Развиваем речь через игру.
статья по развитию речи

Доклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_razvivaem_rech_cherez_igru.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Емельянова Татьяна Витальевна

                                                                                              МБДОУ №14,г. Нижнекамск

                                «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ЧЕРЕЗ ИГРУ»                                                                                                                                    

 Для того, чтобы успешно решать задачи по формированию правильной грамматической речи, пополнению и активизации словаря детей, формированию правильного звукопроизношения, развитию связной речи, ознакомлению с окружающим в своей работе использовала дидактические игры и упражнения. Поведение ребёнка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.

 Основным средством формирования правильной грамматической речи детей являются словесные игры и упражнения. Они не продолжительны (5-10 минут). Провожу их чаще всего в игровой форме. Для того, чтобы внимание детей не рассеивалось, использую несколько предметов или картинок с простым сюжетом. Одни и те же упражнения повторяются до полного исчезновения грамматической ошибки в речи детей. Использовала  игровые упражнения вопросно-ответного характера к сюжетам картин «Кто что делает?» , «Чего не стало?», « Что с чем?». Работу на употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже  проводила с помощью игры «А что у вас?».

  В старших и подготовительных группах учила согласовывать существительные с числительными, местоимениями. Так же проводится работа над правильным употреблением несклоняемых существительных. Например, показываю картинки с изображением одного пальто и несколько. Затем картинки убираются и задаётся вопрос: – Чего нет? Дети отвечают: – Нет пальто.

  Особое внимание уделяется пониманию пространственных отношений, передаваемых предлогами. Это такие игры : «Где игрушка?», «Поможем Незнайке». В старших группах дети знакомятся с более сложными предлогами, такими как « с, со, из-за, у, около, из-под» и наречием «между». Для решения этой задачи можно использовать игру « Теремок», «Кто ,где живёт?».

  Дети младшего дошкольного возраста способны улавливать оттенок значения, вносимого приставкой: ушёл, зашёл, вышел, пошёл, перешёл, обошёл.. Например, упражнение «Мы ехали» с использованием игрушек: « Мы ехали, ехали, к речке подъехали, мост переехали, к горке подъехали, на горку въехали, с горки съехали, дальше поехали и домой приехали».

  Для закрепления правильного употребления глагола «хотеть» использовала игру «Загадай желание». Раз, два, три, четыре, пять, мы  хотим играть.

  Для активизации в речи притяжательных и относительных прилагательных проводила игры с использованием наглядного материала.

  В старших группах знакомлю детей с конструкцией сложносочинённого предложения. Сначала дети проговаривают первую часть предложения, затем вторую. В конце проговаривают предложение полностью. Постепенно задания усложняются. В дидактической игре «Где ошибка?» даю детям два сложных предложения: одно- с правильным содержанием, другое с искажённым. Дети думают и отвечают ,какое предложение правильное.

  Для того, чтобы научить детей различать сходные предметы, правильно называть их помогает игра «Переезжаем на новую квартиру». Наглядным материалом служат парные картинки. Даётся задание: «Дайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны. многие вещи внешне похожи».

  Много внимания уделяю словообразованию. Например, в игре «Сложные слова» дети учатся образовывать слова при помощи слияния двух основ: рыбу ловит – рыболов, пчёл разводит – пчеловод. В игре «У кого какая мама?» дети учатся образовывать слова при помощи суффикса « иц, ок». В игре «Скажи наоборот» дети подбирают противоположные по смыслу слова – антонимы. Использую в этой игре картинку с изображением человека, стоящего на голове, то есть « наоборот».

  Для того, чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чётко и благополучно произносить слова и звуки необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевой слух, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки и правильно произносить их.

  Решать эти задачи помогают специальные игры и упражнения. Работу нужно начать с развития слухового внимания, то есть умение различать неречевые звуки. В игре «Тихо – громко» дети выполняют движения : под тихий звук бегут на носочках, под громкий- идут  полным шагом. На развитие слухового внимания можно использовать следующие игры : «Жмурки с колокольчиком», «Где постучали?», «Ветер и птицы»,

  Затем предлагаются игры на развитие речевого слуха – то есть умение различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Это такие игры как : «Лягушка». Цель игры: узнать голос товарища. На развитие речевого слуха можно предложить следующие игры : «Слушай и выполняй», «Принесём игрушки», «Запомни слова».

  И лишь после развития слухового внимания и речевого слуха , то есть умения слышать составные части слова, следует переходить к развитию фонематического слуха. Например, в игре «Где звук?» дети учатся определять место звука в слове. Наглядный материал – карточка с изображением птицы. Если звук в начале слова, дети поднимают голову, если в середине- туловище, в конце – хвост. На развитие фонематического слуха  хорошо проводить следующие упражнения : «Скажи правильно» . Дети путём исправления ошибок называют правильно подобранное слово. Например, « Папа ловит рыбу уточкой». Дети исправляют, не уточкой, а удочкой.

  Чем лучше развита речь ребёнка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. На развитие внимание можно использовать следующие игры : « Найди одинаковые предметы», «Найди различные свойства предметов», «Кто внимательный», «Какие предметы спрятаны в рисунке?».

  Очень важно учить детей логически мыслить с помощью упражнений вопросно – ответного характера: «Дерево выше куста. А что ниже? Собака бежит за мальчиком, а кто бежит впереди?»

  Различные игры, задания, которые связаны с развитием образного мышления чрезвычайно важны. Можно придумывать сказки и рассказывать их , используя при этом нужный цвет. Для этого детям предлагаются цветные квадраты. Например, сказка «Репка». «Посадил дед репку (дети ставят жёлтый квадрат) и т.д.

  С большим интересом дети выполняют комплексы пальчиковой гимнастики. Развитие движений пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи.

  Можно сделать вывод, что с помощью игры развивается внимание ,память, мышление, воображение, речь. Обучайте в игре, ведь человеку отведено так мало времени для этого увлекательного способа познания!

                                        Используемая литература:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса. Т. С. Комаровой,        М. А. Васильевой. 2012 г.

2. « Речевые игры с детьми» В. И. Селиверстова, 1994 г.

3. « Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичёвой, 1989 г.

4. «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г. С. Швайко, 1988 г.

5. «Игры в логопедической работе с детьми» В. И. Селиверстова, 1987 г.

6. «Учите, играя» А. И. Максакова, Г. А. Тумаковой, 1983 г.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше...

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь через театрализованную деятельность»

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. В наше время, где телевизор, компьютер заменили живое общение  детей, речь перестала быть   эффективным средством коммуника...

Развиваем речь через фантазии ребёнка. (опыт работы)

Развитие речи важный показатель умственного развития ребенка. Развитие и овладение связной формой речи, высказываний очень сложный, требующий длительного времени процесс, требующий умелого руководства...

Консультация для родителей «Развиваем речь - через пальчики»

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах: «Всё дело в его руках», «Глаза страшат, а руки делают», в загадках....

Консультация для родителей "Развиваем речь через игры"

консультация "Развиваем речь через игры"...

Консультация «Играя, развиваем речь» (через сюжетно – ролевые игры).

Консультация «Играя, развиваем речь» (через сюжетно – ролевые игры).Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявле...

Консультация для родителей: «Развиваем связную речь через игры».

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во...