Методы и приемы обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сташкевич Л.В.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по серии сюжетных  картин: рассказ-описание и рассказ-повествование.

А.А. Алексеева отмечает, что обучение составлению рассказа-описания по последовательной сюжетной серии картин начинается в средней группе. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии (не более  трех), связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец (21, с. 320).

В старшем дошкольном возрасте дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам, составление рассказов повествовательного характера (21, с. 323).

В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы обучения: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания. (ОК 2)

Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии:

  • на доске (экране, мольберте) выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
  • вся серия картинок находится на доске (экране, мольберте), первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета;
  • дети размещают в нужной последовательности не правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа) (32, с. 46).

А.А. Алексеева считает, что методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец и другие (21, с. 324).

В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

В этой группе проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы: словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры).

Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании (21, с. 325).

С. Лелюх, Т. Сидорчук разработана методика обучения дошкольников работе с серией картинок. Авторы считают, что обучение дошкольников работе с серией картинок следует начинать с 3-летнего возраста. Вначале детям предлагаются 2 картинки, а к 4 годам — 3—4. Картинки должны отражать реальный опыт детей — хорошо знакомые действия взрослых по отношению к ним самим (умывание, кормление, укладывание спать и т.д.).

В возрасте с 4 до 5 лет работа происходит с 4—6 картинками, которые отражают типичные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес).

События и действия, которые дети наблюдают как бы со стороны и в их собственном опыте пока не присутствующие (оказание помощи каким-либо ребенком какому-либо зверю или птице, спасение кого-либо кем-либо в лесу или на воде и т.д.), вводятся постепенно, начиная с двух картинок, а потом, со временем, дополняются до четырех.

В этом же возрасте можно использовать серию картинок, связанных со сказочными ситуациями: например, ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей.

В возрасте 5—7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6—8 «кадров», связанных с разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других, сказочными ситуациями, не подтвержденными известными детям текстами. Желательно, чтобы воспитатель самостоятельно разрабатывал серии таких картинок. При этом истинная последовательность картинок не должна быть заранее известна детям (22, с. 5).

При подборе серий картинок воспитатель должен сначала четко ответить себе на все вопросы и сам выполнить все задания. Не рекомендуется использовать серии картинок, в которых так или иначе нарушается логическая цепочка (25, с. 7).

Предлагаемая авторами система занятий призвана развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни. Для этого, как отмечают исследователи, нужна достаточно четко построенная методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок, которая должна носить характер технологии.  

Выделяют следующие этапы работы воспитателя:

  1. Предварительная работа, в которой рассматриваются последовательность действий, наблюдаемая или проживаемая ребенком в реальной жизни, и последовательность событий в знакомых литературных произведениях.
  2. Пошаговая система игровых упражнений по обучению детей работе с серией картинок. Представленная методика носит обобщенный характер. Задача воспитателя — адаптировать каждый шаг к конкретному возрасту детей, с которыми он работает. При этом последовательность шагов не должна быть нарушена.
  3. Проверочные задания, при выполнении которых дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок (22, с. 3).

На первом этапе  проводится предварительная работа: с реальными ситуациями и с литературными произведениями. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий.  Например, дети намыливают руки в ванной комнате. Воспитатель спрашивает: Что вы делали до этого? Что вы будете делать после того, когда намылите руки?
Зачем мы все это делали? Цель таких бесед — научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий и их результат.

В качестве подготовки может служить работа по анализу при­чинно-следственных связей в литературных произведениях. Работа с литературными произведениями проводится с целью упражнять детей в выстраивании причинно-следственных связей текста и сформировать умение определять цель героя по его изображаемому действию. После чтения какого-либо литературного произведения воспитатель на глазах у детей производит «раскадровку» текста. Обсуждение последовательности действий идет  по картинках, раскрывающим содержание текста и с помощью вопросов: Кто изображен на этой картинке? Что он делает? Какая цель этого действия?

Картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений, рекомендуется использовать только на первом, подготовительном этапе (22, с. 5).

Обучение детей работе с серией картинок можно организовы­вать и в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссеры фильма». Названия игр разные, но цель одна: уста­новление логической цепочки в действиях, изображенных на кар­тинках.

Авторы методики отмечают, что нецелесообразно говорить ребенку, например, такие фразы: «Сейчас ты должен разложить картинки в нужной последовательности», «Мы вместе разложим картинки правильно». Установлено, что такие фразы мало стимулируют интерес детей к данному виду деятельности. (25, с.  6).

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществля­ется в определенной последовательности и в достаточно быстром темпе. Игровые задания проводятся динамично. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображе­ние. Взрослый переходит к следующему этапу только в том случае, если ребенок освоил предыдущие задания  (25, с. 8). В процессе работы важно не допускать переутомления дошкольников, проводить физкультурные паузы и минутки. (ОК 10)

На втором этапе детям предлагается  система игровых упражнений для обучения детей работе с серией картинок. Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им: освоить логические операции воссозда­ния последовательности событий по отдельным кадрам; составить речевой текст как сопровождение к серии картинок; осознать после­довательность этапов работы.

Цель используемых  игр:  научить ребенка раскладыванию серии картинок слева направо в одну линию; развивать умение видеть серию картинок в целом; находить основных героев и общие объекты на всех картинках; научить ребенка находить, перечислять и обобщать места, в которых происходит действие на картинках.  (ОК 7)

Организация работы на втором этапе должна осуществляться с учетом уровня развития детей определенного возраста и носить на первых порах индивидуальный или подгрупповой характер. (ОК 3) Группы составляются с учетом уровня развития детей. Чем выше уровень детей, тем больше их может быть в группе (22, с. 7).

На третьем этапе дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок. С этой целью детям предлагают игровые упражнения: «Играем в учителя», «Помощники», «Загадочные истории в подарок друзьям» и другие.

Сегодня информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей в сфере обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картинок. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео повышает интерес детей, позволяет предъявить различный наглядный материал (картинки, репродукции картин, схемы, модели для составления рассказов и др.). (ОК 5)

Кроме того, в условиях вариативности образования воспитателю необходимо обладать критичным мышлением для выбора оптимальных технологий реализации программного содержания по развитию связной речи дошкольников, ориентироваться в постоянно изменяющемся потоке научной информации, уметь организовывать психологически обоснованный образовательный процесс, осознавать и преодолевать встречающиеся трудности в реализации подходов вариативных программ по речевому развитию дошкольников, успешно взаимодействовать с коллегами и родителями дошкольников. (ОК 6)

Таким образом, в  результате работы с серией картинок ребенок должен на­учиться: раскладывать отдельно взятые картинки (кадры) в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета; составлять связный краткий рассказ сюжета; осознавать и озвучивать правила составления серии карти­нок (т.е. ребенок должен научить кого-то раскладывать кар­тинки в правильной последовательности). Педагог должен стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по серии сюжетных  картин: рассказ-описание и рассказ-повествование.

А.А. Алексеева отмечает, что обучение составлению рассказа-описания по последовательной сюжетной серии картин начинается в средней группе. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии (не более  трех), связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец (21, с. 320).

В старшем дошкольном возрасте дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам, составление рассказов повествовательного характера (21, с. 323).

В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы обучения: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания. (ОК 2)

Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии:

  • на доске (экране, мольберте) выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
  • вся серия картинок находится на доске (экране, мольберте), первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета;
  • дети размещают в нужной последовательности не правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа) (32, с. 46).

А.А. Алексеева считает, что методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец и другие (21, с. 324).

В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

В этой группе проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы: словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры).

Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании (21, с. 325).

С. Лелюх, Т. Сидорчук разработана методика обучения дошкольников работе с серией картинок. Авторы считают, что обучение дошкольников работе с серией картинок следует начинать с 3-летнего возраста. Вначале детям предлагаются 2 картинки, а к 4 годам — 3—4. Картинки должны отражать реальный опыт детей — хорошо знакомые действия взрослых по отношению к ним самим (умывание, кормление, укладывание спать и т.д.).

В возрасте с 4 до 5 лет работа происходит с 4—6 картинками, которые отражают типичные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес).

События и действия, которые дети наблюдают как бы со стороны и в их собственном опыте пока не присутствующие (оказание помощи каким-либо ребенком какому-либо зверю или птице, спасение кого-либо кем-либо в лесу или на воде и т.д.), вводятся постепенно, начиная с двух картинок, а потом, со временем, дополняются до четырех.

В этом же возрасте можно использовать серию картинок, связанных со сказочными ситуациями: например, ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей.

В возрасте 5—7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6—8 «кадров», связанных с разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других, сказочными ситуациями, не подтвержденными известными детям текстами. Желательно, чтобы воспитатель самостоятельно разрабатывал серии таких картинок. При этом истинная последовательность картинок не должна быть заранее известна детям (22, с. 5).

При подборе серий картинок воспитатель должен сначала четко ответить себе на все вопросы и сам выполнить все задания. Не рекомендуется использовать серии картинок, в которых так или иначе нарушается логическая цепочка (25, с. 7).

Предлагаемая авторами система занятий призвана развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни. Для этого, как отмечают исследователи, нужна достаточно четко построенная методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок, которая должна носить характер технологии.  

Выделяют следующие этапы работы воспитателя:

  1. Предварительная работа, в которой рассматриваются последовательность действий, наблюдаемая или проживаемая ребенком в реальной жизни, и последовательность событий в знакомых литературных произведениях.
  2. Пошаговая система игровых упражнений по обучению детей работе с серией картинок. Представленная методика носит обобщенный характер. Задача воспитателя — адаптировать каждый шаг к конкретному возрасту детей, с которыми он работает. При этом последовательность шагов не должна быть нарушена.
  3. Проверочные задания, при выполнении которых дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок (22, с. 3).

На первом этапе  проводится предварительная работа: с реальными ситуациями и с литературными произведениями. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий.  Например, дети намыливают руки в ванной комнате. Воспитатель спрашивает: Что вы делали до этого? Что вы будете делать после того, когда намылите руки?
Зачем мы все это делали? Цель таких бесед — научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий и их результат.

В качестве подготовки может служить работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях. Работа с литературными произведениями проводится с целью упражнять детей в выстраивании причинно-следственных связей текста и сформировать умение определять цель героя по его изображаемому действию. После чтения какого-либо литературного произведения воспитатель на глазах у детей производит «раскадровку» текста. Обсуждение последовательности действий идет  по картинках, раскрывающим содержание текста и с помощью вопросов: Кто изображен на этой картинке? Что он делает? Какая цель этого действия?

Картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений, рекомендуется использовать только на первом, подготовительном этапе (22, с. 5).

Обучение детей работе с серией картинок можно организовывать и в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссеры фильма». Названия игр разные, но цель одна: установление логической цепочки в действиях, изображенных на картинках.

Авторы методики отмечают, что нецелесообразно говорить ребенку, например, такие фразы: «Сейчас ты должен разложить картинки в нужной последовательности», «Мы вместе разложим картинки правильно». Установлено, что такие фразы мало стимулируют интерес детей к данному виду деятельности. (25, с.  6).

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности и в достаточно быстром темпе. Игровые задания проводятся динамично. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение. Взрослый переходит к следующему этапу только в том случае, если ребенок освоил предыдущие задания  (25, с. 8). В процессе работы важно не допускать переутомления дошкольников, проводить физкультурные паузы и минутки. (ОК 10)

На втором этапе детям предлагается  система игровых упражнений для обучения детей работе с серией картинок. Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им: освоить логические операции воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам; составить речевой текст как сопровождение к серии картинок; осознать последовательность этапов работы.

Цель используемых  игр:  научить ребенка раскладыванию серии картинок слева направо в одну линию; развивать умение видеть серию картинок в целом; находить основных героев и общие объекты на всех картинках; научить ребенка находить, перечислять и обобщать места, в которых происходит действие на картинках.  (ОК 7)

Организация работы на втором этапе должна осуществляться с учетом уровня развития детей определенного возраста и носить на первых порах индивидуальный или подгрупповой характер. (ОК 3) Группы составляются с учетом уровня развития детей. Чем выше уровень детей, тем больше их может быть в группе (22, с. 7).

На третьем этапе дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок. С этой целью детям предлагают игровые упражнения: «Играем в учителя», «Помощники», «Загадочные истории в подарок друзьям» и другие.

Сегодня информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей в сфере обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картинок. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео повышает интерес детей, позволяет предъявить различный наглядный материал (картинки, репродукции картин, схемы, модели для составления рассказов и др.). (ОК 5)

Кроме того, в условиях вариативности образования воспитателю необходимо обладать критичным мышлением для выбора оптимальных технологий реализации программного содержания по развитию связной речи дошкольников, ориентироваться в постоянно изменяющемся потоке научной информации, уметь организовывать психологически обоснованный образовательный процесс, осознавать и преодолевать встречающиеся трудности в реализации подходов вариативных программ по речевому развитию дошкольников, успешно взаимодействовать с коллегами и родителями дошкольников. (ОК 6)

Таким образом, в  результате работы с серией картинок ребенок должен научиться: раскладывать отдельно взятые картинки (кадры) в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета; составлять связный краткий рассказ сюжета; осознавать и озвучивать правила составления серии картинок (т.е. ребенок должен научить кого-то раскладывать картинки в правильной последовательности). Педагог должен стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

Консультация для педагогов "Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры детей старшего дошкольного возраст"

Игра, представляющая собой особую субкультуру детства, передается от старшихдетей к младшим в процессе совместной игровой деятельности. В последниедесятилетия детские игры стали непродолжительными, их...

Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста

Игра, представляющая собой особую субкультуру детства, передается от старшихдетей к младшим в процессе совместной игровой деятельности. В последниедесятилетия детские игры стали непродолжительными, их...

План по самообразованию «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способно...

Методы и приемы сказкотерапии для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

материал для воспитателей, который поможет организовать деятельность детей, направленную на развитие умения общаться...

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок.

Закреплять умение детей составлять самостоятельно,  целенаправленно, последовательно рассказ по серии сюжетных картинок,  с последовательно развивающимся сюжетом, соблюдая структуру (начало,...

Коррекционно-развивающая программа для обучения рассказу по сюжетным картинкам детей старшего дошкольного с ФФНР

Коррекционно-развивающая программа для обучения рассказу по сюжетным картинкам детей старшего дошкольного  с ФФНРЦелью коррекционно-развивающей программы является развитие у детей старшего дошкол...