Конспект «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством интеллект - карт»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Олеся Владимировна Колисниченко

Развитие речевых способностей детей через активизацию мыслительных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt-_karty.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шугаровская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Ступино Московской области

142830,  Московская область, городской округ Ступино, с. Шугарово,

ул. Совхозная, влад.3, тел.8(496)649-72-10

Сообщение для воспитателей из опыта работы

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством интеллект-карт»

Подготовили воспитатели:

Колисниченко О.В.

Сошникова А.И.

2022

Слайд 1

          Добрый день уважаемые коллеги. Мы хотим представить вашему вниманию сообщение для воспитателей из опыта работы «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством интеллект-карт», в рамках семинара-практикума «Развитие речи дошкольников через организацию игровой деятельности».

Слайд 2

           С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня метод мыслительных – карт.  

Слайд 3

 Цель: развитие речевых способностей детей через активизацию мыслительных процессов.

Задачи:

  • развивать психические функции (внимание, память, мышление);
  • стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь;
  • развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
  • развивать воображение и творческую активность;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Слайд 4

     Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mindmaps". Слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".

Слайд 5

 В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентина Михайловна Акименко, которая предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».                          

Константин Дмитриевич Ушинский

Слайд 6

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Слайд 7-9

 Существуют общие требования к составлению интеллект –карты:

  • Лист располагается горизонтально.
  • Главная идея обводится в центре страницы.
  • Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
  • Каждая мысль обводится.
  • В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
  • Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков, вырезки из журналов и т.д.

Слайд 10

Полезные свойства интеллект-карт:

  • Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.  
  • Привлекательность.Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.                                              
  • Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.                                                                          
  • Своевременность.  Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;                        
  • Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.                                                                                                                                        
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

   

Слайд 11

 В речевом развитии мы применяем их в нескольких направлениях:

1 – направление. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления –анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.                                  

 2 – направление. Закрепление и обобщение материала.  Создание обобщенной интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

1 вариант:

Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)                

Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.                                                                                                                                    

К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

3 – направление. Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Слайд 12-16

  В своей педагогической работе мы применяем такие интеллект – карты, возраст детей 4-5 лет (средняя группа), карта имеет упрощенный вариант, в зависимости от возраста она может и должна усложняться.

Слайд 17

Рекомендации (из опыта работы): задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом; беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей экспериментируйте и у вас всё получится.                                  

Слайд 18

Использование в работе метода интеллект-карт позволило достичь положительной динамики в речевом развитии:                                                    

-пополнился словарный запас;                                                                                  

-улучшилась лексико -грамматическая структура речи;                                                            

-дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

 С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.

Слайд 19

Вывод

 В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.                                                  

Слайд 20

Источники:

 

1.    Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

 

2.    Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.

 

3.    Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.

 

4.    Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития ...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень просты, эмоциональны. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность ...

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Доклад - презентация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством интеллект - карт»

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление....