Заучивание стихотворения И.В. Сурикова
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бубнова Анна Владимировна

«Заучивание стихотворения И.В. Сурикова «Зима с использованием мнемотаблиц»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад п. Нопушкинское»

Конспект  НОД по «Развитию речи» с использованием развивающих технологий ТРИЗ с детьми старшей группы.

Тема НОД: «Заучивание стихотворения И.В. Сурикова «Зима с использованием мнемотаблиц»»

Составила воспитатель: Бубнова А.В.

2016г.

Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме, об ее основных особенностях. Учить детей пользоваться средствами мнемотехники при заучивании стихотворений.

     Обучающие:    Расширить и закрепить представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти  признаки самостоятельно.  Учить анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развивающие:   Развивать способность к наблюдению, мышлению, речи, воображению.  Помочь детям понять содержание стихотворения и запомнить его с опорой на план- схему. 

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, умение договариваться и работать как сообща, так и  выполнять её самостоятельно. 

Словарная работа:   иней, поле побелело, пеленою, принакрылся, чудной, непробудно.

Ведущая образовательная область: речевая.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации: фронтальная, групповая.

Форма реализации:

 музыкального сопровождения, демонстрация материала.

поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;

создание игровой мотивации, , игры, активная деятельность детей.

Развивающая среда: Загадка о зиме, подбор картинок из серии «Времена года», обручи, отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима», портрет И. Сурикова, обручи с временами года, мнемотаблица (слайды) к стихотворению, подбор музыки, снежки из бумаги, обруч, белые листы бумаги, гуашь (голубая,красная), кисточки, баночки с водой.

 Предварительная работа:

Беседа о И.Сурикове, рассмотрение иллюстраций, картин о зиме, рисование, аппликация зимнего леса, беседа о зимнем лесе, о снеге, чтение стихов, рассказов о зимнем лесе, о зиме.

Продолжительность:25 минут.

 Вводная часть:

- Ребята. Вы умеете отгадывать загадки?

Попробуйте отгадать, кто это?

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня... (Зима)

- Сейчас я вам загадаю загадку о том, что бывает зимой.

Рисовать на окнах - мастер,

Но не требует фломастер...

Щиплет щёки, щиплет нос

Надоедливый... (мороз).

- Посмотрите, правильно ли вы отгадали.

- Слушайте следующую загадку, и попробуйте её отгадать.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. - Молодцы, отгадали. Слушайте следующую.

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно–белый  …

Ну-ка угадай - ка!

Кто же это -...(Зайка)

- Молодцы, и ту загадку отгадали. Слушайте следующую.

Без неё на голове из дому зимой не выйдешь.

- Правильно, молодцы. Слушаем дальше.

В чаще он лесной живет,

Летом ест малину, мёд,

Может громко зареветь,

А зовут его ...(Медведь)

- Хорошо, молодцы. Слушайте последнюю загадку.

Не колючий. Светло - синий

По кустам развешан ...(иней).

- Молодцы ребята! Хорошо отгадываете загадки.

Ответы на вопросы- «Вы любите зиму?» «Почему вы ее любите?»

Основная часть:

А теперь ребята поиграем в игру «Выложи правильно»

. Игра «Выложи правильно» В обруче разложены карточки с обозначением признаков лета и зимы. Уточняем, сколько всего времен года - посчитаем. Всего - 4. Но мы возьмем только два - зима и лето. Внутрь обруча воспитатель выкладывает два обруча поменьше. Уточняем форму обручей и карточек, помещенных в них. Вместе с детьми обозначают условным значком, - для каждого времени года свой круг - дом. Дети берут по одной карточке и выкладывают их в соответствии с изображением в дом зимы или лета. Проверяем. Исправляем ошибки. Молодцы!

Физминутка

А теперь немного отдохнем. Давайте встанем в кружок, , чтобы погулять по зимнему лесу. Чтобы не замерзнуть, давайте оденем теплые штаны, валенки, куртки, шапки, варежки (имитируют движения одевания). Закроем глаза. Произнесем слова «Покрутились, покрутились и в  лесу мы очутились» (звуки зимнего леса ).Смотрите сколько снега! Какой снег в лесу? Ответы детей.

А давайте поиграем в снежки. (В обруче лежат листы бумаги белого цвета) Давайте вылепим снежки «из бумаги» и поиграем в снежки. Игра «Снежки» Молодцы ребята хорошо играете.

Но нам пора возвращаться. Встать в кружок, произнести слова «Покружились, покружились и в детском саду мы очутились»

Присаживайтесь на стульчики по удобнее. Я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал поэт И.В Суриков посмотрите на эркан.

 Послушайте, пожалуйста.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо, падает, ложиться.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы-

И зима настала.

- Вам понравилось стихотворение?

- Для того чтобы нам было интереснее и легче заучивать стихотворение, предлагаю вам воспользоваться опорой на план-схему.

- Ребята, а теперь давайте все вместе прочитаем стихотворение с опорой на слайд.

Индивидуальное чтение стихотворения с опорой на схему.

3. Заключительная часть. 

Вот какие мы молодцы. Столько много успели на занятии. Так о чем мы сегодня говорили на занятии? (о зиме). Кто написал стихотворение «Зима»? (И Суриков), Где мы с вами сегодня побывали? Что там делали? Что помогло нам запомнить стихотворение? (схема) слайды.

Рефлексия.

Ребята, я вам приготовила снежинки белого цвета Давайте разукрасим их в разные цвета. Если вам сегодня интересно было на занятии - то разукрасите снежинку в голубой цвет,

а  если что-то не понравилось то в красный цвет.

Мне очень приятно, что вам понравилось наше занятие.

 

 

Дети сидят за рабочими столами, и отвечают на загадки.

 Показ слайдов с ответами

 Слайд№1

 

 

Слайд №2.

 

 

Слайд №3.

 

 

Слайд №4

 

Слайд №5

 

Слайд № 6

 

 Слайд №7

 Беседа по вопросам.

 

 

 Дети выполняют задание, раскладывают признаки лето и зима.

 

 

 

Дети выходят и встают в кружок .

Имитируют движения одевания.

Дети играют в снежки.  

 

 

Присели на стульчики.

Чтение стихотворения воспитателем. 

 

Дети вместе с воспитателем

проговаривают стихотворение,

опираясь на план-схему.

 Разъяснения и выводы детей.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по заучиванию стихотворения И.З. Сурикова "Детство" в старшей группе

Целью данного занятия является научить детей выразительно читать наизусть стихотворение И.З.Сурикова "Детство" с опорой на мнемотаблицу....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

Целью данного задания познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение....

Пересказ РНС «Волшебные лапоточки» и заучивание стихотворения Ивана Захаровича Сурикова про лапти. ( Старший дошкольный возраст)

Пересказ РНС «Волшебные лапоточки» и заучивание стихотворения Ивана Захаровича Сурикова про лапти.( Старший дошкольный возраст)Интеграция образовательных областей: «Социал...

Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Зима»

Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Зима»  в средней группе по программе "Успех"...