Картотека дидактических игр на развитие речи и ознакомление дошкольников с миром природы
картотека по развитию речи (средняя группа)

Надежкина Наталья Фёдоровна

Картотека дидактических игр на развитие речи и ознакомление дошкольников с миром природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр на развитие речи и ознакомление дошкольников с миром природы

«Сложи картинку»

Задачи: развивать логику путем составления целого из частей, воспитывать усидчивость, закреплять знания о животном мире.

Ход игры. Воспитатель раздает детям по комплекту разрезных картинок. Каждый ребенок должен сложить целую картину из частей. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее ее сложит, назовет изображение на картинке, расскажет, что знает об этом животном.

«Так бывает или нет?»

Задачи: закреплять знания детей о повадках животных, умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль в предложении, внимательно слушать.

Ход игры. Воспитатель сообщает, что будет рассказывать историю, а дети внимательно слушать и говорить: «Так бывает» или «Так не бывает». Например: Летом Коля был в деревне у бабушки. Бабушка попросила покормить кошку. Он дал ей помидоры и огурцы. Коза живет в конуре, она кормит своих козлят гусеницами и мухами. В лесу живет ежик. Он питается дождевыми червями, кузнечиками, улитками, яйцами мелких птиц. У бабушки дома живет тигр. Она с ним гуляет.

«Мама и ее малыш»

Задачи: пополнять словарный запас названиями зверей и их детенышей.

Ход игры. Воспитатель называет животное и бросает мяч любому ребенку. Ребенок ловит мяч и называет его детеныша.

«Кто что делает»

Задачи: закреплять и активизировать словарь по теме «Домашние животные»; отрабатывать употребление существительных и глаголов во множественном и единственном числе.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку с изображением какого-либо животного или животных, которые чем-то заняты. Дети должны назвать животное и его действие.

«Охотник и пастух»

Задачи: закрепить словарь по теме «Домашние и дикие животные», отрабатывать употребление формы винительного падежа множественного числа существительных.

Ход игры. Воспитатель с одной стороны помещает изображение охотника, с другой стороны – пастуха, под ними помещает изображения животных. Спрашивает:

- Что делает пастух? (Пастух пасет домашних животных)

- Пастух пасет кого? (Коров, овец и т. д.) – отбираются картинки

- Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных)

- Охотник охотится на кого? (На зайцев, лис, волков и т. д.) – отбираются картинки

«В деревне»

Задачи: закрепить названия домашних животных и птиц; учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки домашних животных и птиц.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Летом мы приехали в деревню к бабушке и возле дома мы увидели (загадывает загадку):

                                       Белый хвост, черный нос

                                       Наши тапочки унес

                                       В уголок, под кровать,

                                       И не хочет отдавать.

-Узнали, кто это? (дети отгадывают загадки, воспитатель показывает отгадки).

«Человек и животные»

Задачи: закрепить знания о пользе, которую приносит каждое животное; развивать навыки диалогической речи.

Ход игры. Воспитатель раздает детям картинки с изображением домашних животных. Говорит: «Послушайте сказку».

- Это было давно. Жил человек совсем один. Однажды пришли к нему животные и сказали:

- Корми нас, а мы будем выполнять разную работу.

- Кто вы? Что вы умеете делать? – спросил человек…

(Воспитатель показывает на любого ребенка, который должен назвать животное и рассказать, что оно делает)

«День рождения»

Задачи: закрепить словарь по теме «Дикие животные», учить использовать в самостоятельной речи простое распространенное предложение.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Сегодня у зайчика день рождения. Зайчик пригласил к себе в гости лесных зверей. Разное угощение приготовил зайчик (выставляет картинки – капуста, желуди, мед, орехи). Догадайтесь, каких зверей пригласил зайчик, и скажите, кому какое угощение он приготовил». Если дети угадали, выставляется картинка соответствующего животного.

«Кто как кричит»

Задачи: развивать фонематическое восприятие, активизировать словарь по теме «Животные».

Ход игры. Дети садятся спиной к воспитателю. Он имитирует голоса животных. Дети должны отгадать, какое животное кричит.

«Сравни игрушки»

Задачи: научить различать игрушки (предметы) по характерным признакам, действиям, включая их описание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть, например, двух зайчат разного размера и окраски. Дети должны дать имя каждому зайчонку и выделить общие и отличительные признаки игрушек.

«Закончи фразу»

Задачи: активизировать словарь по теме «Животные», развивать логическое мышление, память, наблюдательность.

Ход игры. Воспитатель начинает фразу, ребенок должен закончить:

  • Смелый, как…
  • Коварная, как…
  • Трусливый, как…
  • Хитрый, как…
  • Злой, как…
  • Голодный, как…
  • Трудолюбивый, как…
  • Верный, как…
  • Упрямый, как…
  • Бестолковый, как…
  • Тихая, как…

«Подбери слово»

Задача: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Ход игры. Воспитатель приносит игрушку медведя и говорит: «Мишка будет рассказывать историю, а вы ему помогать подбирать слова».

Мишка: - Я набрел в лесу на полянку. Какую?...(большую, зеленую, красивую). Там росла малина. Какая?...(сладкая, красная, спелая). Я угостил малиной своих братьев. Каких?...(младших, старших).

«Подбери рифму»

Задача: учить подбирать рифмы к словам, активизировать словарь по теме «Осень».

Ход игры. К нам пришел Незнайка. Он захотел стать поэтом. Теперь он ищет рифмы. Поможем ему? (загадываются загадки, дети должны подобрать рифму)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

 «Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»  (осень)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто… (листопад)

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (иней)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду… (лужи)

Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ...(птицы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Времена года, красоты неживой природы"

Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления природы ...

Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР...

Картотека дидактических игр по развитию речи для младших дошкольников

Дидактические игры – этo интересные игры, в процессе которых малыш начинает интересоваться такими предметами, которые практически его не интересуют за пределами игровой ситуации....

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к при...

Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

Комплекс дидактических игр по развитию речи детей с ОНР...

Картотека дидактических игр для развития речи у младших дошкольников.

Чем полезны речевые игры? • стимулируют познавательную активность ребёнка; • активизируют мышление; • обогащают словарный запас; • закрепляют правильное произношение звуков; • развивают внимание ...

Ознакомление дошкольников с миром природы через дидактические игры

Цель дидактической игры-сделать получаемую серьезную и сложную по детским меркам информацию доступной, то есть "Подстроить" процесс обучения под ребенка....