Технологическая карта НОД на тему: "Там, в лесу растёт подснежник"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о первом весеннем цветке - подснежнике, посредством речевой творческой деятельности.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к технологической карте НОД

 образовательная область «Речевое развитие»

раздел «Развитие речи»

в старшей группе

НОД на тему: «Там, в лесу растёт подснежник»

составила: воспитатель Пислегина Л.Н.

  1. Диагностичность целей и конкретность задач

Технологическая карта НОД составлена опиралась   ФГОС дошкольного образования на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие направлено» на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Цель НОД предполагает формирование представлений детей о первом весеннем цветке, подснежнике посредством речевой творческой деятельности. Развитие речевого творчества – работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, загадки, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.

  1. Место НОД в системе занятий

Задачи речевого развития детей реализуются в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.         

Занятие на тему: «Там, в лесу растёт подснежник», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

  1. Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала

Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются технические средства обучения (ноутбук, проектор, экран, телевизор), демонстрационный материал: игра «Хорошо - плохо» (признаки весны), плоскостная «Да - нетка», картинки – «Первоцветы», песочные столы «Рисование объектов живой и неживой природы», модель «Составление загадки» и раздаточный материал: карточки для игры «Хорошо - плохо», маски для обыгрывания сказки «Легенда о подснежнике»,

Беседа на тему «О весне» позволяет обобщить и закрепить знания воспитанников о признаках весны.

Дидактическая игра «Хорошо - плохо» предполагает поиск путей решения проблемы с применением метода «мозговой штурм».

Актуализация знаний происходит с помощью игры «Да-нетка» (плоскостная) и предполагает формирование умения находить загаданный объект, в плоскостном, двухмерном пространстве помощью наименьшего количества вопросов

Создание естественной стимулирующей среды, в которой дети чувствуют себя комфортно и защищено, проявляют творческую активность - достигается с помощью пескотерапии «Рисование объектов живой и неживой природы».

Для систематизации имеющихся знаний проводится игровое упражнение «Составь загадку» (модель «Составление загадки»), оно способствует совершенствованию навыков речевой творческой деятельности и позволяет детям закрепить знания о признаках «цвет», «размер», «запах».

Динамическая пауза даёт возможность воспитанникам снять эмоциональное напряжение, а также расширять знания о первоцвете - подснежнике.

Практическая работа строится на обыгрывании сказки – легенды «Легенда о подснежнике» и способствует формированию у воспитанников основ экологической культуры и воспитанию любови к родной природе.

Формировать ощущение собственной значимости, воспитывать активную, стойкую жизненную позицию позволяет игровое упражнение: «Найди ошибку». Данное упражнение даёт возможность провести рефлексию, оценить свои знания, полученные вовремя НОД.

  1. Логичность в структуре:

Занятие проводится в старшей группе. Состоит из следующих этапов:

- организационный этап - беседа «О весне», игра «Хорошо - плохо» - 3 мин.;

- актуализация - игра «Да-нетка» - 2 мин.;

- расширение имеющихся представлений - пескотерапия «Рисование объектов живой и неживой природы», игровое упражнение «Составь загадку» - 7 мин.;

- динамическая пауза: «Там, в лесу растёт подснежник» - 2 мин.;

- практическая работа - обыгрывание сказки «Легенда о подснежнике» - 5мин.;

- заключительный этап (рефлексия)- игровое упражнение «Найди ошибку» - 2 мин.

Данные алгоритмы являются частью общей теории сильного мышления (ОТСМ-ТРИЗ)

5. Описание предварителной работы

Для усиления интереса и мотивации детей проводится предварительная работа, которая заключается в наблюдении во время прогулок, чтении и разучивании стихов, пословиц, поговорок и скороговорок о приметах весны. На данном этапе дети играют в дидактические игры, заполняют дневник наблюдений за погодой, рассматривают иллюстрации. В групповой комнате совместно с детьми и их родителями оформлена выставка «Первоцветы».

  1. Формы организации деятельности

В процессе образовательной деятельности создаются условия для того чтобы каждый ребёнок достиг результата. Непосредственно-образовательная деятельность предполагает фронтальную и индивидуальную форму работы.

  1. Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы

Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:

задачи

формы и методы работы

Обобщить и закрепить знания воспитанников о признаках весны.

Беседа «О весне»

Упражнять воспитанников в коллективном поиске путей решения проблемы с применением метода «мозговой штурм».

Дидактическая игра: «Хорошо - плохо»

Метод «Мозговой штурм»

Формировать умение находить загаданный объект, в плоскостном, двухмерном пространстве помощью наименьшего количества вопросов.

Игра «Да-нетка»

Создать естественную стимулирующую среду, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Пескотерапия «Рисование объектов живой и неживой природы»

Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.

Игра «Составь загадку»

Модель «Составление загадки»

Снять эмоциональное напряжение, расширять знания детей о подснежнике.

Динамическая пауза: «Там, в лесу растёт подснежник»

Формировать основы экологической культуры. Воспитывать любовь к родной природе.

Обыгрывание сказки «Легенда о подснежнике»

Формировать ощущение собственной значимости, воспитывать активную, стойкую жизненную позицию.

Игровое упражнение: «Найди ошибку».

  1. Способы привлечения внимания детей

Для привлечения внимания детей вовремя НОД используются:

- ТСО;

- смена видов деятельности (беседа, дидактическая игра, пескотерапия, дидактическая игра, динамическая пауза, интернирование сказки, игровое упражнение);

- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;

- сопровождение речи мимикой и жестами.

  1. Определение и описание учёта и поддержки детской инициативы, активности и самостоятельности

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:

- в ходе дидактической игры «Хорошо - плохо» дети самостоятельно определяет место карточки и приклеивают её в определённую колонку, анализируют почему весна – это хорошо или плохо, аргументируют свой выбор;

- учатся находить заданный объект на плоскости задавая наименьшее количество вопросов, добывает информацию через поисковую деятельность в игре «Да-нетка»;

 - проявляют творческую активность рисуя на песочных столах, закрепляют умение классифицировать объекты живой и неживой природы;

- совершенствуют навыки речевой творческой деятельности вовремя составлении загадки о подснежнике;

- проявляют самостоятельность при выборе роли вовремя инсценирования сказки.

Развивающая среда в групповой комнате способствует развитию познавательной активности, соответствует интересам детей и имеет развивающий характер. Выставка «Первоцветы», организованная совместно с детьми и их родителями помогает систематизировать знания воспитанников о первых весенних цветах, способствует формированию основ экологической культуры и воспитанию любви к природе Югры.  

  1. Организация двигательной активности детей, профилактика утомления

Для профилактики утомляемости вовремя НОД используется смена видов детской деятельности. Динамическая пауза позволяет детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.

  1. Рефлексия

На заключительном этапе рефлексия, проведённая в форме игрового упражнения «Найди ошибку» даёт возможность воспитанникам освежить базовые знания по теме НОД.

  1. Вывод

НОД на тему: «Там, в лесу растёт подснежник» способствует формированию представлений детей о первом весеннем цветке, подснежнике посредством речевой творческой деятельности. Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Формирование навыков мышления, воображения и речи воспитанников реализуются средствами ОТСМ – ТРИЗ. Таким образом поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности «В лес за подснежниками».

Технологическая карта организованной образовательной деятельности «В лес за подснежниками» в форме игровой образовательной ситуации во второй младшей группе. ...