Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Молодых Татьяна Леонидовна

Материал поможет уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Зима»

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать качественные прилагательные, существительные с  уменьшительно- ласкательными  суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

Организационный момент

Воспитатель:

- Сядет тот, кто отгадает мои загадки

Странная звездочка                       Что за нелепый человек

С неба упала                                   Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку                              Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала.                             Боится солнца и тепла.

 (снежинка)                                               (снеговик)

Художник-невидимка                     Прозрачен, как стекло,

По городу идет:                              Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит,                                                         (лед)

Всех ущипнет за нос.

 (мороз)

Наступили холода,                         Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода,                    И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый                 Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым.                На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь –                                       (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

 (зимой)

Беседа о времени года

Воспитатель:

- Как вы думаете, какое сейчас время года?

- Как вы догадались?

- Какой день зимой?

- Какая ночь?

- Что можно сказать о снеге?

- Какой бывает лед?

- Перечислите  зимние  месяцы.

Упражнение «Снежинки»

Воспитатель:

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они? (раздает каждому ребенку снежинку на ниточке).

- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

(Следит чтобы дети выполняли правильно).

 «Что бывает зимой?»

Воспитатель:

- Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

- Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

- Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.(Просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их).

Дидактическая игра «Подбери слова»

Воспитатель:

- зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Игра «Назови ласково»  с мячом

Воспитатель:

- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок                 Сосулька — сосулечка

Мороз- морозец            Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка — горочка

Лёд- ледок                    Холод- холодок

Зима- зимушка             Санки- саночки

Составление предложений о зиме по картине

Воспитатель: (помещает на наборное полотно картину).

- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

- Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

- Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети. ( Помогает детям,  если они затрудняются говорить полными предложениями).

- Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

Упражнение «Что изменилось?»

Воспитатель: (помещает на доску предметные картинки с изображением зимы).

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,            Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.             Идут по столу указательным и средним пальчиком.

Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,          Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                  Ладошки кладут на стол одной и другой стороной. 

Все в снегу домой пришли.                 Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                «Едят ложкой» суп.

Упражнение «Где это бывает?»

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

- Где лежит снежинка?

 - Где висит сосулька?

 - Где замерз лед?

 - Где катаются дети?

 - Где слепили снеговика?

 - Где стоят санки?

Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

- Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? - (холодная, снежная, морозная, …).

 Снег какой? - (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

 День какой? - (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? - (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? - (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? - (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…). 

б) О чем можно сказать:

Морозный что? - ( день, вечер, ветер…) .

Холодная что? -  (погода, зима, ночь, сосулька…).

Снежное что? -  (дерево, облако, озеро…).

Ледяные что? - (дороги, сосульки, горки…).

Итог:

- Вспомните, о чём мы говорили?

- Что мы делали?

- Что понравилось?

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме «Осень. Лес. Деревья «Волшебное дерево» (аппликация)

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме «Осень. Лес. Деревья «Волшебное дерево» (аппликация)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме "Осень".

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Осень. Деревья осенью»Цель: Закрепление представлений об осени и ее приметах.Задачи:Коррекционно – образов...

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Дом и его части»

Цели: Познакомить детей с названиями частей дома, формировать представления о доме и его частях, о материалах, из которых строятся дома. Обогатить и активизировать словарь детей по данной теме. У...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Цель: систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах.Задачи: закреплять представление о зиме и её приметах, активизировать и расширять словарь по теме «Зима&raqu...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме "Домашние животные"

Цель. Развитие речи.Коррекционно-образовательные задачи. Совершенствование диалоги­ческой речи. Обучение детей ответам на вопросы по картинке. Обогащение активного словаря детей наречиями, обознач...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме "Дикие животные. Сказка "Колобок""

Конспект логопедического занятия по лексической теме Дикие животные.Сказка "Колобок"...