Акватерапия
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Карпова Татьяна Александровна

нетрадиционные методики развития речи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metodiki_razvitiya_rechi_akvaterapiya.docx95.81 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методики развития речи на логопедических занятиях.

Акватерапия, или гидротерапия один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Гидротерапия применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.

Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:

  • Стабилизация эмоционального фона.

  • Снятие психоэмоционального и физического напряжения.

  • Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

  • Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

  • Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.

  • Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.

На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр: игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн); игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.); игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

В ход игр используем психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста и поэтому данную методику хорошо использовать при адаптации детей к детскому саду.

Ранее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта, поэтому для стабилизации эмоционального состояния малышей в адаптационный период используем теплые ванночки для рук как игровой и релаксационный метод.

Игры можно брать следующие: «Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть; « Вылови игрушку» - ситечком выловить из воды; «Плавает – тонет» - определение плавучести предметов; «Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки; «Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек; «Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого; «Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная; «Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают. Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.

Метод гидротерапии можно проводить как утреннее время, так и в вечернее время, использовать как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.

Картотека игр:

1. Игра «Найди заданный звук в слове»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист..

2. Игра «Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика  дисграфии)

Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.

3. Игра «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)

Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?

4. Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики)

Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: собери в воде бусы.

5. Игра «Выложи букву»

Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые        фартуки.

Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.

6. Игра «Выложи слово»

Оборудование: ёмкость с водой, буквы        пластмассовые.

Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.

7. Игра «Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

8. Игра«Расширяем словарный запас»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

9. Игра «Рыбка» (ориентировка в пространстве)

Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве), непромокаемые        фартуки.

Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево.

10. Игра «Жемчужины»

Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин.

Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

11.Игра        «Рыбацкие        сети» (математика, счет)

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.

12. Игра «Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина)

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко), непромокаемые фартуки.

Ход игры: поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?

 13. Игра «Пальчиковые игры»

Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.

Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.

14.        Игра        «Ракушки» (существительное с числительным)

Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.

 15.        Игра        «Губка»        (развиваем тактильные ощущения)

Оборудование: ёмкость с водой, губка,    непромокаемые     фартуки.

Ход игры: достань и выжми губку

 16. Игра «Непроливайки». Переливание воды из емкости в емкость даст ребенку жизненный навык, чтобы впоследствии он смог налить себе воды, не разлив ее по столу и не облив ею себя.

Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки.

Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

17. Игра «Кораблик» (развиваем речевое дыхание).

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки.

Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

 18. Игра  «Моем посуду» .

Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная        посуда, губка, непромокаемы фартуки.

Ход игры: наши куклы уже поели, а сейчас мы помоем за ними посуду.

  19. Игра «Дед Мазай и зайцы».

Оборудование: ёмкость с водой, картина Дед Мазай и зайцы, пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки.

Ход игры: помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья?

Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика «проплыть» все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие.

20.«Разноцветные камушки»

Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камушек нужного цвета.

Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же камней нужного цвета.

22. «Зашифруй слово».

Цель: Формирование фонематического анализа.

Ход игры: На дне аквариума (любой и   с водой)   камушки   трех цветов: го,   синего,    зеленого.    Логопед показывает картинку (называет слово) и помогает сделать звуковой анализ на дне ума из цветных камней.

23.«Рыбка».

Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «рыбка» (дельфин, краб) и звуковая дорожка. Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне аквариума

24. «Буря» 

Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю» на воде.

25.«Морская прогулка»

Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

26. «Спрячь ручки».

Прятать руки в воду, услышав заданный звук.

27.«Два моря».

Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в « море С» и «море Ш»).

28.«Шторм».

На        поверхности        воды        плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по «морям».

29.«Камешки».

Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово. Формирование слоговой структуры слова.

34.«Самомассаж рук массажными  шариками».

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление звукопроизношения в словах, предложениях.

Оборудование: ёмкость с водой, массажные мячики, непромокаемые фартуки

Ход        игры:        ребёнок проговаривает слова, скороговорки, чистоговорки на закрепляемый звук и массирует ладошки массажными мячиками.

35.«Два озера».

Цель: закрепление умения дифференцировать        смешиваемые звуки.

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на заданные звуки.

Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другой – со звуком [Ш].

36.«Водолаз».

Цель: закрепление умения дифференцировать        смешиваемые звуки. Оборудование ёмкость с водой или со льдом.

Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

37.«Придумай слово».

Цель: формирование слоговой       структуры слова.

Оборудование ёмкость с водой или со льдом.

Ход игры:        Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.

30.«Исправь ошибку».

Взрослый бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.

31.«Кораблик».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи.

В этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории: предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,

наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

32.«Подбери слово».

Ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце - пластмассовое).

38.«Исправь ошибку».

Цель: формировать простые формы слогового анализа.

Оборудование: ёмкость с водой, камешки Марблс.

Ход игры: Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.

39.«Что случилось?»

Цель: развивать связную речь, уметь устанавливать        причинно-следственную связь

Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.

Ход игры: в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения

(«Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

40. «Расскажи сказку».

Цель: развивать связную речь.

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки персонажей знакомых сказок.

Ход игры: используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.

41.«Придумай историю».

Цель: развивать связную речь.

Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.

Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.

42.«Весёлый язычок».

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Оборудование: ёмкость с водой, или со льдом

Ход игры: педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные движения одновременно выполняя движения рук в воде или в ёмкости со льдом.

Артикуляционные упражнения:

*«Лошадка» - Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде.

*«Индюки» - Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком

«бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде.

*«Качели» - Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.

*«Часики» - Языком ритмично двигать вправо-влево, ладошками по дну бассейна в такт движениям языка в том же направлении по воде.

*«Накажи        непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п- п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде.

43.«Прошагай по ракушкам».

Цель: автоматизация звуков в слове; деление слов на слоги.

Оборудование: ёмкость с водой, ракушки.

Ход игры: предлагаем ребёнку шагать по ракушкам и при этом проговаривать        чистоговорку, скороговорки; делим слова на слоги; придумать слова на заданный звук.

44. «Кокофония».

Цель: развитие голосоподачи.

Оборудование: ёмкость с водой.

Ход игры: пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде.

45.«Найди        на ощупь», «Найди и пересчитай».

   Цель:        развитие        тактильных ощущений, пересчёт предметов.

Оборудование: ёмкость с водой или со льдом.

Ход игры: предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку

46.«Сколько слогов?

Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.

Ход игры: На дне емкости с водой        ракушки        (камешки, «жемчужины»).

Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать       столько       же       ракушек (камешков, «жемчужин»)

47.«Вылови букву»

Цель: закрепление зрительного образа буквы

Ход игры: В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.

> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.

>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.

>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.

48.«Угадай букву».

Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)

49.«Составь букву, слово, слог».

Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.

На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные        палочки.        Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по акватерапии для детей старшего дошкольног возраста "Морские волны"

Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по плаванию для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения....

Конспект занятия по акватерапии для детей старшего дошкольног возраста "Планета мыльных пузырей"

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и инструктора по плаванию для детей старшего дошкольного, имеющих нарушение зрения....

Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".

В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией.  Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....

Акватерапия для дошкольников

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, с применением воды. Игра с водой- это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Приемы акватер...

Конспект занятия в первой младшей группе с использованием акватерапии « В гости к рыбке».

Задачи  1. Добиться снижения психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации.2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.3.Развивать речь детей, актив...

Акватерапия как средство адаптации к детскому саду

В образовательной области существует немало проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, где всякая практическая работа, направленная на укреплени...

Статья Занятие "Узоры в воде" с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

занятие с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи или имеющими ОНР...