Главные вкладки

    Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)
    консультация на тему

    Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

    Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

                  Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционное и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет.

                Вне зависимости от формы речи (монолог, диалог) основное условие ее коммуникативности – связность. «Для овладения детьми важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний»   -  отмечает известный исследователь В.П. Глухов.

                    В 5 – 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический синтаксический строй родного языка (А.Х. Гвоздев, Г.А.Фомичева, О.С. Ушакова и др).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_opyta_zvyaznaya_rech.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                МАДОУ д/с комбинированного вида «Сказка» г. Баймак

    Использование приема моделирования

    в работе по формированию  навыков связного высказывания

    у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    (из опыта работы)

                                           Учитель-дефектолог:

                                                                       Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

                Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

                  Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционное и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет.

            Вне зависимости от формы речи (монолог, диалог) основное условие ее коммуникативности – связность. «Для овладения детьми важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний»   -  отмечает известный исследователь В.П. Глухов.

                    В 5 – 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический синтаксический строй родного языка (А.Х. Гвоздев, Г.А.Фомичева, О.С. Ушакова и др).

                  Однако, овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности к употреблению высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением  регулирующей, планирующей функции речи  отмечают в своих трудах Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Х. Маркова.   Глухов В.П. отмечает, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. К этому хотелось бы добавить, что не менее важным условием также является сформированность навыка построения связного высказывания.

                   Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющие общее недоразвитие речи, имеющие нарушения в психо-речевом развитии.

    В нашем детском саду в группе компенсирующей направленности 17 детей в возрасте от 3-х до семи лети, имеющие различные нарушения в развитии: ЗПР, ДЦП, с нарушениями зрения и слуха, сложными речевыми нарушениями. Основную массу составляют  дети с ограниченными возможностями здоровья. У них недостаточно сформированы моторика, все психические процессы: внимание, память, мышление; также присутствуют эмоционально-личностные нарушения. У всех детей по результатам обследования выявлено общее недоразвитие речи.

                   У детей с ОНР отмечаются трудности программирования высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний   (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

                   При обучении детей рассказыванию перед логопедом  стоят следующие задачи:

    - Развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

    - Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

    - Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

    - Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных процессов).

                По мнению А.В. Текучева «под связной речью в широком смысле этого слова следует понимать любую единицу речи, т.е. каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».

                Исходя из этого, свою работу по развитию связной речи я начинаю  с обучения построения предложения. В дальнейшем постепенно усложняя задания, работа  по формированию связного высказывания с использованием приема моделирования делится на два основных этапа:

    1. Работа над предложением:

    - построение предложения из 2-3 слов с помощью уловной наглядной схемы;

    - распространение простого предложения   (до четырех и более слов);

    - построение предложений с двойной предикативностью;

    - построение сложных предложений.

    2. Работа над текстом:

    - составление предложений цепной организации;

    - объединение предложений в небольшой текст;

    - составление творческих рассказов по серии картин, используя дидактические пособия: «Диафильм», «Телевизор».

     В целях формирования у детей навыков планирования полного предложения использовала прием моделирования предложения с помощью условной наглядной схемы. Использование условных символов при построении предложений способствует развитию воображения, мышления,  словесного творчества детей.

               Вначале дети учатся составлять предложения из двух слов. Для этого берутся две карточки: одна с изображением предметной картинки, вторая – с изображением стрелочки. Предварительно объясняем детям, что стрелочкой обозначаем любое слово – действие. Параллельно ведется работа по  обогащению словарного запаса детей существительными: уточнение и расширение представлений о назначении предметов, различение предметов, отвечающих на вопросы: «Кто? Что?» и т.п. Сначала предъявляли картинки, где главным действующим лицом является человек, ребенок или взрослый.

    Постепенно расширяется словарный запас за счет слов – действий (глаголов). Дошкольники довольно быстро овладевают приемом подбора слов – действий, отвечающих  на вопросы: «Что делает? (делают, сделали и т.д.)» к  соответствующему символу – «стрелочке». По такой условно – наглядной схеме:

     можно составить несколько предложений из двух слов:

     Девочка стоит. Девочка идет. Девочка играет (убирает, прыгает, гуляет и т.п.)

     При построении предложений из трех слов добавляется еще одна предметная картинка.     Например, по схеме: девочка – стрелочка – полотенце дети могут составить предложения:  Девочка стирает  полотенце.  Девочка купила  полотенце. Девочка подарила ( взяла, повесила, погладила и пр)  полотенце.

                     После нескольких занятий, когда дети научатся правильно грамматически оформлять предложение, можно предложить картинки, где действия совершают животные (кошка бегает, лазает, мяукает, увидела (нашла)  клубок; играет с клубком и т.д.).

    Для следующих упражнений подбираем картинки с неодушевленными предметами. Действия на картинках связаны, в основном, с обиходной ситуацией, поэтому дети в большинстве случаев в течение 4 – 5 занятий   начинают справляться с предложенным заданием: составить несколько простых предложений к предложенной наглядной схеме.

    Уже при построении предложений из трех   слов дети проявляют   свое

    воображение и словотворчество. Например, по схеме: машина – стрелочка – дерево дети старшей группы построили следующие предложения:

                 - машина стоит у дерева;

                 - машина подъехала к дереву;

                 - машина поехала в лес;

                 - машина везет дрова.

                Для составления предложения из четырех слов в схеме появляется дополнительная карточка с изображением вопросительного знака. Этим значком   мы обозначаем  слова – определения, т.е. слова,  которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? Предварительно проводится работа по обогащению словаря детей словами – определениями. По схеме: девочка – стрелочка – знак вопроса – полотенце дети могут составить следующие предложения:

                     - девочка купила новое полотенце

                     - девочка сшила красивое полотенце

                     - девочка стирает грязное полотенце и т.д.

    Путем добавления слов определений (соответственно значков «?»), дети учатся составлять предложения из пяти и более слов.

               По такой наглядной схеме детям легко определить количество слов в предложении и составить предложение самостоятельно. Эта как бы наработка определенных речевых шаблонов подводит детей к самостоятельному составлению нескольких предложений об одном и том же предмете или лице, также является большой помощью в дальнейшей работе при составлении описательных рассказов. Такая работа проводится систематически  в рамках каждой изучаемой лексической темы  («Овощи», «Фрукты», «Домашние животные» и др.)

               В дальнейшем предусматривается переход к составлению предложений с двойной предикативностью (предложений с однородными сказуемыми): дедушка сидит и читает газету (по схеме: дедушка – две стрелочки - газета); Саша сидит  и смотрит телевизор и т.п.

              Словесное творчество детей при выполнении таких заданий проявляется в нахождении слов и речевых выражений, более точно отражающих содержание наглядных образов предметов, в конструировании словосочетаний и предложений.

             Условно наглядная схема поможет ребенку при построении сложносочиненных предложений. По предложенной схеме: заяц – стрелочка – морковка – белка – стрелочка – орехи, дети с ОНР на первом году обучения могут составить такие предложения:

                 - заяц любит морковку, а белка любит орехи

                 - заяц нашел (грызет) морковку, а белка нашла (грызет) орехи и т.п.

     Союзы «а», «и», «но»  в дальнейшей  работе  можно обозначить какой – либо фишкой.

             Такие игровые упражнения достаточно просты и доступны для практического применения в работе с детьми с ОНР.

              Следующий этап в работе с предложениями – обучение составлению текста из нескольких предложений. Для этого использовались тексты цепной организации, т.е. составлялись такие предложения, в которых мысль передается от предложения к предложению линейно, по цепочке. Дети учатся устанавливать семантические отношения между словами. Из этих слов составляются предложения, отражающие последовательность действий.

              Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно – графическая схема

    На листах бумаги, сложенной гармошкой нарисованы предметы и лица, о которых сообщается в тексте.  Стрелочки обозначают глагольные слова, показывающие связь между словами в предложении. Расположение рисунков друг за другом (на листе бумаги, сложенной гармошкой) показывает связь  между предложениями. Примеры предложений, которые можно составить по данной  схеме:

                       - Под деревом скачет заяц.

                       - Заяц грызет морковку.

                       - Из моркови мама испекла пирожки.

                       - Пирожками угостили детей.

                       - Дети играют с мячом.

                       - Мяч закатился под стол.

    В дальнейшем эту схему можно упростить. Старшие дошкольники  проявляют большой интерес к подобным схемам, в дальнейшем самостоятельно составляют опорные схемы к своим коротким рассказам из трех, четырех предложений.

    Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, определять тему высказывания, последовательно строить собственное  сообщение, которое должно иметь начало, продолжение, конец. Зачастую, дети, проявляя свое творчество, воображение, строят сообщения – небылицы, т.е. что не бывает в реальной жизни

               Таким образом, на первом этапе обучения дети упражняются в составлении предложений по наглядной опоре, усваивают ряд языковых средств построения речевых высказываний. Это является важным моментом при переходе к овладению связным высказыванием.

                 Полученные навыки построения предложений, объединения предложений в текст, применяются детьми при  пересказе, составлении творческих рассказов по серии картин. На данном этапе работы мы применяем вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного высказывания. Одним из таких средств является применение пособий: «Диафильм», «Телевизор», которые мы приготовили своими руками.

                Применение этих дидактических пособий способствует повышению интереса к занятиям, развитию восприятия и вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей.

               «Диафильм» и «Телевизор» легко изготовить своими руками, имея картон, несколько файлов, серии сюжетных картин. В «диафильме» иллюстрации можно расположить как вертикально, так и горизонтально. «Телевизор» изготовляется по принципу перекидного календаря, который крепится на подставке, для того, чтобы его можно было поставить на стол. Содержание пособий легко изменить, вставляя или вынимая картинки в файлах. Дети с большим удовольствием самостоятельно меняют «кадры» в фильмах, мультфильмах, выступая в роли режиссеров собственных сочинений. Подчас юные сочинители используют в качестве «кадров» к фильму свои рисунки.

     В качестве варианта структуры занятий по пересказу, с применением «диафильма» и «телевизора», предлагается  следующий:

             - просмотр «диафильма» («фильма по телевизору») в сочетании с прослушиванием текста;

             - просмотр кадров, сопровождаемый ответами детей на вопросы;

             - повторный просмотр «фильма»  с установкой на запоминание;

             - пересказ текста по фрагментам (кадрам), используя прием пересказа «по цепочке»;

             - пересказ текста  (просмотр «диафильма» или «фильма по телевизору») целиком.

               Возможно изменение структуры занятия, в зависимости от того, на каком этапе  ведется коррекционная работа по развитию связной монологической речи.

              Дидактические пособия «диафильм», «телевизор» получили широкое применение при закреплении навыков рассказывания в работе наших воспитателей как на занятиях так и вне занятий.  Дети охотно выполняют роли режиссеров, дикторов, сценаристов. Участие в таких играх способствует овладению детьми различными средствами построения развернутых высказываний в процессе осознанных речевых действий с ними.

             Использование наглядной модели, красочных дидактических пособий повышает эффективность занятий, помогает создать положительный психоэмоциональный настрой у дошкольников.

            Опыт работы по формированию навыка связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР может быть использован учителями-логопедами и воспитателями в дошкольных учреждениях c применением примерного перспективного планирования коррекционной работы по данному направлению. Предлагаемые задания и упражнения могут быть использованы как часть занятия или целое занятие  (в зависимости от этапа коррекционной работы), в рамках каждой изучаемой лексической темы.

                                                     ЛИТЕРАТУРА:

    1. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. М.: МГОПУ,2001.

    2. Ефименкова Л.Н. Формирование  речи  у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.

    3. Жукова Н.С., Масюкова Е.М.,Филичева Т.Б.Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

    4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

    5. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие. – Екатеринбург: Издательство АРГО, 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством картины и наглядного моделирования.

    Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки  психического развития, в том числе и речи.    Выбор данной темы обусловлен тем,что формирование связной речи...

    Из опыта работы: «Использование русских народных сказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

    Выявить эффективность использования русских народных сказок в развитии связной речи у старших дошкольников....

    Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

    Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

    Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

    развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

    развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....

    развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

    развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое....

    Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

    знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....