План-конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Калинникова Татьяна Владимировна

Цель: систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах.

Задачи: закреплять представление о зиме и её приметах, активизировать и расширять словарь по теме «Зима», «Зимние забавы», развивать языковое чутье путём образования родственных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 57» городского округа Самара

План-конспект

непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме  «Зима. Зимние забавы»

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                   Калинникова Т.В.

Самара, 2019г.

Цель: систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепление представление о зиме и её приметах
- активизация и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы»
- развитие языкового чутья путём образования родственных слов
- образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)


Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие зрительного и слухового внимания и памяти, мышления
- развивать координацию речи и движения
- развивать речевое дыхание
- развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности
- развитие диалогической речи


Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

С интеграцией областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Чтение художественной литературы»


Оборудование: снежки для метания, снежинки с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав зимой, изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, заготовки для коллажа.

Предварительная работа:

Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по  данным темам. Чтение художественной литературы.

Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Слайд №1)
Ребята, посмотрите, к нам сегодня в группу пришло какое-то странное письмо…

Потрогайте письмо рукой, какое оно холодное.

(Дети прикасаются рукой к письму)

Воспитатель. Как вы думаете, откуда могло к нам прийти такое холодное письмо?

Дети. С улицы, с мороза, с севера (другие варианты ответов детей).

Воспитатель. Давайте письмо откроем и прочитаем.

(открывает письмо и читает)

«Здравствуйте ребята! Я очень рад, что сейчас зима и теперь мы с вами можем дружить каждый день.
Отгадайте загадку и узнайте кто я.
Меня не растили,
из снега слепили
Вместо носа ловко
вставили морковку.
Глаза – угольки,
Губы – сучки,
Холодный, большой,
Кто я такой?
Дети СНЕГОВИК (Слайд №2)

Воспитатель. А почему мы его так называем?

Дети. Потому что его лепят из снега.

Воспитатель. А каким образом это делают?

Дети. Скатывают из снега комки, ставят один на другой, а потом украшают.

Воспитатель. Скажите, а комки, из которых составляют снеговика, одинаковые по величине или разные?

Дети. Комки разные: внизу самый большой, на него ставят поменьше, а сверху, где голова – самый маленький.

Воспитатель. У меня есть вот такие круги. Давайте все вместе попробуем сложить из них снеговика.

Воспитатель раздаёт детям детали, и дети выкладывают из них снеговика.

Воспитатель. Вот здорово, уже немного похож, но чего-то не хватает.…Какие же ещё детали можно добавить?

Дети. Руки, нос, глаза, ведро на голову, (воспитатель предлагает недостающие детали, дети моделируют снеговика.)

Воспитатель. Какой замечательный Снеговик у нас получился.

Наш Снеговик очень любит игры и забавы. И несколько он прислал нам.

2. «Доскажи словечко» Образование родственных слов.
- Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег», доскажите словечко:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.) (Слайд №3)

С неба все скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.) (Слайд №4)

На посёлки, на лужок
Опускается. (Снежок.) (Слайд №5)

Вот веселье для ребят —
Все сильнее. (Снегопад.) (Слайд №6)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.) (Слайд №7)

Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.) (Слайд №8)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка - (Снегурка.) (Слайд №9)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.) (Слайд №10)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.) (Слайд №11)

Посмотрите сколько родственных слов есть у слова СНЕГ

 А теперь половим с вами снежинки и полепим снежки.

3.«Снежная» физкультминутка
Мы ладошки выставляем,
Ловить снежинки начинаем!
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
А снежинок много-много!
И растут везде сугробы.
Снег в ладошки наберём
И лепить снежки начнём!
Лепим, лепим, лепим ком
И бросаем вверх потом!
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе!

Развитие звуко-слогового анализа слов и чтение слов
4. Игра «Снежки» - Посмотрите на доску. На ней большие снежинки. Каждый из вас будет бросать «снежки» в мишень. Если попадёте, я переверну снежинку и на ней будет картинка. Вы по первым звукам (в названиях картинок) должны отгадать слова.
Сорока, ножницы, енот, гусь, орехи, волк, индюк, коньки – СНЕГОВИК.
Медведь, орехи, ремень, орехи, зебра - МОРОЗ.

Сорока, автобус, ножницы, коньки, индюк – САНКИ.

5. «Собери слово». 
- Посмотрите, сколько снежинок у нас есть, разложите свои снежинки в нужном порядке. Какие слова у вас получились?
(горка, санки, зима, каток, лыжи, узор).

6. «Большой и маленький». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных.
- Посмотрите, два снеговика, один большой, а другой маленький, я буду говорить про большого снеговика, что у него есть, а вы – про маленького:
У большого снеговика красный нос. – У маленького снеговика красненький носик.
Чёрные глаза
Лохматая метла
Зелёное ведро
Длинный шарф.
У нас еще есть зимние слова, давайте их тоже назовем ласково.
зима –зимушка

снег -снежок

санки –

ѐлка , снеговик ,горка

Загадки  (Слайд №12)
7. Мы все очень любим зиму, она приносит много игр и развлечений. Я загадаю загадки о зимних развлечениях  у вас на столах картинки с ответами, слушаем  внимательно и нужные ответы приклеиваем на наш коллаж:
Дождались зимы друзья:
По реке бегут, скользя.
Лёд срезают, как ножу,
Выполняя виражи. (Коньки)

Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе…
Кто помог мне в этом… (Лыжи.)

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы. (Санки)

Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки)

Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Дети приклеивают картинки с отгадками на подготовленную основу для коллажа.

Молодцы ребята!

Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Что у каждого из вас получилось лучше всего? (Дети  передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают)

Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Меня не растили, из снега слепили Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза – угольки, Губы – сучки, Холодный, большой, Кто я такой?

Слайд 3

Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю… (Снег)

Слайд 4

С неба все скользят пушинки — Серебристые… (Снежинки.)

Слайд 5

На посёлки, на лужок Опускается… (Снежок)

Слайд 6

Вот веселье для ребят — Все сильнее… (Снегопад)

Слайд 7

Все бегут вперегонки, Все хотят играть в… (Снежки)

Слайд 8

Словно в белый пуховик Нарядился… (Снеговик)

Слайд 9

Рядом снежная фигурка — Эта девочка - (Снегурка)

Слайд 10

На снегу-то, посмотри — С красной грудкой… (Снегири)

Слайд 11

Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил… (Снег)

Слайд 12

Загадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Зима»

Материал поможет уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхан...

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»

Интеграция образовательных областей:·         Социально - коммуникативное развитие.·         Познавательное развитие.·...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...