Развитие речи "Лексические упражнение"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Паклина Айсулу Рысхалиевна

    Проверить, умеют ли дети различать гласные или согласные звуки, звонкие и глухие согласные, мягкие и звонкие согласные. Проверить умение делить на слоги. Закрепить умение детей составлять описательный рассказ. Уточнить информацию о среде обитания белок, их образе жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №72»

КОНСПЕКТ (ЗАНЯТИЯ) развитию речи

По теме: «Лексические упражнения»

                                                                     Воспитатель Исанова А.Р.

Старшая группа

Бийск

Схема конспекта занятия

Образовательная область: «Речевое развитие»________________________________________________________________

Возрастная группа: Старшая группа_________________________________________________________________________

Тема занятия: «Лексические упражнения»____________________________________________________________________

Цель занятия: Проверить богатство словарного запаса детей____________________________________________________

Задачи занятия: Проверить, умеют ли дети различать гласные или согласные звуки, звонкие и глухие согласные, мягкие и звонкие согласные. Проверить умение делить на слоги. Закрепить умение детей составлять описательный рассказ. Уточнить информацию о среде обитания белок, их образе жизни________________________________________________

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия : тематические картинки , карточки с фонетическим разбором слов «белка», «булка», корзиночка с запасами белки.

  1. Вводная часть
  • Развить координацию речи с движениями.
  • Игра малой подвижности, пояснения, сюрпризный момент.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети встают в круг

Идут по кругу

Дети образуют круг и проговаривают стишок.

   

Поезде.

Доброе утро! Как ваше настроение? Собирайтесь дети в круг, по играем в голосок.

Ход игры: Водящий встает в центр круга  и закрывает глаза. Дети образуют круг, не держась за руки, идут по кругу вправо и произносят:

Мы собрались в ровный круг.

Повернемся разом вдруг,

А как скажем; «Скок-скок-с кок»,

Угадай, чей голосок.

Сегодня мы выясним, насколько богат ваш словарный запас, как хорошо вы знаете звуки.

И начнем мы со скороговорок:

1 В камышах шуршали мышки,

Шелушили мышки шишки.

2 Петушок по пашне шел,

Корешок петух нашел.

3.На лужайке козлик был,

Колокольчиком звонил.

4. Лось в лесу пилу нашел,

Лось лосихе сделал стол.

5.Белка булку испекла

И бельчатам отдала

Игра «Угадай по голосу»

                                                                                2. Основная часть занятия.

  • Развивать зрительное внимание, мышление, воображение, умение отвечать на вопросы. Проблемная ситуация, художественное слово, вопросы.

Деятельность   детей

Деятельность   педагога

Примечание

Здравствуй ребята,

Дети отвечают на заданные вопросы.

Ответ детей.

 Фонетический анализ слов

В: Остановимся на последней скороговорке: белка булку испекла и бельчатам отдала. Здесь мы рассмотрим два слова «белка» и «булка»

Итак, слово «белка»

- Сколько слогов в слове (2 слога, ударный [э])

-Назовите гласные звуки([э], [а])

-Назовите согласные звуки([б], [л], [к],)

-Проанализируем эти звуки. Начнем со звука [б] ( звонкий, парный [п], мягкий)

[л] ( звонкий, непарный , твердый)

[к] (глухой, парный [г ], твердый)

Второе слово «булка»

- Сколько слогов в слове (2 слога, ударный [у])

-Назовите гласные звуки([у] [,а])

-Назовите согласные звуки([б], [л], [к],)

-Проанализируем эти звуки. Начнем со звука[ б ] ( звонкий, парный [п], твердый)

[л] ( звонкий, непарный , твердый)

[к] (глухой, парный [г ], твердый)

Сравним, при помощи какого гласного звука различаются слова «белка», «булка»?( [э], [у])

при помощи какого согласного звука различаются слова «белка», «булка»?( [б] мягкий, [б] твердый)

Мы нашли различия в звуковом составе слов «белка», «булка» и знаем , что любят белки.

3 Среда обитания белок, их образ жизни

В: Сейчас мы познакомимся с белками поближе.

-Где живут белки? (В лесу, в дупле)

-Что едят белки? (орехи, грибы,шишки).

 Все верно, а теперь мы уточним, чем ещё питаются белки и поиграем в игру «Живой- неживой»

Игра «Живой- неживой»

Сейчас мы выясним, какие слова отвечают на вопросы Кто? Что? и определим живой или неживой предмет перед нами.

Лягушка ( Кто? Живой)

Муравей( Кто? Живой)

Муха( Кто? Живой)

Бабочка( Кто? Живой)

Жук ( Кто? Живой)

Божья коровка( Кто? Живой)

Рябина ( Что? неживой)

Шиповник( Что? неживой)

Орех( Что? неживой)

Шишка( Что? неживой)

Желудь( Что? неживой)

Белый гриб( Что? неживой)

Лисичка( Что? неживой)

Опенок( Что? неживой)

Итак, все, что мы с вами назвали, является едой для белок. Они едят и грибы, и шишки , и насекомых, и даже лягушек Определения к слову

А у меня есть корзина с припасами, которые сделала белочка на зиму. Я буду называть предметы, а вы слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Например: Шишка (кедровая)

Шишка (сосновая),шишка (еловая), гриб (вкусный),гриб( маленький), желудь (вкусный), рябина (красная), орех( вкусный).

 Называем слова, обозначающие действие предмета

Интересно, а что может делать белка? ( Прыгать, бегать, скакать, перелетать, есть, играть, резвиться)

В: Мы назвали слова, обозначающие действие предмета

Физкультминутка. (НРК «»)

В: Рассчитайтесь на первый - второй. На какой вопрос отвечают слова «первый», «второй»? (Какой?) Дети делают движения под музыку.

В: Кто же является другом белочки? ( Жилер, яфрак, кышлар. куян, аю). Кроме друзей у белочки есть и те, кого она боится- это лиса. Рыжая плутовка может съесть белочку.

Описание предмета.

В: После небольшого отдыха. Мы опишем предметы по схеме: вступление , основная часть, заключение. Но прежде всего скажите, живой это предмет или неживой(белка, булка).

Проходят на свои места.

Показывает картинку со звуками.

 

Игра «Живой- неживой»

                                                                        3. Заключительная часть занятия:

  • - Развивать умение отвечать на вопросы.
  • - Вопрос, практическое задание.

Деятельность       детей

Деятельность     педагога

Примечание

 ( о белке)

 (Белку, булку)

 (повторяли звуки, делали движения под музыку, задавали вопросы)

О ком мы узнали много нового? ( о белке)

Какие предметы описывали? (Белку, булку)

Чем мы еще занимались? (повторяли звуки, делали движения под музыку, задавали вопросы)

Мы хорошо позанимались, своими впечатлениями поделитесь с родителями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Упражнения, активизирующие речь.

Развитие речи. Упражнения, активизирующие речь....

Физическое развитие: общеразвивающие упражнения для дошкольников КАРТОТЕКА

Физическое развитие: общеразвивающие упражнения для дошкольников КАРТОТЕКА...

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию "Спортивные упражнения. Цветы"

В работе написаны цели,  оборудования для занятия. Представлен конспект выполнения физических упражнений на занятии....

Движение руки и развитие речи. Упражнения из опыта работы.

          На всех этапах развития жизни ребенка движение руки играет  важнейшую  роль. Особенно это важно на первом году жизни, в период предречевого развития...

Презентации по развитию речи. Упражнения (№ 1 - 6).

Цель: Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

ООД по речевому развитию "Лексические упражнения"

Конспект ООД по «Речевому развитию»в соответствии с ФГОС ДОразвитие речи для детей 6-7летТема: «Лексические упражнения» Образовательная область: «речевое развитие&ra...