Воспитатель: Предлагаю на прогулке запустить наши самолетики.