Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Солдатова Дарья Владимировна

Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Зима»  в средней группе по программе "Успех"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

 

Тема: заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Зима»

Возрастная группа: средняя группа

Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная

Форма организации: индивидуальная, групповая

Учебно-методический комплект: программа «Успех»

Цель: обучение умению выразительно читать наизусть стихотворение И.З.Сурикова «Зима»

Обучающие:

  1. Обобщать представления детей  о зиме
  2. Активизировать использование слов и словосочетаний по теме «Зима».
  3. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из стихотворения

Развивающие:

  1. Развивать связную речь
  2. Развивать произвольную память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, внимание, любознательность, желание доводить начатое дело до конца
  2. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства

Словарная работа: белый, пушистый, серебристый, волшебная, сказочная, снежная, морозная

Средства:

Мультимедийные: презентация

Литературные: стихотворение И. З. Сурикова «Зима»

Музыкальные: мелодия танец снежинок

Информационные средства:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Федеральный закон «Об образовании в РФ»   273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
  3. Программа «Успех»
  4. Стихотворение И. З. Сурикова «Зима»
  5. Стихотворение Е.Ф. Трутневой «Первый снег»

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивация деятельности детей (обсуждение реального события, введение в игровую ситуацию).

Здравствуйте, меня зовут Дарья Владимировна.  Я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь.

Организует размещение детей в группе, эмоционально включает в действие

Дети встают в круг, внимательно слушают воспитателя

Умеет управлять своим поведением; соблюдает общепринятые нормы поведения; проявляет готовность к действию.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы (постановка целей исследования).

Ребята, сейчас я загадаю вам одну загадку , слушайте внимательно :

На заборах, на крылечке,

Всё блестит и всё бело!

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело!

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (зимой)

Я предлагаю вам подойти к окну и посмотреть, как все замело снегом.

Евгения Фёдоровна Трутнева «Первый снег»

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый.

-Присаживайтесь, я прочитаю вам другое стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима»

Белый снег, пушистый воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что за шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

-Какие картины зимней природы вы мысленно себе представляли, когда слушали это стихотворение? (снег кружится, белое поле, лес в снегу).

-Понравились стихи? Сегодня мы будем учить стихотворение И.Сурикова наизусть. Послушайте ещё раз внимательно, постарайтесь запомнить.

-Как называется стихотворение? Кто автор?

-Какое сейчас время года? Какой снег выпал?

-Как он падает?

-Что стало с полем?

-Назовите приметы осени?

-А какая бывает зима? (волшебная, сказочная, снежная, морозная)

Задаёт вопросы, читает стихотворения Е.Ф.Трутневой, И.З.Сурикова

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы

Умеет слушать, отвечать на вопросы; проявляет любознательность, задает вопросы; пытается самостоятельно предложить объяснение проблемы, способен к принятию собственного решения.

Решение проблемы (игровая деятельность; анализ – сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного или предметного материала).

 -Давайте повторим строчку: «Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной» (дети повторяют строчку индивидуально)

-Как надо читать это стихотворение, послушайте ещё раз. Можно шепотом повторять за мной. (Читаю в третий раз)

-Кто хочет читать стихи? (вызываю одного ребенка, он читает, продолжает другой, а заканчивает третий эстафетно. Педагог помогает, подсказывает очень тихо. Вызывает первыми читать тех, кто быстро запоминает, а затем других, у которых навык запоминания слабее)

Предлагает детям рассмотреть  повторить строчку из стихотворения И.Сурикова задает вопросы, помогает детям составлять рассказ по картине

.

Выстраивают полный ответ, предложение; внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, учат стихотворение.

Проявляет инициативу и самостоятельность; открыт внешнему миру, взаимодействует со сверстниками, воспитателем; имеет развитое воображение; творчески решает проблему; способен к волевым усилиям; обогатил словарь по теме; проявил готовность к совместной деятельности.

Закрепление (самоопределение).

Включает музыку и дети двигаются под нее, изображая снежинок

-Пришла зима. А что она нам принесла? Отгадайте!

-Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

-Кто без бревен через реки мосты строит? (Мороз)

-Без рук, без ног

По свету рыщет,

Поет да свищет? (Ветер)

-Но мы с вами не боимся ни мороза, ни ветра. У нас есть …. Отгадайте?

-Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались зимы – помчались с горы! (Санки)

Правильно. А сейчас я предлагаю вам нарисовать как падают снежинки.

Инициирует общее обсуждение детей; выражает искреннее восхищение; комментирует высказывание;

Активно включаются в беседу, выражают свою оценку, проявляет творческую активность.

Проявляет самостоятельность;

положительно относится к другим; сопереживает неудачам и радуется успехам другим; проявляет творческие способности;

Рефлексия (анализ и результаты).

Дети, какие вы молодцы! Вы все сегодня были такими старательными! Какое стихотворение мы сегодня учили? Кто автор стихотворения? Кому было трудно выполнять работу, то потопайте ножками, а кому легко – похлопайте в ладоши.

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления;  Просит оценить свой труд на занятии,

Осуществляет контроль; выражают собственные суждения; делятся впечатлениями.

Способен оценить свою деятельность, свой вклад в решение проблемы; выделить трудности которые были в ходе решения проблемы.

Открытость (умение обсуждать и планировать дальнейшую совместную и  индивидуальную деятельность)

Ребята, вы сегодня хорошо постарались и у нас получилось выучить стихотворение «Зима». Когда вы придете домой, то вы можете рассказать друзьям и родителям это стихотворение. На следующем занятии мы рассмотрим  пейзажную картину -  А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)» и составим описательный рассказ. 

Хвалит детей за проделанную деятельность. Планирует предстоящую деятельность.

Планируют вместе с воспитателем предстоящую деятельность.

Овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умеют планировать и продолжать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание стихотворения И.В. Сурикова

«Заучивание стихотворения И.В. Сурикова «Зима с использованием мнемотаблиц»...

Занятие по заучиванию стихотворения И.З. Сурикова "Детство" в старшей группе

Целью данного занятия является научить детей выразительно читать наизусть стихотворение И.З.Сурикова "Детство" с опорой на мнемотаблицу....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

Целью данного задания познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение....