Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Петрова Елена Михайловна

Описание опыта работы по использованию интеллектуальных карт с дошкольниками для развития связной речи и мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности. Наряду с традиционными методами необходимо использовать и инновационные.

Я открыла для себя метод интеллектуальных карт для развития речи и мышления дошкольников.

По-английски он называется "mindmaps" (слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты"). В итоге получаются "карты ума". Ментальные карты ещё по-другому называются: интеллект-картами, картами знаний, мыслительными картами, картами головы.

C:\Users\User\Desktop\Материалы на премию\Приложения\занятия с детьми логопедические\3.jpg

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект-карт:

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлеательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает.

Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотреть. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

C:\Users\User\Desktop\Материалы на премию\Приложения\занятия с детьми логопедические\A2sGwpw4pjs.jpg

В речевом развитии и формированиия мышления я применяю её в нескольких направлениях:

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект- карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь.

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения ответа.

Развитие мышления. В процессе составления интеллектуальной карты ребенок начинает логически размышлять, активизируется деятельность правого и левого полушария головного мозга.

Как составлять интеллект - карты:

* Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально, так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

* В центре пишется и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

* Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

* Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой, добавляются символы, иллюстрации.

* Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. *Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

* Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Мной разработан проект по формированию речи и мышления "Интеллектуальные карты".

По результатам проведенной работы по данному проекту хочу отметить результативность этого метода:

- У детей расширилось представление об окружающем мире.

- улучшилась связная речь, дети научились составлять связные распространенные предложения.

- Дети научились обобщать, сравнивать, рассуждать, выражать свое мнение.

- Расширилось понимание семантических полей.

- Лети стали больше взаимодействовать, вступать в диалог, улучшилась коммуникативная функция речи.

Рекомендую педагогам, учителям-логопедам ДОУ использовать метод интеллектуальных карт для развития связной речи и мышления дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов ТРИЗ в работе по коррекции и развитию речи старших дошкольников.

Презентация для педагогов.  Дидактическое пособие«Кольца Луллия»....

Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда

В результате применения интеллект карт дошкольник учиться не только усваивать информацию, но и оперативно работать с ней....

Мастер-класс «Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»

laquo;Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических ...

Консультация для педагогов «Использование Интеллектуальных карт в работе с дошкольниками с нарушениями речи»

Использование Интеллектуальных  карт, в работе с дошкольниками с нарушениями речи,  способствует облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей....

Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками.

Тема мастер-класса «Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками». В условиях современного общества, думаю, что успех во многом определен качеством и колич...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАРТ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Внедрение интеллектуальных карт в работу с дошкольниками представляет собой перспективное направление, способствующее всестороннему развитию детей. Регулярное обновление методической разработки и адап...

Выступление на методическом объединении на тему "Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками"

Выступление на методическом объединении на тему "Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками"...