Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи

Берсенева Алла Сергеевна

Сказка - естественная составляющая повседневной жизни детей. В этой статье, вы узнаете о том, что такое сказка, сказкотерапия, её основные задачи и методы работы.

Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей ообенной сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия, как средство развития речи

детей дошкольного возраста.

        Сказка – источник народной мудрости. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.

Сказки служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Сказки вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра, вызывают общий интерес к книге.

Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д. Б. Эльконин, А. К. Запорожец, Л.В. Обухова и других, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы.

Надо заметить, что ребенку дошкольного возраста полезнее предлагать не одну реалистическую иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, схематические и т.д. Это поможет детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию, поэтому их надо активно внедрять в работу со сказками.

Важно! При выборе сказки педагог должен учитывать, возрастные особенности ребенка, какой познавательный материал заложен в сказку, вызовет ли он у ребенка интерес, любознательность, будет ли воздействовать на его чувства, можно ли использовать её в воспитательных целях.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.

Сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачек в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь ребенка.

Сказкотерапия решает следующие задачи:

- развитие речи детей с помощью: пересказывания сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, рассказывание сказок по предложению, сочинение сказок, театрализация сказок;

- выявление и поддержание творческих способностей;

- снижение уровня тревожности и агрессивности;

- развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

- развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- укрепление союза «ребенок – родитель – педагог».

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

Методы и приёмы работы со сказкой для развития речи разнообразны. И вот, основные этапы работы:

- изготовление и применение кукол-марионеток;

- пальчиковые игры;

- сказкотерапевтическое рисование;

- решение сказочных задач;

- театрализация;

- сочинение сказок и историй;

- групповое рассказывание сказок;

- придумывание продолжения к сказке.

Комбинируя различные методы и приёмы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить множество ситуаций, значительно расширить его мировосприятие и усвоить способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Литература:

  1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 112 с.
  2. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

laquo;Сказкотерапия как средство развития детейдошкольного возраста»...

Родительское собрание на тему: « Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему:« Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»...

Самообразование Сказкотерапия, как средство развития детей дошкольного возраста»"

Сказкотерапия, как средство развития  детей дошкольного возраста»...

Сценарий творческой встречи с родителями и детьми на тему: «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

Цель: Познакомить родителей со сказкотерапией, как эффективном методе работы с детьмиЗадачи:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;Создать доверительную атмосферу в группе родителей...

Родительское собрание на тему: « Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребенку узнать мир,может одарить его воображение ...

"Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста"

Отчёт по проекту "Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста"...