Развиваем речь через игру.
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
Емельянова Татьяна Витальевна
МБДОУ №14,г. Нижнекамск
«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ЧЕРЕЗ ИГРУ»
Для того, чтобы успешно решать задачи по формированию правильной грамматической речи, пополнению и активизации словаря детей, формированию правильного звукопроизношения, развитию связной речи, ознакомлению с окружающим в своей работе использовала дидактические игры и упражнения. Поведение ребёнка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.
Основным средством формирования правильной грамматической речи детей являются словесные игры и упражнения. Они не продолжительны (5-10 минут). Провожу их чаще всего в игровой форме. Для того, чтобы внимание детей не рассеивалось, использую несколько предметов или картинок с простым сюжетом. Одни и те же упражнения повторяются до полного исчезновения грамматической ошибки в речи детей. Использовала игровые упражнения вопросно-ответного характера к сюжетам картин «Кто что делает?» , «Чего не стало?», « Что с чем?». Работу на употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже проводила с помощью игры «А что у вас?».
В старших и подготовительных группах учила согласовывать существительные с числительными, местоимениями. Так же проводится работа над правильным употреблением несклоняемых существительных. Например, показываю картинки с изображением одного пальто и несколько. Затем картинки убираются и задаётся вопрос: – Чего нет? Дети отвечают: – Нет пальто.
Особое внимание уделяется пониманию пространственных отношений, передаваемых предлогами. Это такие игры : «Где игрушка?», «Поможем Незнайке». В старших группах дети знакомятся с более сложными предлогами, такими как « с, со, из-за, у, около, из-под» и наречием «между». Для решения этой задачи можно использовать игру « Теремок», «Кто ,где живёт?».
Дети младшего дошкольного возраста способны улавливать оттенок значения, вносимого приставкой: ушёл, зашёл, вышел, пошёл, перешёл, обошёл.. Например, упражнение «Мы ехали» с использованием игрушек: « Мы ехали, ехали, к речке подъехали, мост переехали, к горке подъехали, на горку въехали, с горки съехали, дальше поехали и домой приехали».
Для закрепления правильного употребления глагола «хотеть» использовала игру «Загадай желание». Раз, два, три, четыре, пять, мы хотим играть.
Для активизации в речи притяжательных и относительных прилагательных проводила игры с использованием наглядного материала.
В старших группах знакомлю детей с конструкцией сложносочинённого предложения. Сначала дети проговаривают первую часть предложения, затем вторую. В конце проговаривают предложение полностью. Постепенно задания усложняются. В дидактической игре «Где ошибка?» даю детям два сложных предложения: одно- с правильным содержанием, другое с искажённым. Дети думают и отвечают ,какое предложение правильное.
Для того, чтобы научить детей различать сходные предметы, правильно называть их помогает игра «Переезжаем на новую квартиру». Наглядным материалом служат парные картинки. Даётся задание: «Дайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны. многие вещи внешне похожи».
Много внимания уделяю словообразованию. Например, в игре «Сложные слова» дети учатся образовывать слова при помощи слияния двух основ: рыбу ловит – рыболов, пчёл разводит – пчеловод. В игре «У кого какая мама?» дети учатся образовывать слова при помощи суффикса « иц, ок». В игре «Скажи наоборот» дети подбирают противоположные по смыслу слова – антонимы. Использую в этой игре картинку с изображением человека, стоящего на голове, то есть « наоборот».
Для того, чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чётко и благополучно произносить слова и звуки необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевой слух, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки и правильно произносить их.
Решать эти задачи помогают специальные игры и упражнения. Работу нужно начать с развития слухового внимания, то есть умение различать неречевые звуки. В игре «Тихо – громко» дети выполняют движения : под тихий звук бегут на носочках, под громкий- идут полным шагом. На развитие слухового внимания можно использовать следующие игры : «Жмурки с колокольчиком», «Где постучали?», «Ветер и птицы»,
Затем предлагаются игры на развитие речевого слуха – то есть умение различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Это такие игры как : «Лягушка». Цель игры: узнать голос товарища. На развитие речевого слуха можно предложить следующие игры : «Слушай и выполняй», «Принесём игрушки», «Запомни слова».
И лишь после развития слухового внимания и речевого слуха , то есть умения слышать составные части слова, следует переходить к развитию фонематического слуха. Например, в игре «Где звук?» дети учатся определять место звука в слове. Наглядный материал – карточка с изображением птицы. Если звук в начале слова, дети поднимают голову, если в середине- туловище, в конце – хвост. На развитие фонематического слуха хорошо проводить следующие упражнения : «Скажи правильно» . Дети путём исправления ошибок называют правильно подобранное слово. Например, « Папа ловит рыбу уточкой». Дети исправляют, не уточкой, а удочкой.
Чем лучше развита речь ребёнка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. На развитие внимание можно использовать следующие игры : « Найди одинаковые предметы», «Найди различные свойства предметов», «Кто внимательный», «Какие предметы спрятаны в рисунке?».
Очень важно учить детей логически мыслить с помощью упражнений вопросно – ответного характера: «Дерево выше куста. А что ниже? Собака бежит за мальчиком, а кто бежит впереди?»
Различные игры, задания, которые связаны с развитием образного мышления чрезвычайно важны. Можно придумывать сказки и рассказывать их , используя при этом нужный цвет. Для этого детям предлагаются цветные квадраты. Например, сказка «Репка». «Посадил дед репку (дети ставят жёлтый квадрат) и т.д.
С большим интересом дети выполняют комплексы пальчиковой гимнастики. Развитие движений пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи.
Можно сделать вывод, что с помощью игры развивается внимание ,память, мышление, воображение, речь. Обучайте в игре, ведь человеку отведено так мало времени для этого увлекательного способа познания!
Используемая литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2012 г.
2. « Речевые игры с детьми» В. И. Селиверстова, 1994 г.
3. « Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичёвой, 1989 г.
4. «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г. С. Швайко, 1988 г.
5. «Игры в логопедической работе с детьми» В. И. Селиверстова, 1987 г.
6. «Учите, играя» А. И. Максакова, Г. А. Тумаковой, 1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше...

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь через театрализованную деятельность»
В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. В наше время, где телевизор, компьютер заменили живое общение детей, речь перестала быть эффективным средством коммуника...

Развиваем речь через фантазии ребёнка. (опыт работы)
Развитие речи важный показатель умственного развития ребенка. Развитие и овладение связной формой речи, высказываний очень сложный, требующий длительного времени процесс, требующий умелого руководства...

Консультация для родителей "Развиваем речь через игры"
консультация "Развиваем речь через игры"...
Консультация «Играя, развиваем речь» (через сюжетно – ролевые игры).
Консультация «Играя, развиваем речь» (через сюжетно – ролевые игры).Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявле...

Консультация для родителей: «Развиваем связную речь через игры».
Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во...

Конспект занятия группы общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет Тема: «Развиваем речь через веселые дидактические игры»
Конспект занятия группы общеразвивающей направленностидля детей 4–5 лет Тема: «Развиваем речь через веселые дидактические игры»...