Логопедический проект "Краски речи"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Казакова Любовь Ивановна

Наша речь уникальна! Раскрыть все краски речи поможет грамотно составленный учителем-логопедом  проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt_kraski_rechi.docx73.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 67 «Виктория»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«КРАСКИ РЕЧИ»

images

Выполнила:

учитель-логопед

Казакова Л.И.

ТЕМА: «КРАСКИ РЕЧИ»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ:

Методическая разработка по актуальным вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

ПРОБЛЕМА:

Поиск новых методов и приемов развития мелкой моторики, пространственных представлений, зрительного и слухового восприятия, усовершенствование лексико-грамматического строя речи дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

С самого рождения вся наша жизнь наполнена цветными красками. Про времена года мы говорим, что зима – белоснежная, весна – зеленая, лето – красное, осень – золотая. А ведь каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. Неслучайно про человеческие качества мы говорим, что у него «золотые руки» и все понимают, что речь идёт о руках, которые умеют делать всё. Выражение «золотое сердце», ассоциируется у нас с человеком, у которого добрая, великодушная душа. И наоборот, выражение «чёрная душа» говорит о злом и нехорошем человеке. Когда человека называют «серой мышкой», нам ясно, что это незаметный, ни чем не примечательный человек. А такие выражения как «красный молодец» или «красная девица» говорят о ярких, красивых душой и телом молодых людях. Человек, который носит «розовые очки» - это человек наивный, как ребёнок, не замечающий ничего плохого в этой жизни и людях.

У каждого из нас есть свои цветовые предпочтения, и есть любимые и нелюбимые цвета. Одни цвета приятны для глаз, и раздражающие глаз оттенки разных цветов. Когда мы надеваем одежду любимого цвета, мы чувствуем себя комфортно и уверенно, что несёт нам спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, чтобы избежать, как нам кажется, неблагоприятное воздействие.

Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом.

Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришёл к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нём.

Учёные выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п.

 В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности учителя-логопеда они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Коррекция мелкой моторики,  развитие пространственных представлений, зрительного и слухового восприятия, усовершенствование лексико-грамматического строя речи дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

 - сформировать у детей интерес к искусству рисования с применением различных техник;

- знакомить детей с техниками рисования: ниткография, кляксография, отпечатки, рисование с применением пупырчатой пленки;

- посредством пальчиковых игр и упражнений способствовать гармонизации эмоционально-психических состояний детей;

- знакомить дошкольников с основными оттенками цветов.

Развивающие (коррекционные):

- формировать у дошкольников базовые умения и навыки рисования: плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук, координировать движение руки и глаза;

- овладение техническими умениями: регуляцией силы движений, определенной амплитуды, скоростью, ритмичностью, умением изменять размах и направление руки при рисовании, гармоничным сочетанием линий, света и тени;

- корректировать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.

- развивать познавательные способности дошкольников (внимание, образное мышление, творческое воображение);

- развивать речь, способности детей к сочинению сказок, историй;

- развивать лексико-грамматическую сторону речи (образование относительных прилагательных);

- развивать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитательные:

- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

- воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

- формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности.

- воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.

ВИД ПРОЕКТА:

Краткосрочный, подгрупповой

ТИП ПРОЕКТА:

Познавательно-речевой, творческий

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети старшего дошкольного возраста, имеющие ограниченные возможности здоровья.

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

8  февраля 2021 - 01 апреля 2021

РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЕКТА:

  • Информационные (методические материалы и пособия);
  • Материально-технические (ПК, песочный планшет для рисования)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

ЭТАПЫ

ПРОЕКТА

ЗАДАЧИ ЭТАПА

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРОКИ

Подготовительный этап

  1. Осуществить подбор методического, дидактического материала.
  2. Создать картотеки:

- Техник рисования, применяемых в логопедии;

- Шаблонов для рисования.

08.02.21-15.02.21

15.02.21

15.02.21-24.02.21

2. Разработать конспекты занятий «Краски речи»

Подбор, разработка и составление  тематических занятий.

3. Создать предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете, помочь создать предметно-развивающую среду в подготовительной и старших  группах.

Предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете.

Основной этап

  1. Развивать мелкую моторику дошкольников с ОВЗ;
  2. Познакомить детей с различными техниками рисования;
  3. Развивать у детей интерес к занятиям, потребность к сопереживанию, желание помогать друг другу.

Программа мероприятий  с детьми.

25.02.21-26.02.21

Заключительный этап

Выявить уровень  развития мелкой моторики, знание цветов и их оттенков, проверить сформированность лексико-грамматических категорий.

Проведение итогового занятия: «Навстречу к весне»

1.04.21

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Дети, с хорошо развитой мелкой моторикой;

Дети, с хорошо развитым уровнем зрительного и слухового восприятия.

Дети, хорошо владеющие лексико-грамматическими категориями.

Дети, имеющие высокий уровень мотивации к посещению логопедических занятий.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА: педагогический совет.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Использование цвета для коррекции нарушений

устной и письменной речи

  1. Автоматизация звука «р»: красный, розовый, бордовый, серый, чёрный, оранжевый.
  2. Автоматизация звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебряный.
  3. Автоматизация звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый, серебряный.
  4. Автоматизация звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зелёный.
  5. Автоматизация звука «ж»: жёлтый, оранжевый.
  6. Автоматизация звука «л»: белый, золотой, голубой, жёлтый.
  7. Автоматизация звука «ль»: зелёный, фиолетовый.
  8. Автоматизация звука «ч»: чёрный, коричневый.
  9. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.
  • Синий платочек.
  • Синяя страна.
  • Синее небо.
  • Синие глаза.
  1. Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам.
  • (Есть) синий василёк.
  • (Нет) синего василька.
  • (Подошёл) к синему васильку.
  • (Вижу) синий василёк.
  • (Любуюсь) синим васильком.
  • (Думаю) о синем васильке.
  1. Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок.
  • Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты.
  • Розовая бабочка прилетела на розовую полянку.
  • Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике.
  • Розовая бабочка перелетела на розовую звезду.

- 10 -

  1. Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов.
  • Одна розовая бусинка.
  • Две розовой бусинки.
  • Пять розовых бусинок.
  1. Составление предложений по демонстрации действий.
  • Я положил на жёлтую салфетку жёлтого жука.
  • Я рисую жёлтым карандашом жёлтого жирафа.
  1. Подбор родственных слов.
  • Зелёный, зелёнка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка.

15.Определение предметов по смыслу (по ассоциации).

  • Красное платье – красные пуговицы. Красные пуговицы можно пришить на красное платье.
  • Белая чашка – белое молоко. Белое молоко можно налить в белую чашку.

16.Составление описательных рассказов.

  • Это белая бабочка. Она прозрачная и лёгкая. У неё четыре белых крылышка. И так далее.

17. Сочинение сказок.

Игры с детьми «Цветотерапия»

Красный цвет

Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.

Упражнение

Ход: В пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки ставить точки на листе бумаги. Спросите у ребенка: «На что похожа картина, которую вы нарисовали».

Игра «Красный предмет в моей ладошке»

Ход: Закрой глаза и приготовь ладонь. Когда на твоей ладони окажется какой-то предмет, сожми кулачок. (Взрослый кладет ребенку на ладонь небольшой предмет красного цвета.) Открой глаза, но не раскрывай ладонь. Попробуй догадаться, что у тебя в ладони. (Ребенок высказывает свои догадки). Молодец! Теперь рассмотри свой предмет. Опиши, какой он. (Крупный или мелкий, круглый, овальный, гладкий, шершавый, с рисунком, с дырочкой в середине и т. д.)

Упражнение

Ход: Подготовить кусочки бархатной бумаги и нитки мулине красного цвета, шерстяные нитки того же цвета. На листе бумаги нарисовать контур цветка. Под музыку наклеить подготовленные кусочки разных материалов на контур нарисованного цветка.

Оранжевый цвет

Цель: используется при коррекции застенчивости, замкнутости, скованности.

Упражнение

Ход: На плотный картон нанести клей, насыпать пшенную крупу, распределяя по всему листу, подождать, пока высохнет. Под музыку пальчиковой краской оранжево цвета раскрасить пшено.

Желтый цвет

Цель: используется при коррекции гиперреактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки.

Упражнение

Ход: На листе акварельной бумаги нарисовать ветку мимозы. Из бархатной бумаги желтого цвета сделать конфетти. Под музыку наклеить конфетти на изображение ветки, ветку и листья раскрасить акварельной краской зеленого цвета.

Упражнение

Ход: Ребенок наклеивает свой листок на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дорисовывают все необходимое, чтобы получился автопортрет. Если ребенок отказывается изображать себя, то он может изобразить то, что ему хочется.

Зеленый цвет

Цель: используются при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Упражнение

Ход: На листе акварельной бумаги или картона нарисовать грозди винограда. От куска пластилина зеленого цвета отрезать небольшой кусочек, скатать в шарик. Под музыку отделять от шарика кусочки и размазывать по изображению ягод, листья раскрасить акварельной краской светло-зеленого цвета.

Игра «Зеленые обитатели леса»

Ход: Назовите лесных жителей – зверей, птиц, насекомых – зеленого цвета (зеленая ящерица, зеленая змея, лягушка, гусеница, бабочка, жучок, кузнечик и т. д.) . Сейчас каждый из вас превратится в любое зеленое существо, и когда зазвучит музыка, вы будете двигаться как ваши герои. То есть бабочка будет летать, кузнечики – прыгать, змеи-ползать, лягушка-скакать. Покажите, как вы будете двигаться. Хорошо! Когда музыка остановится, ваш герой должен замереть на месте. (Игра повторяется несколько раз).

Упражнение

Ход: Бархатную бумагу зеленого цвета нарезать на полоски длиной 15 см. Под музыку наклеить полоски на лист акварельной бумаги или картона, промежутки раскрасить пальчиковыми красками, смешав зеленую краску с желтой. Покажите детям, как смешивать краски, добиваясь нужных оттенков, как пользоваться палитрой.

Голубой цвет

Цель: используется при коррекции тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.

Упражнение

Ход: На акварельной бумаге приклеить несколько кусочков ваты (облака). Под музыку «Звуки природы. Пение птиц» пальчиковой краской голубого цвета раскрасить небо. Покажите детям, как смешивать синий и белый цвета, чтобы получился необходимый оттенок голубого.

Упражнение

Ход: Подготовить 10 отрезков мулине голубого цвета. На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько волнистых линий одну над другой. Под музыку наклеить нитки на линии, стараясь соблюдать форму.

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ (ЦВЕТОТЕРАПИЯ).

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ»

Цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!


 «РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК»

Пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, можно предлагать детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предложить побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учить детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.

«ЗАЖГИ РАДУГУ»

На полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить крышками дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения.


         Дидактический столик  «РАДУЖНАЯ СТРАНА» - расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети, рассказывают, почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включиться в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории.

Т.е. работая с цветом, обязательно уточняю его психологические характеристики.
Аналогично можно путешествовать по «РАДУГЕ ИЗ ЛЕНТ».

Вертушка  «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» - ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т.д.

Игра хорошо развивает фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или о событии в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации.


«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ». 

Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

 «КОВРИК НАСТРОЕНИЙ». Перед завтраком можно собираться в кружок, приветствовать друг друга, рассказывать о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Ваша задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.
    С середины года можно будем рисовать свое настроение. Ежедневно в конце дня (1 неделя в месяц) будут распускаться «цветы настроения». Во второй половине дня проводится беседа, дети анализируют, как прошел их день (настроение, поведение, поступки), а затем выражают все это в цвете. Таким образом, дети приобретают навык самоконтроля и учатся управлять своими эмоциями. Каждому хочется, чтобы его лепесток был самым красивым.
Дидактическая игра «Сделай радугу» 

   Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить из конструктора дуги  радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются. Следует учитывать психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

Дидактическая игра «Волшебные платочки».

    Через цветные платочки из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов рассматриваем  окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
  «Желтая солнечная физкультура». Заранее договориться с родителями, о том, что в одежде должен присутствовать желтый цвет. Дети выстраиваются в музыкальном зале. Появляется герой-солнышко, которое предлагает сделать зарядку, выполнить задания, поиграть и в конце их ждет сюрприз (как узнается позже) желтые шарики. Вроде бы обычная  физкультура, но с использованием цвета вызывает у детей восторг, настраивает на позитивный лад и они с удовольствием занимаются.

 Следующая форма работы: чтение художественной литературы - Семь цветных сказок.

-Хотите я расскажу вам семь сказок?

- А какие они будут?

-Одна желтая, другая зеленая, потом голубая, потом красная, еще синяя и лиловая, а самая последняя оранжевая, про девочку у которой было много разноцветных передников и мамин лиловый зонт. Чтение таких сказок активизирует логику, уменьшает эмоциональную нестабильность, развивает воображение.

   Сочинение цветных сказок, как в группе, так и дома с родителями. Понятно, что яркие сказки, например, желтая и красная, зеленая и оранжевая получаются веселые, красочные, а вот черная наоборот. Но ведь и черную краску можно преобразить, добавив в нее немного цвета и фантазии.

РИСОВАНИЕ В ЛОГОПЕДИИ:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • печать из ниток;
  • печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

  • отпечатки-картинки;
  • печать пластилином;
  • масляная пастель + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные ниточки;
  • монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование солью;
  • кляксография;
  • пластилинография;
  • граттаж;
  • фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический КВН "Речь и общение"

Ежегодно провожу с педагогическим коллективом логопедический КВН....

Презентация опыта работы по использованию методики "Логопедическое обследование речи детей" В.М.Акименко

Методика предназначена для специалистов психолого-медико-педагогических консультаций, логопедов,психологов, дефекктологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Методические рекомендации к проведению логопедического обследования речи неговорящих детей 3-4 лет

Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов....

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Методика логопедического обследования речи ребенка дошкольного возраста.

Методическое пособие состоит из двух частей: методики логопедического обследования и карты речевого развития ребенка дошкольного возраста. Данное пособие позволит оценить индивидуальное речевое развит...

Сводная таблица результатов логопедического обследования речи детей

Статистический отчёт о работе логопедического пункта МБДОУ № 1 СП «Радуга»...