Стать «Формирование грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет. Методика обследования и направления работы»
статья по развитию речи (старшая группа)

«Формирование грамматического оформления высказывания у детей   5-6 лет.  Методика обследования и направления работы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 16 комбинированного вида                               Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья

«Формирование грамматического оформления высказывания у детей   5-6 лет.  Методика обследования и направления работы»

Выполнила:  

Воспитатель Беляевой О.С.

СПб

2021

Нарушения грамматического оформления высказывания – ведущий дефект в структуре речевого нарушения у детей с общим недоразвитием речи. С каждым годом процент детей с нарушениями речи увеличивается, поэтому вопросы формирования и развития грамматического оформления высказывания у детей с общим недоразвитием речи являются теоретически и практически значимыми.

Изучением грамматического строя речи и вариантами нарушения грамматического оформления высказывания детей занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. В работе А. Н. Гвоздева [3] описывается этапы усвоения детьми грамматики родного (русского) языка. А. Н. Корнев [9] раскрывает клинико-психологические характеристики различных форм недоразвития речи у детей, в том числе и недоразвития грамматического оформления высказывания. Он подробно описывает симптомы нарушения грамматического (морфологического) оформления высказывания, характеризует различные типы аграмматизмов.

 В работах Е. Ф. Архиповой [2], О. С. Гербовой [4], Л. Н. Ефименковой [5], Н. С. Жуковой [7], Л. В. Лопатиной [6], Т. А. Ткаченко [10], Т. Б. Филичевой [12], [13], [14], А. В. Ястребовой [5], подробно описывается работа по формирванию грамматического оформления высказывания у детей дошкольного возраста.

Однако, несмотря на большое количество теоретических и практических исследований в данном направлении проблема разработки вопроса о формировании грамматического оформления высказывания у детей дошкольного возраста остается актуальной и в настоящее время.  

Цель исследования: обследование грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Подобрать диагностический материал для проведения обследования грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет.
  2. Определить критерии оценок по выявлению нарушений грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет.
  3. Проанализировать полученные результаты обследования грамматического оформления высказывания 5-6 лет.

В практическом исследовании приняли участие 10 детей старшей группы детского сада с нарушениями речи, которые образовали исследовательскую группу. Средний возраст детей составил 5-6 лет. Проанализировав медицинскую и педагогическую документацию на детей исследовательской группы, мы выяснили, что все дети имеют третий уровень общего недоразвития речи. У всех детей исследовательской группы сохранен интеллект.

В ходе исследования, направленного на изучение состояния грамматического оформления высказывания 5-6 лет с общим недоразвитием речи были использованы различные методы исследования: словесный метод (беседа с ребёнком), наглядные методы (использование картинного материала), практические методы (выполнение ребёнком заданий).

Для выявления нарушений грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет нами была использована методика, составленная из диагностических заданий следующих авторов: Т. П. Горюновой, В. С. Минашиной, Н. И. Серебровой [11], Т. А. Фотековой [15]. Иллюстративный материал для обследования грамматического строя речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи был взят из альбома О. Б. Иншаковой [8] и интернет источников.

Для исследования сформированности грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет были использованы две серии диагностических заданий.

Задания первой серии диагностической методики направлены на обследование сформированности грамматических форм и категорий на уровне слов и словосочетаний. Задания второй серии нацелены на обследование грамматического оформления высказывания на уровне предложений.

Первая серия диагностической методики – обследование сформированности грамматических форм и категорий на уровне слов и словосочетаний

Задание 1. Обследование употребления существительных множественного числа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Процедура и инструкция: Взрослый предлагают ребенку рассмотреть и назвать картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Диагностический материал: парные картинки с изображением одного предмета и нескольких таких же предметов.

Речевой материал:

1. Стол. 2. Стул. 3. Окно. 4.Звезда. 5. Ухо. 6. Карандаш. 7. Медведь. 8. Гусенок.

Задание 2. Исследование употребления существительных множественного числа в родительном падеже у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Процедура и инструкция: Взрослый показывает картинки с изображением предмета и предлагает ее рассмотреть. Затем взрослый закрывает картинку и просит ребенка сказать, чего не стало.

Диагностический материал: предметные картинки.

Речевой материал: 1. Рук; 2. Глаз; 3. Ушей; 4. Копыт; 5. Стульев; 6. Карандашей; 7. Гусят; 8. Окон

Задание 3 Обследование употребления падежей имен существительных.

Процедура и инструкция: Взрослый предъявляет ребенку картинки и задает по ним вопросы: «Что лежит рядом с ручкой», «Чем мальчик ест кашу?», «Что девочка протягивает мальчику?», «О чем мечтает девочка?».

Диагностический материал: картинки.

Задание 4. Исследование умения использовать предложно-падежные конструкции.

Процедура и инструкция: Взрослый совершает действия с игрушечным мишкой (садит игрушку на стол, прячет в коробку и так далее) и просит ребенка «Посмотри внимательно на то, что я буду делать. Ответь на вопросы».

Диагностический материал: игрушечный мишка, коробка.

Речевой материал: 1. Где стоит мишка? (На столе); 2. Где лежит мишка? (В коробке); 3. Откуда я достала мишку (Из коробки); 4. Куда я поставила коробку? (Под стол); 5. Откуда я достала коробку (Из-под стола); 6. Куда я посадила мишку (На пол); 7. Откуда я взяла мишку (С пола); 8. Где сидит мишка (За коробкой); 9. Откуда выглядывает мишка (Из-за шкафа).

Задание 5. Исследование согласования прилагательных и существительных в роде у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Процедура и инструкция: Взрослый показывает парные картинки предметов одного цвета. Парные картинки обозначают имена существительные разного рода. Затем взрослый просит ребенка, угадать о ком он будет говорить. «Будем отгадывать хитрые загадки. Послушай, и скажи, о ком я сейчас говорю».

Диагностический материал: парные предметные картинки.

Речевой материал: 1. Белая, пушистая – это кошка или котенок? 2. Красное, спелое – это яблоко или помидор? 3. Серый, голодный – это волк или мышка? 4. Полосатый большой – тигр или зебра?

Задание 6. Обследование согласования числительных «два» и «пять с существительными.

Процедура и инструкция: Взрослый предъявляет картинки с изображением двух и пяти яблок и говорит «На картинке два яблока. На картинке пять яблок». Затем взрослый показывает ребенку парные картинки с изображением двух и пяти одинаковых предметов и просит ребенка назвать, что изображено на картинках.

Задание 7. Диагностика умения образовывать сравнительную степень прилагательных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Процедура и инструкция: Взрослый приводит пример образования сравнительной степени имени прилагательного. Далее он называет прилагательное и просит ребенку изменить это слово по предложенному примеру. «Послушай и измени слова по моему примеру. Осенью холодно, а зимой еще холоднее».

Речевой материал: 1. Этот цветок красивый, а этот еще... 2. Этот человек хороший, а тот еще... 3. Этот мальчик умный, а тот еще... 4. Это дерево высокое, а то еще...

Задание 8. Обследование категории времени глаголов.

Процедура и инструкция: Взрослый показывает ребенку сюжетные картинки и предлагает ответит на вопросы: Что делает мальчик / девочка? Что делал/а мальчик / девочка? Что будет делает мальчик / девочка?. «Посмотри на картинку и ответ на вопросы».

Речевой материал: 1. Девочка поливает / будет поливать / полила цветок. 2. Девочка моет / будет мыть / вымыла посуду. 3. Мальчик читает / будет читать / прочитал книгу. 4. Мальчик поливает / будет поливать / полил цветок.

Максимальное количество баллов за первую серию заданий диагностической методики – 24 балл.

Вторая серия диагностической методики – обследование грамматического оформления высказывания на уровне предложения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Задание 1. Обследование понимания синтаксических конструкций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Процедура и инструкция: Взрослый говорит ребенку предложение и задает по этому предложению вопрос. «Послушай предложения и ответь на вопросы».

Речевой материал: 1. Катя старше Иры на два года. Кто младше: Катя или Ира? 2. Петю провожал дедушка. Кто уезжал? 3. После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или почитал газету? 4. Крыша кирпичного дома выше крыши деревянного. Крыша какого дома ниже: кирпичного или деревянного? 5. Маша села смотреть телевизор после того, как помогла маме помыть посуду. Что Маша сделала раньше: посмотрела телевизор или помогла маме?

Задание 2 – найди пропущенное слово. Оценка уровня владения ребенком простых и составных предлогов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Процедура и инструкция к заданию: Взрослый говорит ребенку предложение с пропущенным предлогом. Далее просит ребенка найти и назвать пропущенное слово. «Сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить в предложение».

Речевой материал: 1. Лена наливает чай…чашки; 2. Почки распустились…деревьях; 3. Лодка плывет…озеру; 4. Чайка летит…водой; 5. Птенец выпал…гнезда. 6. Деревья шумят…ветра. 7. Последние листья падают…березы; 8. Щенок спрятался…крыльцом; 9. Пес сидит…конуры.

Задание 3 Обследование умения слышать и выделять грамматические ошибки в предложениях детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Процедура и инструкция: Взрослый называет грамматически неправильное предложение и предлагает ребенку найти и исправить ошибку. «Послушай предложения и если ты услышишь, что я сказала неправильно, то поправ меня».

Речевой материал: 1. Я люблю мама; 2. Мальчик рисовает красками; 3. Петя ест спелые яблоко; 4. Малыши построили много домов из песков; 5. У кошки родились котенки; 6. Пушистая кот лежал на подоконнике.

Задание 4. Обследование умения составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

Процедура и инструкция: Взрослый называет ребенку слова, стоящие в начально форме и просит ребенка составит из них предложение. «Послушай слова и из них составь красивые и правильные предложения».

Речевой материал:1. Мальчик, открывать, дверь; 2. Девочка, читать, книжка; 3. Доктор, лечить, детей; 4. Рисовать, карандаш, девочка; 5. В сад, расти, вишня.

Задание 5. Обследование характера сложноподчиненных предложений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Процедура и инструкция: Взрослый просит ребенка закончить сложноподчиненное предложение. «Послушай и закончи предложение».

Речевой материал: 1. Я не пошел гулять потому, что … 2. Мальчик остановился потому, что… 3. Я буду смотреть телевизор, когда… 4. Я буду кататься на велосипеде, если…

Максимальное количество баллов за вторую серию заданий диагностической методики – 15 баллов.

Шкала оценки по первой серии диагностической методики:

3 балла – задание выполнено правильно.

2 балла – задание выполнено с одной, двумя ошибками

1 балл – задание с тремя и более ошибками или выполнено только после помощи взрослого

0 баллов – задание выполнено неправильно. Отказ от выполнения задания.

Максимальное количество баллов за всю диагностическую методику – 36 баллов.

Для качественной оценки уровня развития грамматического оформления высказывания, предлагается использовать следующие критерии оценки:

30 – 39 баллов – высокий уровень сформированности грамматического оформления высказывания. Ребенок выполняет задания диагностической методики в соответствии с инструкцией. Дает четкий правильный, самостоятельный ответ. У ребенка сформированы все грамматические формы. Ребенок владеет всеми грамматическими категориями (категории падежа, числа, рода), совершает единичные ошибки при словоизменении. Ребенок правильно использует в речи сложные, составные предлоги (из-под, из-за). Ребенок легко составляет грамматически правильные предложения из слов, данных в начальной форме, легко может закончить сложноподчиненное предложение.

20 – 29 баллов – средний уровень. Ребенок не точно и не до конца понимает инструкцию к заданию. Требуется повторение задания, выполнение задания требует помощи в виде наводящих вопросов взрослого, при ответе ребенок допускает 1-2 ошибки. У ребенка 5-6 лет с общим недоразвитием речи наблюдаются пробелы в понимании предложений сложной синтаксической конструкции. Наблюдаются искажения и смешения грамматических форм слов. Ребенок может составить предложения из слов, данных в начальной форме. Однако он совершает ошибки при построении предложения и при согласовании слов в предложении. Ребенок совершает ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций.

10 – 19 баллов – низкий уровень. Ребенок не точно понимает инструкцию к заданию. Часто требуется повторение задания. При выполнении задания ребенку требуется помощь взрослого в виде наводящих вопросов. При выполнении задание ребенок допускает более 3 ошибок. Часто наблюдаются искажения и замены грамматических форм слов. Ребенок испытывает трудности при составлении предложения из слов, данных в начальной форме.

0 – 9 баллов – крайне низкий уровень. Ребенок не может выполнить задание в соответствии с предъявленной инструкцией, выполнение заданий носит хаотичный характер. У ребенка наблюдаются пробелы в понимании синтаксических и грамматических конструкций.  Ребенок совершает множество ошибок при попытках словоизменения. Не все грамматические категории присутствуют в речи. Наблюдаются частые искажения и смешения грамматических форм слов. Ребенок не может, составит предложения из слов, данных в начальной форме, и испытывает значительные трудности при попытке закончить сложноподчиненное предложение.

Таким образом, для диагностики сформированности грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет использовалась методика, включающая задания из диагностических методик следующих авторов: Т. П. Горюновой, В. С. Минашиной, Н. И. Серебровой [11], Т. А. Фотековой [15]. Анализ результатов проведенного исследования позволил нам выделить основные направления работы по формированию грамматического оформления высказывания.

Формирование грамматического оформления высказывания, навыков словоизменения у детей 5-6 лет должно осуществляется с учетом онтогенетического развития речи. В ходе логопедической работы необходима постепенное усложнение, заданий и упражнений, речевого материала. Так сначала должна проводится работа по формированию форм словоизменения сначала на уровне слов и словосочетаний, затем предложений, а затем – закрепление грамматической формы в связной речи. Также при определении последовательности логопедической работы над каждой грамматической формой необходимо учитывать следующих факторы:

  • продуктивность формы;
  • ударная флексия или безударная;
  • характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное);
  • наличие или отсутствие изменений в основе слова при словоизменении (чередования, беглые гласные).

Сначала ведется работа по формированию грамматических форм с продуктивными флексиями под ударением, без изменений в звукослоговом составе основы слова при словоизменении

С учетом вышеперечисленных факторов можно выделилть три этапа работы по формированию грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет.

I этап – подготовительный. На данном этапе проводится работа по формированию у детей 5-6 лет наиболее продуктивных, простых по семантике форм словоизменения (на уровне слов).

II этап – основной.  В содержание работы по формированию грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет на втором этапе работы включены дидактические игры и упражнения на формирование не продуктивных форм словоизменения, задания на формирования формообразовательных умений на уровне словосочетаний и предложений.

III этап – заключительный. На данном этапе внимание уделяется закреплению умений, полученных на логопедических занятиях по формированию грамматического оформления высказывания у детей. Закрепление грамматических форм словоизменения в связной речи.

Содержание первого этапа по формированию грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

На данном этапе ведется работа над следующими направлениями:

  • Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Закрепление грамматической категории числа имен существительных. Закрепление формы множественного числа проводится в следующей последовательности.

1.  Формы множественного числа с окончанием -ы (стол-столы).

2.  Формы множественного числа с окончанием -и (книга-книги).

3.  Формы множественного числа с окончанием -а (дом-дома).

4.  Формы множественного числа с окончанием -я (стул-стулья).

  • Отработка беспредложных конструкции единственного числа имен существительных. С учетом последовательности появления косвенных падежей существительных в онтогенезе рекомендуется осуществлять работу над формированием беспредложных конструкций у детей 5-6 лет в следующем порядке:
  1. Винительный падеж.
  2. Родительный падеж.
  3. Дательный падеж.
  4. Творительный падеж.
  • Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

Содержание второго этапа логопедической работы по формированию грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет включает в себя следующие направления:

  • Формирование предложно-падежных конструкций единственного числа имен существительных.
  • Формирование предложно-падежных конструкций множественного числа имен существительных.
  • Закрепление беспредложных форм множественного числа.
  • Дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени.
  1. дифференциация в единственном числе;
  2. дифференциация во множественном числе;
  3. дифференциация 1,2,3-го лица единственного и множественного числа.
  • Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
  • Согласование прилагательного и существительного в роде, числе и падеже.

Формирование словоизменения прилагательных у детей осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного. Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потребность в обозначении словом выделенного свойства. При формировании системы словоизменения прилагательных учитывается последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных. Рекомендуется следующая последовательность в логопедической работе по формированию словоизменения прилагательных. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа:

  1. Формы мужского рода:
  • С ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховое);
  • С безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.).
  1. Формы женского рода:
  • С ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая);
  • С безударным окончанием (добрая, высокая, веселая, холодная).
  1. Формы среднего рода:
  • С ударным окончанием (большое, смешное, меховое, голубое);
  • С безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое).

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа:

  1. В беспредложных конструкциях,
  2. В предложных конструкциях.
  • Закрепление словоизменительных моделей в словосочетаниях и предложениях.

При формировании формообразования в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний: а) глагольные, б) субстантивные, в) адъективные, г) наречные, д) местоименные, е) словосочетания с числительными. Особое внимание при работе над закреплением грамматических форм и категорий в словосочетаниях с детьми 5-6 лет уделяется глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что у дошкольников в структуре предложения выпадает преимущественно глагол. Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:

  • предикат + объект, выраженный прямым дополнением (раскрашивает рисунок);
  • предикат + объект, выраженный косвенным дополнением существительного без предлога (забивает молотком);
  • предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (гуляет в парке, выступает в театре).

Наиболее доступными для детей являются следующие именные словосочетания:

  • словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного (красная машина);
  • словосочетания двух существительных: со значением принадлежности (хвост лисы), со значением совместности (чашка с блюдцем).

В процессе работы по закреплению форм словоизменения в предложениях также учитывается семантическая сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность работы над предложением:

1. Нераспространенные предложения: субъект – предикат (Девочка рисует. Дерево высокое).

2. Распространенные предложения из 3-4 слов:

  • субъект – предикат – объект: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение (девочка рисует дом);
  • субъект предикат – объект – объект: подлежащее, сказуемое прямое дополнение и косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом);
  • субъект – предикат – локатив: подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (Дети играют в саду);
  • субъект – предикат – объект – локатив: подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство места (Девочка рвет цветы в саду);
  • субъект – предикат – объект – атрибутив: подлежащее – сказуемое – дополнение – определение (Бабушка подарила внучке красивую куклу).

3.  Предложения с однородными членами.

4.  Сложносочиненные предложения.

5.  Сложноподчиненные предложения.

Содержание третьего этапа логопедической работы по формированию грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет включает в себя следующие направления:

  • закрепление умений, полученных на логопедических занятиях по формированию грамматического оформления высказывания;
  • закрепление грамматических форм и категорий в связной речи.

В процессе закрепления форм словоизменения в связной речи последовательность логопедической работы определяется сложностью семантической структуры текста, видом текстов. Известны три основных вида текста: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

В работе с детьми 5-6 лет, используется преимущественно текст-повествование и текст-описание. Более простым для этих детей является текст-повествование, в котором представлена динамика событий. В работе над каждым видом текста на начальном этапе широко используется наглядность.

Таким образом, работа по формированию грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет должна осуществляется на фронтальных и индивидуальных занятиях. При определении последовательности работы над грамматическими средствами языка необходимо учитывать последовательность их появления в онтогенезе. Работу по развитию грамматического оформления высказывания необходимо строит по принципу постепенного усложнения заданий и речевого материала. Грамматические формы словоизменения необходимо закреплять сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, затем в связно речи. Специфика работы по формированию грамматического оформления высказывания заключается в объединении системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка (формировать умения синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать приобретенные знания с учетом существенных и несущественных признаков).

Таблица А. Фрагмент календарно-тематического планирования логопедических занятий в старшей группе детского сада

Март

Сроки

Номер занятия

Темы логопедических занятий

Содержание логопедических занятий

Грамматика

Связная речь

I

неделя

1

«Мамин праздник»

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Согласование числительных с существительными (Д/и «Собери маме букет»).

Составление предложений с союзом А. Составление рассказа из личного опыта «Как поздравим маму».

2

«Мамин праздник»

II

неделя

1

«Ранняя весна»

Согласование прилагательных с существительными. Образование существ, с уменьшительно-ласкательным значением

Составление рассказа по серии сюжетных картин

2

«Весна. Первые весенние цветы»

Согласование прилагательных с существительными. Отработка падежных окончаний существ, единственного числа.

Развивать умение выделять неточности в картинке.  Составление рассказа по серии сюжетных картин.

3

« Домашние птицы»

Отработка падежных окончаний существ, единственного числа. Образование относительных и притяжательных прилагательных.

Преобразование деформированного предложения

IV

неделя

1

«Мой город»

Отработка падежных окончаний существ, единственного числа. Образование относительных и притяжательных прилагательных.  Согласование прилагательных с существительными.

Работа над предложно-падежными конструкциями.

Составление предложений по картинке. Работа над сложноподчиненными предложениями с союзом «чтобы».

2

«Мой город»

3

«Транспорт»

Отработка падежных окончаний существ, множественного числа.

Составление предложений по опорным словам


Продолжение таблицы А

Апрель

I

неделя

1

«Сад и огород»

Работа над грамматическими категориями глаголов.

Составление описательного рассказа по сюжетной картинке.

«Сад и огород»

Отработка падежных окончаний существ, множественного числа.

Составление рассказа по серии сюжетных картин

«Сад и огород. Фрукты»

Образование относительных и притяжательных прилагательных.  Согласование прилагательных с существительными

Составление описательного рассказа по опорной схеме.

II

неделя

«День космонавтики»

Отработка предложно-падежных конструкций.

Составление предложений по схеме

«День космонавтики»

Согласование прилагательных с существительными

Работа над деформированным предложением


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Адмони, В. Г. Грамматический строй как система построения и обобщая теория грамматики / В. Г. Адмони. – М.: Русский язык, 2010. – 654 с.
  2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова – М.: Астрель, 2006. – 319с.
  3. Гвоздев, A. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздева. – М.: Просвещение, 1961. – 146 с.
  4.  Гербoва, O. Е. Развитие речи 4 -6 лет: учеб. пособие / О. Е. Гербова. – М.: Просвещение, 2003. – 165 с.
  5.   Горюнова, Т. П. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития / Т. П. Горюнова, В. С. Минашина, Н. И. Сереброва. – М: Просвещение, 1985 – 315 с.
  6.   Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи / Л. Н. Ефименкова – М.: Просвещение, 1995. – 112с.
  7. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б Филичева. – М.: Владос, 1990. – 354 с.
  8. Иншакова, О. Б. Альбом логопеда /О. Б. Иншакова. – М.: Владос, 2008. – 279 с.
  9.   Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380с.
  10. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2011. – 191с.
  11. Ткаченко, Т. A. Формирование лексико-грамматических представлений / Т. А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2003. – 156 с.
  12.  Филичева, Т. Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева // Специальное образование. – 2012. – №1. – 44 с.
  13.  Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – М.: Арти, 1999. – 209 с.
  14.   Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. – Екатеринбург, 1996. – 234 с.
  15.  Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. –М.: Айрис-пресс, 2007 – 176 с.
  16.  Ястребoва А. В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи / А. В. Ястребова, O. И. Лазаренко. – М.: Просвещение, 2001. – 154 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

Статья: «Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлены задачи, методы и приемы формирования грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Примерное перспективное планирование работы по формированию грамматических категорий речи у детей 5-7 лет в группах комбинированной направленности.

Перспективное планирование разработано в соответствии с тематическими неделями.Включает в себя разнообразные игры и упражнения  по формированию грамматического строя речи детей.Игры проводятся в ...

Коррекционная работа по повышению речевой активности через усвоение обобщенного способа формирования связного речевого высказывания у детей с ОНР.

Представлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы с ОНР по развитию связной речи ....

Статья «Формирование грамматического оформления высказывания у детей 5-6 лет. Методика обследования и направления работы»

laquo;Формирование грамматического оформления высказывания у детей   5-6 лет.  Методика обследования и направления работы»...

Логопедическая работа по формированию фонетически оформленного высказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией

В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение....