Пересказ РНС «Волшебные лапоточки» и заучивание стихотворения Ивана Захаровича Сурикова про лапти. ( Старший дошкольный возраст)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Свиридова Любовь Петровна

 Пересказ РНС «Волшебные лапоточки» и заучивание стихотворения Ивана Захаровича Сурикова про лапти.

( Старший дошкольный возраст)

Интеграция образовательных областей«Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие».

Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, формирование  интереса к народному творчеству и истории России.

Задачи: «Познавательное развитие». Познакомить детей с самой древней обувью на Руси – лапти. Формировать потребность в познании рукотворного мира, о родовитых понятиях, предметах народного быта (лаптях): их цвете, форме, величине, материале. Знать: лапти – древний вид обуви; различаются: по способу плетения, материалу, из которого они сплетены, по назначению; об инструментах для плетения; о народных обычаях и поверьях.

«Социально-коммуникативное развитие».  Поддерживать интерес детей к истории своего народа через РНС «Волшебные лапоточки». Развивать находчивость, желание прийти на помощь товарищам. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

«Речевое развитие». Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Развивать связную речь. Учить пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, Заучивать стихотворение по схеме- таблице. Обогатить словарь детей словами: лаптилапоточки, драть лыко, лыченица, прялка, светца, щеголять, оберег.

«Физическое развитие». Формировать потребность в двигательной активности, координировать речь и движения с теннисным мячом, дыхательные упражнения с трубочкой и шариком.

Материалы и оборудование:

Проектор, компьетер, мультимедийная доска. Макет деревенского дома. лапти разной формы и размера, прялка ,кукла-домовёнок, картинки РНС «Волшебные лапоточки», схема – таблица для заучивания стихотворения, теннисные мячи на каждого ребёнка, трубочки с шариками на каждого ребёнка.

Ход занятия: Дети сидят на стульчиках ,воспитатель начинает свой рассказ, показывая детям  презентацию лаптей.

Лапти – самая древняя обувь на Руси. Материал для лаптей всегда был под рукой: их плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска, из бересты и мочала. Плели лапти на деревянной колоде, пользуясь железным или костяным крючком – кочедыком. Лапти лаптям были рознь. Будничные лапти плели из грубого широкого лыка. Куда наряднее выглядели розовые (или красноватые) лапти из вязового лыка. Они считались самыми подобающими к праздничному выходу. Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали.

Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, - рачки.

Для работы по хозяйству удобны были ступни – подобие галош, только плетёные. Верёвочные лапти назывались чуни, их надевали дома или для работы в поле в жаркую, сухую погоду. В некоторых деревнях ухитрялись плести лапти из конского волоса – волосяники. Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна (моченцах). Ноги оборачивали в холщёвые портянки, а потом закутывали в суконные онучи (показ репродукций картин)

Обуви вообще придавалось огромное значение в древности. Она передавалась из поколения в поколение и означала, что дети идут по пути отцов – наследуют традиции. Если человек ссорился с родней, про него говорили – «сбился с пути». Чтобы вернуть «беспутному» ум-разум, на его ноги следовало надевать старые «фамильные» лапти. Люди верили, что в каждом доме живёт Домовой, который любит подарки. Лапти - один из любимых его подарков. Вешаются они на видном месте, а ночами домовой (кукла домового и маленькие лапти) обувает их, форсит. В знак благодарности он сам перестает шалить, досаждать семье, оберегает жилище и в течение года исполняет одно желание.

Вот в таких домах жил простой народ (показ макета и домашней утвари).

Вы очень внимательно меня слушали, а теперь отдохнём.

Речевое упражнение с теннисным мячом.

На каждое слово подкидываем мяч на верх : Павка на лавке, плетёт лапти Клавке.

Мяч об пол на каждое слово: Не годятся лапти Клавке на ножки.

Мяч на верх: А годятся лапти,

Мяч вниз: На лапки кошке.

Молодцы!

А теперь послушайте РНС» Волшебные лапоточки», в этом нам помогут  картинки, чтобы лучше понять и запомнить сказку. Воспитатель рассказывает детям сказку, показывая действие героев на экране. Дети стараются пересказать сказку, используя серию картинок.

Дыхательное упражнения с трубочками и мячиками:

Сильно ветер  задувает   ( сильно дуем)

Ветер тихо задувает,        ( тихонько дуем)

А теперь совсем затих.     (берём  дыхание)

( упражнение повторяем три раза , при этом шарик должен удержаться в трубочке)

Сегодня я приготовила для вас стихотворение русского поэта Ивана Захаровича Сурикова про лапти. Вы много новых слов услышите, я попробую вам их растолковать.

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт.

Матушка за прялкой,

Молча лён прядёт.

Избу освещает

Огонёк светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца…

Матушка за прялкой, воспитатель показывает прялку. Вот на такой прялке раньше пряли лен, потом из этого льна шили одежду.

Огонёк светца -воспитатель показывает картинки с изображением горящей лучины или свечки на подставке (светец). В старину так освещали дома.

А чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила для вас схему –таблицу:

Дети заучивают стихотворение. В конце занятия подводим итоги, что нового сегодня узнали, с какими словами познакомились. Понравилось занятие. Ответы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотаблица611.46 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, стихотворения и речевые упражнения для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования культуры речи

Дети, в соответствии с игровой задачей (развивать культуру речи, умение делать комплимент, выражать одобрение; развивать связную речь, ее выразительность, развивать память и т.д.), повторяют вслед за ...

"Праздник Ивана Купала"-праздник для детей старшего дошкольного возраста

Праздник для детей старшего дошкольного возраста для проведения в летний оздоровительный период...

Занятие по заучиванию стихотворения И.З. Сурикова "Детство" в старшей группе

Целью данного занятия является научить детей выразительно читать наизусть стихотворение И.З.Сурикова "Детство" с опорой на мнемотаблицу....

Картотека стихотворений на тему "Весна" для детей старшего дошкольного возраста

Подборка стихотворений для детей старшего дошкольного возраста на тему "Весна"....

Заучивание стихотворения О. Крупенчук "Машины" с детьми младшего дошкольного возраста.

В данной презетации предоставлен материал о заучивании стихотворения О. Крупенчук "Машины" с детьми младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники....

Картотека стихотворений по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Страна, Родина, Отчизна…  Как только слышишь эти слова, сразу представляешь близкие нам еще с детства   образы: родной дом, мать, отец, Россия. Нравственно-патриотическое воспита...

Значение заучивания стихотворения в речевом и умственном развитии детей дошкольного возраста.

В настоящее время речевое развитие детей дошкольного возраста требует особого внимания со стороны педагогов, так как в связи с этим появилось много проблем. Существуют разнообразные методы, приемы и ф...