«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Жукова Дарья Игоревна

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень просты, эмоциональны. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира - предметов, животные, людей, их деятельность, а такие процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №21 «Золушка»

Консультация для педагогов по теме:

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

        Подготовила:

Воспитатель

первой младшей группы

 Жукова Д.И

г.о Химки, 2020 г

«Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли»
В.А. Сухомлинский

 

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательною областью, являясь ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития моторики в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны.

Отмечено, что для ряда, детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.

У игр пальцами есть и другие преимущества. Например, они помогают в обучении таким понятиям, как "вниз" и "вверх", а также понятиям числа и т. д. Они помогают развить чувство ритма, воображение,

Проведенные исследования я наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой опыт: просили ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика /сделай вот, так показываем, как надо сделать/. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.

В чем же заключается связь движения пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движения пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок постигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи /так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи/, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень просты, эмоциональны. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира - предметов, животные, людей, их деятельность, а такие процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 Цель темы: Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи:

1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры

3)Систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики;

4)Продолжать давать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Виды пальчиковых игр:

Пальчиковые игры с предметами

Игры со стихотворным сопровождением

Игры-манипуляции

Пальчиковые игры на основе сказок

Пальчиковые кинезиологические игры

Пальчиковые игры с элементами

самомассажа

Су-джок терапия

Пальчиковые игры с предметами. Развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

Игры со стихотворным сопровождением. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так в образовательной деятельности.

Игры-манипуляции.

Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Пальчиковые игры на основе сказок

Пальчиковые игры по мотивам сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Пальчиковые кинезиологические игры.

Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Пальчиковые игры с элементами самомассажа. Су-джок терапия

Используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

Советы для работы с детьми по использованию пальчиковых игр:

1.  Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам.

Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено.

Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно

2.  Сопровождайте игры стихами и потешками.

Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте ребенка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

3.  В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков ребенка (все вместе или поочередно).

 Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

  4.  Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

  5.  Играйте часто, но понемногу.

Вывод. В результате предложенных упражнений развивается мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений, развивается речь детей. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни. Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр. Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковых игр позволяет добиться положительных результатов в речевом развитии детей.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №21 «Золушка» Консультация для педагогов по теме: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Подготовила: Воспитатель первой младшей группы Жукова Д.И г.о Химки 2020г

Слайд 2

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» В.М. Бехтерев Пальчиковые игры- общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребенку

Слайд 3

Цель темы : Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Задачи : 1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей; 2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры 3)Систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики; 4)Продолжать давать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Слайд 4

Значение пальчиковых игр:

Слайд 5

Виды пальчиковых игр: Пальчиковые игры с предметами Игры со стихотворным сопровождением Игры-манипуляции Пальчиковые игры на основе сказок Пальчиковые кинезиологические игры Пальчиковые игры с элементами самомассажа Су-джок терапия

Слайд 6

Пальчиковые игры с предметами Развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

Слайд 7

Игры со стихотворным сопровождением Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так в образовательной деятельности.

Слайд 8

Игры-манипуляции Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Слайд 9

Пальчиковые игры на основе сказок Пальчиковые игры по мотивам сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Слайд 10

Пальчиковые кинезиологические игры Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Слайд 11

Пальчиковые игры с элементами самомассажа Су-джок терапия Используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

Слайд 12

Советы для работы с детьми по использованию пальчиковых игр: 1. Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно 2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте ребенка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

Слайд 13

3. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков ребенка (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые). 4. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти. 5. Играйте часто, но понемногу.

Слайд 14

Вывод: В результате предложенных упражнений развивается мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений, развивается речь детей. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни. Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр. Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковых игр позволяет добиться положительных результатов в речевом развитии детей.

Слайд 15

Список литературы: Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014 Калмыкова Л.Н. «Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Волгоград, 2012 г. - Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015. - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013. - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014 - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития ...

Самообразование 2021-2022 г. «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Данная тема моего самообразования очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры....

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Конспект «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством интеллект - карт»

Развитие речевых способностей детей через активизацию мыслительных процессов....