презентация - словарная работа с детьми разных возрастных групп
презентация по развитию речи

Формирование словаря  у детей разных возрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_slovarnaya_rabota.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

групп. Словарная работа с детьми разных возрастных групп.

Слайд 2

Цель: формирование словаря у детей разных возрастных групп. Задачи: Обогащение и активизация словарной работы. Особенности словарной работы в каждой из возрастных групп. Цель : формирование словаря у детей разных возрастных групп . Задачи : Обогащение и активизация словарной работы. Особенности словарной работы в каждой из возрастных групп.

Слайд 3

«Словарная работа» это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов А.М.Бородич

Слайд 4

Ранний возраст - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно в этом возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов и научить произносить звуки.

Слайд 5

Направления словарной работы Обогащение словаря Активизация словаря Уточнение словаря Устранение нелитературных слов Направления словарной работы Обогащение словаря Активизация словаря Уточнение словаря Устранение нелитературных слов

Слайд 6

Количественные изменения в словаре ребенка : В 1 год – 10-12 слов; К концу второго года – 300-400 слов; В 3 года – 1500 слов; К 4 годам – 1900 слов; В 5 лет- до 2000 – 2500 слов; В 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Третью часть составляют глаголы.

Слайд 8

Обогащение словаря в раннем возрасте Существительными (названия игрушек, обуви, посуды, мебели, овощей, фруктов, домашних животных…) Глаголами трудовые действия (стирать, лечить, поливать) действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать) действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять) Прилагательными обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий); Наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо),

Слайд 9

Особенности словарной работы в раннем возрасте : Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками; Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники; Возникает описательная речь; Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования; Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого

Слайд 10

Обогащение словаря в младшем возрасте Различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: (что это? кто это?) Видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи, какой», «Кто что умеет делать?». От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно ?»).

Слайд 11

Особенности словарной работы в младшем возрасте У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это одежда; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки) Проводится работа и по ознакомлению с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; дети учатся называть слова с противоположным значением: эта кукла большая, а та... (маленькая) В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря

Слайд 12

Обогащение словаря в среднем возрасте Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирают не только действия к предмету (лейка..., утюг..., нужны для того, чтобы...) Учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?»,. Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети, ребята; сладкий — горький; старый — новый. При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации), находить на картинке предметы, которые называются одним словом игла ( швейная, медицинская, игла у ежа).

Слайд 13

Особенности словарной работы в среднем возрасте Особое внимание в словарной работе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря Продолжается работа по активизации в словаре детей названий предметов, их качеств, свойств, действий (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Слайд 14

Обогащение словаря в старшем возрасте Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения: бежать — мчаться; пришел — приплелся, а также значение имен прилагательных оценочного характера: умный — рассудительный; старый — дряхлый; Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, качеству). От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.

Слайд 15

Особенности словарной работы в старшем возрасте Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Слайд 16

Обогащение словаря в подготовительной группе Необходимо работать и над уточнением понимания слов, противоположных по смыслу («Что может быть глубоким, мелким, тяжелым?»). Использование пословиц и поговорок ( «Вещь хороша новая, а друг старый») закрепляет представление об антонимах, поэтому их надо шире включать в речевые занятия. Работа с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время; растет цветок, ребенок, дом; язык, глаз, суп, слух) подводит детей к пониманию переносного значения слов. Углубленная работа над смысловой стороной слова помогает детям в точной передаче творческого замысла в самостоятельных рассказах.

Слайд 17

Особенности словарной работы в старшем возрасте В подготовительной группе продолжается работа по обогащению, закреплению и активизации словаря. Широко ведется работа над уточнением понимания значения известных, близких или противоположных (синонимы и антонимы) слов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом. Одной из важнейших задач является формирование умения выбирать наиболее точные слова при формулировании мысли и правильно их употреблять в любом контексте. У детей формируется умение выбрать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркое солнце — горячее; жаркий спор — взволнованный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая; )

Слайд 18

Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений — все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку.

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восприятие книжной графики детьми разных возрастных групп

Представлен теоретический материал по теме: "Восприятие книжной графики детьми разных возрастных групп"...

Педагогический совет "Организация и эффективность оздоровительно – коррекционной работы с детьми разных возрастных групп"

Педагогический совет "Организация и эффективность оздоровительно – коррекционной работы с детьми разных возрастных групп"...

Приемы и методы работы воспитателя по оздоровительно-коррекционной работе с детьми разных возрастных групп

Цель программы:Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольн...

словесные и игровые методы в эколого-педагогической работе с детьми разных возрастных групп.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы....