Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе с ТНР Тема: «Загадочные слова» (фразеологизмы) или «Дружба сказок с фразеологизмами»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Красникова Ольга Васильевна

 

Цель: Создать условия для  формирования  навыков употребления фразеологизмов в речевой практике старших дошкольников.  

Задачи:

Обучающие:

  • формировать  представления детей  о роли фразеологизмов в родной  речи.
  • учить понимать прямое и переносное значение фразеологизмов русского языка;                                                                                                          
  • развивать связную речь, учить подбирать и правильно употреблять фразеологизмы в собственной речевой практике; 
  • активизировать  словарь через использование фразеологизмов.

Развивающие:

  • способствовать  развитию у детей выразительности речи; языкового чувства,   интуиции, накопление положительного речевого опыта.
  • развивать словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать диалогическую и монологическую речь

          Воспитательные:

  • воспитывать любовь и  уважительное отношение к родному языку;
  • воспитывать самостоятельность и активность.
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, формировать навыки сотрудничества эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату, сопереживать.

 

Материалы и оборудование:  мультимедиа,  СD проигрыватель, мультимедийная  презентация, композиция  «Сказки гуляют по свету», слова М. Пляцковского,  музыка  Евгения  Птичкина,  в исполнении                                 В. Толкуновой ;  иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» к дидактической игре  «Найди отличия»,  «Волшебная книга сказок»;  волшебный сундучок (с картинками и предметами) для дидактической игры « Шесть  загадок волшебного сундучка», набор иллюстраций с изображением героев сказок.                             

                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zagadochnye_slova.docx56.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 175

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной                         к школе группе с ТНР

Тема: «Загадочные слова»  (фразеологизмы) или                                                     «Дружба сказок с фразеологизмами»

                                                             

                                                               Разработал:

                                                                                     воспитатель группы № 5

                                                                       Красникова О.В.

г. Иркутск, 2021г

Тема:  «Загадочные слова»  (фразеологизмы)

Цель: Создать условия для  формирования  навыков употребления фразеологизмов в речевой практике старших дошкольников.   

Задачи:

Обучающие: 

  • формировать  представления детей  о роли фразеологизмов в родной  речи.
  • учить понимать прямое и переносное значение фразеологизмов русского языка;                                                                                                          
  • развивать связную речь, учить подбирать и правильно употреблять фразеологизмы в собственной речевой практике;  
  • активизировать  словарь через использование фразеологизмов.

Развивающие:

  • способствовать  развитию у детей выразительности речи; языкового чувства,   интуиции, накопление положительного речевого опыта.
  • развивать словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать диалогическую и монологическую речь

          Воспитательные:

  • воспитывать любовь и  уважительное отношение к родному языку;
  • воспитывать самостоятельность и активность.
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, формировать навыки сотрудничества эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату, сопереживать.

Материалы и оборудование:  мультимедиа,  СD проигрыватель, мультимедийная  презентация, композиция  «Сказки гуляют по свету», слова М. Пляцковского,  музыка  Евгения  Птичкина,  в исполнении                                 В. Толкуновой ;  иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» к дидактической игре  «Найди отличия»,  «Волшебная книга сказок»;  волшебный сундучок (с картинками и предметами) для дидактической игры « Шесть  загадок волшебного сундучка», набор иллюстраций с изображением героев сказок.                            

                                           

Ход занятия:

  1. Организационный этап:

    Дети проходят на занятие  под музыкальную композицию  и садятся на стульчики.

  1. Приветствие детей.
  2. Установление эмоционального контакта, настрой на занятие:

звучит музыкальная композиция  «Сказки гуляют по свету».

3. Чистоговорка   « Гуси-лебеди»

Рали-рали-рали,   гуси мальчика забрали.

  Ать-ать-ать,  девочка братишку бежит выручать.

  Гла-гла-гла,  детям мышка помогла.

  Ат-ат-ат, речка, яблонька и печка от гусей спасли ребят.

  Воспитатель: Ребята, вы узнали сказку?

II.   Введение в ситуацию:                                                                                             Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на картинки

1. Дидактическое упражнение  «Найди отличия» ( в  иллюстрациях  к сказке «Гуси-лебеди») Слайд 1.

Воспитатель: Кто из вас уже выполнял такие задания?  Я раздам  вам  картинки и вы  сможете  выполнить это задание, но не сейчас.                          

  III.  Основной этап

1.  Актуализация знаний и умений

Я надеюсь,  вы без труда с ним справитесь. А  сейчас,  мы  будем выполнять  следующее  задание на определение отличий.

2.  Введение в затруднение

А) Постановка проблемы

Воспитатель достаёт  «Волшебную книгу сказок», объясняя  детям задание.                                Он  просит детей  внимательно  послушать  тексты   и  медленно зачитывает их по очереди.

                      По щучьему веленью

1.   Жил-был старик. У него было три сына: двое умных,   третий — дурачок  Емеля.

Братья работают без устали, не переставая,  трудятся без перерывов,  с большим старанием .   А Емеля целый день лежит на печке без дела,  знать ничего не хочет.

2.  Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок  Емеля.

Братья работают, не покладая рук. А Емеля целый день лежит на печке,

баклуши бьёт, знать ничего не хочет.

Б) Решение проблемы  

Воспитатель: 

 - Из какой сказки эти отрывки?  Что интересного, вы заметили?  Чем отрывки  отличаются друг от друга? Объясните, в каких случаях  так говорят.  Работать не покладая рук,  работать,  засучив рукава -  старательно без перерывов, выполнять работу с особым старанием.                                                                                                        

АА когда так  говорят?   Бить баклуши, сидеть сложа руки, лодыря гонять, мух ловить – бездельничать. Вы уже знаете, что эти загадочные слова  называются фразеологизмами.

Воспитатель: Эти фразы полностью противоположны по смыслу.  Слайд 2.

Вспомните  и назовите героев знакомых вам сказок, к которым можно отнести эти фразы.

Назовите  героев знакомых вам сказок, к которым можно отнести эти фразы.

4. Практическая часть  (закрепление знаний)

А) Решение проблемы (работа в  группах)

А) Дидактическая  игра  «Такие разные герои »  

(дети распределяют картинки с изображением героев сказок  на  две группы,  в  зависимости от фразеологизма.

Крошечка - Хаврошечка                        Рукодельница

Братья  Емели                                          Настенька  (из сказки «Морозко»)     Одноглазка,  Двуглазка,  Триглазка      Ленивица                                                                                                                                    

Емеля  Марфуша                                

Воспитатель:  С кем из героев (персонажей) сказок,  вы хотели  бы дружить?

IV.   Динамическая пауза.      «Шел король по лесу»                                                                                                                 

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Еще разок попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем,  потопаем.

Колобок

1.  А Лиса решила ловко и хитро обмануть  Колобка и говорит:

— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо.  Колобок, Колобок, сядь ко мне на

носок да спой еще разок, погромче.

Колобок, разинув рот,  вскочил Лисе на нос и запел погромче  ту же песенку.

А Лиса опять решила схитрить - Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок, да пропой в последний разок.

А глупый и наивный  Колобок, прыг Лисе на язык, а Лиса его - гам и съела.

2.  А Лиса решила обвести вокруг пальца Колобка и говорит:

-Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на

носок да спой еще разок,  погромче.

Колобок, уши развесил, вскочил Лисе на нос и запел  погромче  ту же песенку.

А Лиса опять ему стала морочить голову:

— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок, да пропой в последний разок.

Колобок,  прыг Лисе на язык, а Лиса его - гам! - и съела.

Воспитатель: Все узнали эту сказку?  Какие фразеологизмы вы услышали в одном из отрывков?  Про кого так говорят?  Обвёл вокруг пальца – ловко, хитро обманул  кого - то.                                                                                         Развесил  уши – слушал  с большим доверием  Слайд 3.

  Воспитатель: Назовите героев сказок, к которым можно отнести эти  фразы.  Кто обманул?  (обвёл вокруг пальца)   А кто был обманутым?  (развесил уши)

 Вспомните другие примеры из сказок.  Кто обманул?                                                       (обвёл вокруг пальца, морочил голову)                                                                                                      А кто был обманутым? (развесил уши) 

Б)  Дидактическое упражнение:  Обведи карандашом, только тех героев, кто был обманут.  Слайд 4.

 Составь предложение с использованием нужного фразеологизма.        Произнеси его, с интонацией  иронии, насмешки.  

Лиса  (из сказки Колобок)

     Колобок

Лиса   (из сказки Волк и лиса)                          Волк

Лиса   ( из сказки «Кот, лиса и петух»)            Петух

Лиса обвела вокруг пальца не только Колобка, но и старика и волка в сказке «Волк и лиса»                                                                                                                            (Воспитатель: Какой из этих двух отрывков  вам больше понравился?                                             Первый  или  второй?   И почему?                                                                                                                                 Хотели бы вы использовать,  при рассказывании сказок эти  выражения? (фразеологизмы)                                                                                                                            Ещё фразеологизмы,  называют КРЫЛАТЫМИ СЛОВАМИ.   Они как бы перелетают из одной сказки в другую.                                                                   Действительно,  сказки  и фразеологизмы дружат.                                                    

В) Дидактическая игра   « Шесть  загадок волшебного сундучка»                            (картинки или предметы: чайная ложка,  лук, решето, глаза и слёзы в три ручья ,  2 глаза,  2 сердечка)

– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (воспитатель  поочерёдно показывает предметы из сундучка).                       Подсказка – шуточный вопрос.

  • Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго                     (о чьём-либо медленном действии).
  • С этим овощем дружит горе. Что это? Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек
  • В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?                     Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно;                                                            о чём-либо необыкновенном, странном.
  • Что говорят про человека, который  плачет горько,  долго и безутешно, что про них говорят?  (льёт слёзы в три ручья)
  • Что значит смотреть в оба?  (смотреть внимательно, ничего не пропускать)
  • Эти два сердечка любят друг друга, живут дружно, не сорятся, помогают друг другу.                                                                                                                            

Г)    Дидактическое упражнение                                                                                                  « С какой сказкой дружат эти  фразеологизмы? »     Слайд 5.                                        

  • горючими  слезами заливалась  (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»)
  • водой не разольёшь  («Крылатый,  мохнатый, да масляный»)
  •  ни в сказке сказать, ни пером описать»   («Сивка-Бурка»)
  •  только его и видели («Колобок»)
  •  и в ус не дует  («Каша из топора»)  

   VI. Заключительный этап

  1. Подведение итогов  (дети сами делают выводы им помогает воспитатель)                                               Фразеологизмы окружают нас с самого детства,  т. к. встречаются во многих произведениях, а особенно часто в русских народных сказках.  Они помогают  ярко, образно дать характеристику герою, логично, точно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека: отношение к труду, к людям. Как приятно слушать человека, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Одним из лучших украшений  нашей речи,  являются  фразеологизмы.  Роль фразеологизмов в нашей речи велика!  2.  Сюрпризный момент                                                                                       Воспитатель:  Вы уже знаете, что обозначают эти два сердечка?  Слайд 6.                                                                     Они любят друг друга, живут дружно, не сорятся, помогают друг другу.                                                                                                                             Многие сказки заканчиваются словами:  И стали они жить поживать и добра наживать. С  тех пор жили они долго и счастливо.  Как ещё говорят про счастливых  людей?   Живут,  душа в душу.                                                                   Есть ли,  среди ваших знакомых  люди,  которые  живут,  душа в душу?                                                                                           Я дарю вам эти сердечки, чтобы вы и ваши родные и близкие люди,                           жили - душа в душу. 

 3.   Рефлексия

Воспитатель: - Спасибо всем за занятие.                                                                                                       Мы сегодня не переливали из пустого в  порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу занятия  мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.                                                                       Я хочу вам пожелать и дальше дружить с русским языком. В общении с родными,  друзьями  и просто с окружающими людьми не стесняйтесь пользоваться крылатыми выражениями.  

Из волшебного сундучка появляется волшебный клубок - необычный атрибут  многих волшебных сказок. По волшебному клубку в сказках обычно можно найти нужный путь. Волшебный клубочек в сказках часто помогал героям.                       И нам он, ребята тоже поможет вернуться в нашу группу.  

Сценарный план занятия

по речевому развитию

для детей подготовительной к школе группы с ТНР

 Разработал: воспитатель  подготовительной к школе группы №5 Красникова Ольга Васильевна

Тема:    «Загадочные слова»  (фразеологизмы) или  «Дружба сказок с фразеологизмами»                                                

Цель: Создать условия для  формирования  навыков употребления фразеологизмов в речевой практике старших дошкольников.                                         

 Задачи:

Обучающие:   

  • формировать  представления детей  о роли фразеологизмов в родной  речи.
  • учить понимать прямое и переносное значение фразеологизмов русского языка;                                                                                                          
  • развивать связную речь, учить подбирать и правильно употреблять фразеологизмы в собственной речевой практике;  

Развивающие: 

  • способствовать  развитию у детей выразительности речи; языкового чувства,   интуиции, накопление положительного речевого опыта.
  • развивать словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать диалогическую и монологическую речь

Воспитательные:  

  • воспитывать любовь и  уважительное отношение к родному языку;
  • воспитывать самостоятельность и активность;
  • формировать навыки сотрудничества, эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату, сопереживать.

Предварительная работа: 

1. Ознакомление детей с происхождением фразеологических оборотов.    

2. Просмотр презентаций «Крылатые слова», «Путешествие в мир фразеологизмов»

3.  Рисование «Занимательные слова»

4.  Беседа  с детьми на тему: «Откуда берутся фразеологизмы?»

5.  Знакомство детей со словарём  Андрея  Усачёва «Великий могучий русский язык»  (крылатые слова в стихах и картинках для детей все возрастов.)

6. Чтение художественных текстов с определением наличия в них фразеологизмов;

7.   Рассматривание  веселых  открыток  А.Векслера                                      «Шуточные рассказы в картинках»    

8. Создание и  оформление иллюстрированного фразеологического словаря  группы.                                                            

9. Дидактические,  словесные игры и упражнения: «Вопросы-шутки», «Картинная галерея», «Кто это мог сказать?»,  «Подберите фразеологизмы»,  «Найдите и соотнесите  фразеологизм и его значение», «Найди картинку», «Замени фразу».

Используемые методы и приемы:  игры на основе наглядности, словесные игры на основе отрывков из сказок,  словесные игры для построения синонимичных и антонимичных  пар фразеологизмов; самостоятельное выделение детьми фразеологизмов в тексте; умение объяснить значение образного выражения; занимательный материал  «Веселые открытки» А.Векслера.

Материалы и оборудование: мультимедиа,  СD проигрыватель, мультимедийная  презентация, композиция  «Сказки гуляют по свету», слова М. Пляцковского,  музыка  Евгения  Птичкина,  в исполнении                                 В. Толкуновой ,  иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» к дидактической игре  «Найди отличия», «Волшебная книга сказок»;  волшебный сундучок (с картинками и предметами) для дидактической игры « Шесть  загадок волшебного сундучка», набор иллюстраций с изображением героев сказок.                            

Ход занятия:

I.  Организационный этап:

 1. Приветствие детей.

   2.Установление эмоционального контакта, настрой на занятие: музыкальная композиция  «Сказки гуляют по свету» Евгений Птичкин,  М. Пляцковский ,  в исполнении В. Толкуновой.

  3. Чистоговорка   « Гуси-лебеди»
 II.   Введение в ситуацию:  

 1. Дидактическое упражнение  «Найди отличия»  Слайд 1.

  III.  Основной этап

 1.  Актуализация знаний и умений

2.  Введение в затруднение  (Чем отличаются эти отрывки?)

3. Погружение в тему (использование отрывков  с противоположными по смыслу фразеологизмами)   Слайд 2.

IV.   Динамическая пауза.  «Шёл король по лесу»                                                                                                                      

 4. Практическая часть  (работа в группах)

 5.  Решение проблемы  (ответы на вопросы с опорой на занимательный материал)  Слайд 2, 3.

 6. Включение нового знания в систему знаний и умений                                           (игры и упражнения)

А)  Дидактическая  игра  «Такие разные герои » (классификация картинок)

 Б)  Дидактическое упражнение:  Обведи карандашом, только тех героев, кто был обманут.   Слайд 3.

В)  Дидактическая игра  « Шесть загадок волшебного сундучка»

Г)   Дидактическое упражнение « С какой сказкой дружат эти  фразеологизмы? »   Слайд 4.

 V. Сюрпризный момент (подарок - два сердечка)  Слайд 6.

VI.  Заключительный этап:

  1. Подведение итогов занятия (дети сами делают выводы, воспитатель при необходимости корректирует)
  2. Сюрпризный момент (подарок - два сердечка)
  3. Рефлексия (волшебный  клубок провожает детей  в группу)

                                     

                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»

Цели:—                закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их осо­бенно...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.

Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Живая и неживая природа».

Форма проведения: путешествие по телевизионным передачам.Цели: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Моя Родина - Россия»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему "Моя Родина - Россия"...

Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки»

Приобщение детей старшего дошкольного возраста  к истокам русской  народной культуры с помощью сказок....