Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме "Осень".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Никонорова Вероника Салимовна

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Осень. Деревья осенью»

Цель: Закрепление представлений об осени и ее приметах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: уточнение, расширение и активиза­ция словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опа­дать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно - развивающие: развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно - воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: корзинка с разноцветными бумажными листьями, сюжетные картинки по теме «Осень», предметные картинки для игры «Четвертый лишний», картинно-графические схемы.

Предварительная работа: прогулка в парк, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.derevya_osenyu.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

по лексической теме «Осень. Деревья осенью»

Цель: Закрепление представлений об осени и ее приметах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опадать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно - развивающие: развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно - воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: корзинка с разноцветными бумажными листьями, сюжетные картинки по теме «Осень», предметные картинки для игры «Четвертый лишний», картинно-графические схемы.

Предварительная работа: прогулка в парк, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры.

Ход занятия

Педагог

Дети

  1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет, присаживаются.

- Здравствуйте, дети. Попробуйте закончить предложение!

  • Моросит мелкий ... дождь.
  • Часто дует холодный ... ветер.
  • Листья на деревьях стали ... (желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми).
  • С деревьев падают ... листья.

- А теперь попробуйте отгадать загадку.

Дождь поливает,

Листья желтеют и опадают.

Когда это бывает?

- Правильно, ребята, сегодня мы поговорим об осени.

  1. Беседа об осени с рассматриванием картинок.

На наборное полотно помещается несколько сюжетных картинок. На первой картинке дети собирают разноцветные листья в осеннем парке. На второй люди собирают яблоки в осеннем саду. На третьей картинке — клин перелетных птиц в небе. На четвертой - мальчики собирают в осеннем лесу лисички.

- Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал на них художник?

- Правильно. Теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой картинке. Что ты видишь на первой картинке.

-  Какие листья собирают дети?

- Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках. А какие еще приметы осени вы помните?

- Молодцы! Вы вспомнили приметы осени.

  1. Упражнение «Осенние листочки».

(Развитие длительного плавного выдоха).

- Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Важно следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

  1. Упражнение «Послушай и найди».

- Давайте рассмотрим (картинно-графические) схемы признаков осени, послушаем и найдем к ним картинки:

  • Солнце греет слабо, становится все холоднее.
  • Часто моросит холодный дождь.
  • На дорогах лужи, грязь, слякоть.
  • На деревьях желтеют, краснеют и опадают листья.4evr04m3dm1mvga97
  • Дует холодный ветер.
  • Люди убирают урожай.
  • Перелетные птицы улетают в теплые края. Обвести указкой все картинки, спросить:
  • Какое это время года?

  1. Координация речи с движением.

- А теперь мы превратимся в листики.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер дует тише, тише,

Деревце растет все выше, выше.

Ветер сильный набежал

И все листики сорвал.

  1. Упражнение «Четвертый лишний».

На фланелеграф помещаются картинки: зонт, резиновые сапоги, спасательный круг, плащ-дождевик.

- Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет отношения к осени.

- Почему?

- Верно. А все остальные предметы нужны осенью.

Аналогично проводится работа еще с двумя-тремя комплектами картинок.

  1. Игра «Раскрась».

Работа с раздаточным материалом.

- Ребята, посмотрите на картинки-загадки с изображением листьев.

 Какие листья вы видит на картинке?

- Посчитайте, сколько их.

Послушайте внимательно задание: девочки раскрашивают маленькие кленовые листочки, мальчики – большие

  1. Окончание занятия.

-О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Давайте вспомним и назовем все осенние признаки, о которых мы сегодня говорили.

- Дождь

- Ветер

- Желтыми, красными, оранжевыми

- Листья

- Осенью.

- На картинках нарисована осень.

- Дети собирают листья.

- Дети собирают разноцветные листья.

- Осенью часто идут холодные дожди. Исчезают насекомые. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются в более теплую одежду.

Дети выполняют упражнение по инструкции логопеда.

Дети находят соответствующие картинки.

- Осень.

Дети энергично обмахивают руками лицо.

Поднимают руки вверх, наклоны в стороны.

Медленно обмахивают руками лицо.

Поднимают руки вверх, тянутся на носочках.

Поднимают руки вверх, энергичные наклоны в стороны.

Наклоняются, бросив расслабленные руки вниз.

- Лишний спасательный круг.

- Он нужен летом, на пляже.

- Кленовые.

-Шесть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Зима»

Материал поможет уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхан...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме «Осень. Лес. Деревья «Волшебное дерево» (аппликация)

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме «Осень. Лес. Деревья «Волшебное дерево» (аппликация)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». Лексическая тема: «Мебель»

Актуализация словаря по лексической теме «Мебель» посредством дидактических игр и упражнений и развитие грамматического строя речи и с использованием ИКТ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме "Домашние животные"

Цель. Развитие речи.Коррекционно-образовательные задачи. Совершенствование диалоги­ческой речи. Обучение детей ответам на вопросы по картинке. Обогащение активного словаря детей наречиями, обознач...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме "Дикие животные. Сказка "Колобок""

Конспект логопедического занятия по лексической теме Дикие животные.Сказка "Колобок"...