Дидактические игры по развитию речи на тему «Осень»
картотека по развитию речи (старшая группа)

Дидактические игры по развитию речи на тему "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_igry.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи на тему «Осень»

 «Подбери признак»

Цель: активизация словаря прилагательных, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры:

Педагог спрашивает, а дети отвечают.

Осень (какая?) – золотая, красивая, холодная…

Погода осенью (какая?) – ветреная, дождливая, теплая…

Небо  осенью (какое?) – облачное, пасмурное, серое …

Солнце осенью (какое?) - …

Листья осенью (какие?)- …

«Назови действие»

Цель: активизация словаря глаголов, развитие связной речи, внимания

Ход игры:

Педагог задает вопрос, а дети отвечают.

Осенью листья (что делают?) – желтеют, вянут, сохнут, опадают…

Осенью птицы (что делают?) - …

Осенью животные (что делают?) -…

Осенью дождь (что делает?) -…

Осенью фермеры (что делают?)- …

 «Скажи наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры:

Педагог; Я начну, а вы продолжите:

Ранняя осень - поздняя

Большой листок – маленький

Светлое небо – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Сильный ветер -…и т.д.

Летом солнце яркое, а осенью…

Летом день длинный, а осенью…

Летом тучи ходят высоко, а осенью…и т.д.

«Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: 

Педагог: Послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

- пасмурно, ненастно, хмуро, ясно

 - яблоко, груша, огурец, персик

- малина, ежевика, помидор, голубика

- картофель, свекла, слива, капуста

- боровик, опенок, мухомор, подосиновик и т.д.

«Назови одним словом»

Цель: учить обобщать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением разных овощей, фруктов, ягод, грибов, злаков, предметов одежды и т.д.

Ход игры:  

Сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

«Узнай по описанию»

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь, показывать его.

Усложнение:

  1. дети объясняют свой выбор;
  2. роль водящего выполняет ребенок.

«Отгадай-ка!»

Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов.

Ход игры: 

Водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

Педагог: ребята, я напомню вам план (схема), который поможет вам при описании предмета:

из какого материала он сделан,

какой он формы,

из каких частей состоит,

какой на вкус (если это овощ, фрукт или ягода),

для чего можно использовать, что можно приготовить.

«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности (овощи, фрукты, ягоды, грибы, листочки с деревьев)

Педагог: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне, что изменилось?

Усложнение:

  1. Описать предмет, которого не стало.
  2. Рассказать о месте, где он стоял.
  3. На какой звук начиналось название этого предмета.

«Один-много»

Цель: упражнять в правильном употреблении множественного числа существительных

Ход игры: Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Туча – тучи

Лист – листья

Гриб – грибы

Лужа – лужи

Овощь – овощи и т. д.

«Назови ласково»

Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

Ход игры: 

Лист- листочек

Солнце- солнышко

Ветка- веточка

Гора – горочка

Туча- тучка

Гриб- грибочек

Дождь- дождик

Дерево – деревце

Дуб - дубок

Огурец-огурчик

Шапка – шапочка

И т.д.

«Из чего - какой?»

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Ход игры:

Варенье из малины – малиновое варенье

Суп с грибами – грибной суп

Пирог с яблоками – яблочный пирог

Сок из фруктов – фруктовый сок

Пюре из картофеля – картофельное пюре

Салат из овощей – овощной салат и т. д.

«Угадай дерево по листу»

Материал: карточки с листьями знакомых деревьев

Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:

- Этот лист березы

- Этот лист клена

 «Закончи предложение»

Цель: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных, подбирать наиболее точные слова.

Ход игры: 

Воспитатель  рассказывает историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы  смысл стал более понятен.

 - Марина купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой). Она еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (спелый). Марина нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Марина поняла, что арбуз был очень (вкусный).

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке.

«Кто это, что это?»

Цель: формировать умение у детей правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам живой и неживой природы.

Ход игры: 

Воспитатель показывает предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети – задают вопрос кто? Если предмет неживой природы – что?

 «Подбери разные слова»

Цель: учить согласовывать названые слова с заданным родом и числом.

Ход игры:

Педагог побуждает детей подобрать как можно больше существительных к прилагательным. Во время игры воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши правильно согласовывали названные слова с заданным родом и числом. 
Осенняя … (Погода, прохлада, тучка, пора, куртка, роща)
Осеннее … (Пальто, солнышко, поле, утро)
Осенний … (Ветер, листок, лес, парк, урожай, дождик, туман, вечер)
Осенние…(Дни, деревья, месяцы, дожди, лучики, облака)

 «Считай и называй»

Цель: упражнять  в согласовании числительных с существительными.

Ход игры: Педагог просит ребенка сосчитать тучи, овощи, фрукты, деревья, грибы и т.д., а ребенок считает (одна туча, две тучи, …пять туч; один дуб, два дуба…. пять дубов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по развитию речи "Где летит осенний лист?"

Дидактическая игра  «Где летит осенний лист?»Цель: Развивать умение составлять предложения, правильно называя имена существительные в дательном падеже, в единственном числе, согласовывая сущ...

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Мебель")

В материале представлены дидактические игры по развитию речи, напревленные на развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Моя любимая игрушка")

Дидактические игры помогут закрепить словарь по лексической теме "Моя любимая игрушка"...

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Весна")

В материале представлены дидактические игры, направленные на развитие речевой активности....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Перелетные птицы")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшей, подготовительной группы с ОНР....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Комнатные растения")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста....